Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

От беседы до стартапа

Когда студенты Санкт-Петербургских духовных школ решили открыть у себя дискуссионный клуб, они сразу решили: клуб не должен стать очередным закрытым сообществом «только для своих». Христианин призван к открытости миру, разговору с ним. Давайте приглашать на собрания людей со стороны, — так решили организаторы.
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2017Страницы: 44-45 Автор: Татьяна Мазепина Опубликовано: 6 июля 2017

МЕСТО ДЛЯ ДИСКУССИЙ

Для человека светского Духовная академия — не только один из городских вузов, но и своего рода terra incognita, «неведомая земля». Там предметы преподают такие, что не встретишь больше ни в одном университете. Побывать в Академии интересно. Туда даже экскурсии водят из других вузов. В этот раз приходили студенты из РГПУ имени А. И. Герцена. Всё осмотрели, послушали гида — а потом еще и пошли вместе с семинаристами смотреть нашумевший фильм «Молчание» Мартина Скорцезе. Картина мало кого оставляет равнодушным — обсуждали её горячо и с интересом. Оказалось, что семинарист и студент педагогического вуза — отличные собеседники, им есть о чем поговорить, о чем поспорить, и, главное, у одной стороны всегда найдутся вопросы, на которые другая если и не даст ответ, то заставит по-новому взглянуть на вещи.

— А приходите на собрания нашего дискуссионного клуба! Мы еще и не такое можем обсудить!

Приглашение прозвучало. Принять его или не принять — дело каждого. И, как показывает, практика, многие принимают.

Очередное собрание клуба. В просторной светлой комнате пахнет свежесваренным кофе, постепенно исчезают свободные места вокруг большого стола. Многие уже знают друг друга, делятся впечатлениями за прошедшую с прошлой встречи неделю, кто-то пришел впервые, улыбаются все. Модераторов двое. Один из них, Аркадий Иванов, он же и спикер, вводит в курс дела. Он предлагает обсудить тему «Мы правда гомофобы или нас такими воспитали?», обрисовывает общую картину отношения к людям нетрадиционной сексуальной ориентации в российском обществе. Тема непростая, в обществе постоянно муссируемая, поэтому дискуссия начинается с полуоборота. Кто-то делится просто своими мыслями, а кто-то опытом знакомства с людьми нетрадиционной ориентации. Цели непременно привести все прозвучавшие точки зрения к общему знаменателю нет. Задача — выслушать друг друга и попытаться понять точку зрения, не совпадающую с твоей.


НЕПРОСТЫЕ ТЕМЫ

Аркадий, один из организаторов дискуссионного клуба, приехал в Санкт-Петербург из Пятигорска. В Церковь он пришел сам, уже в подростковом возрасте, сознательно. Сейчас ему 18 лет, и он учится на втором курсе семинарии.

— Верующим и неверующим молодым людям проще найти общий язык, чем неверующему юноше или девушке со взрослым священником. При этом у наших семинаристов и академистов достаточно богословских знаний, чтобы разрешить некоторые вероучительные вопросы из тех, что задают наши собеседники и оппоненты.

Каждое собрание дискуссионного клуба посвящено одной теме. Обсуждать можно всё, что интересует участников. Например, недавно разбирали вопрос, который был сформулирован следующим образом: «Злостный эгоизм или безобидный эгоцентризм?». До этого говорили о выборе профессии, о правильном воспитании, о выходе из зоны комфорта, об интернете. И, конечно, не могло обойтись без дискуссии об отношениях полов. У клуба есть своя группа «ВКонтакте»(vk.com/orthodox.academy) и сайт (orthodox.academy), где рассматриваются предложения по темам предстоящих встреч, проходят голосования за понравившиеся варианты, там же обычно выбирается кандидатура человека, который подготовит вводное слово к дискуссии.

Важно, чтобы обсуждения не переросли в дебаты — за этим следят модераторы. Они же стараются привлечь к разговору более пассивных и скромных участников.

— Я помню парня, который пришел к нам очень закомплексованным, — рассказывает Аркадий, — было видно, что он потратил все остатки смелости на то, чтобы просто войти и сесть. Раскрылся он лишь спустя несколько встреч. А уже через пару месяцев стал сам генерировать идеи для дискуссий.


РАЗГОВОР БЕЗ ПРОЗЕЛИТИЗМА

Надежде Скидан 18 лет, она приехала из Керчи, учится в Петербурге на художника-графика. В Духовной академии впервые оказалась вместе с экскурсией от своего родного вуза — Университета технологии и дизайна. Ребятам рассказали о клубе.

— Я подумала, почему бы и нет? — делится девушка. — У меня очень туманное представление о Церкви. И я решила посмотреть на нее изнутри.

Тут следует оговориться, что темы для дискуссий в клубе выбираются принципиально нецерковные: иначе какой смысл участвовать в обсуждениях невоцерковленным людям. Однако Надежда, как и любой другой участник со «светской» стороны, беседуя, может, по крайней мере, понять, что думают об актуальных проблемах верующие, откуда вообще появляются их убеждения.

— Пока этого мне абсолютно достаточно. Я рада, что имею возможность общаться с верующими людьми, которые не пытаются обратить меня в свою веру, — резюмирует Надежда.


«НЕБЕСНОЕ» ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Дискуссионный клуб возник не на пустом месте. Он вырос из сообщества людей, собравшихся вокруг издаваемого студентами Академии журнала «НЕБО». Концепция этого издания — говорить об актуальных вопросах культуры и общества через призму христианства, на современном языке. Один из редакторов журнала, выпускник Академии Александр Привалко, рассказывает:

— Журнал старается говорить о православии так, чтобы даже те люди, которые не разделяют наших ценностей, могли понять то, о чем мы пишем. Задача минимум — чтобы человек, который не знаком с христианством, прочитав статью, сказал: «Да, эти идеи мне абсолютно ясны, хоть я и не разделяю их». Молодые люди часто просто не понимают тот язык, на котором священник произносит проповедь. Не говоря уже о богослужебном церковнославянском языке. Мне искренне непонятно, почему чаще всего церковные спикеры и издания используют научный стиль, длинные предложения, причастные обороты, речевые штампы, пафосные выражения, обращения к непонятным авторитетам — ведь всё это отталкивает молодых людей от Церкви.

Журнал смог добиться своего, пробиться к целевой аудитории. Вокруг него образовалось постоянно растущее сообщество читателей, которым хотелось не только получать информацию в одностороннем порядке, но и обсуждать вопросы по тематике журнала. Сначала собирались в кафе, но потом людей стало так много, что это стало проблематично. И ректор, архиепископ Амвросий (Ермаков), разрешил ребятам проводить встречи в помещениях возвращенного недавно исторического здания Академии на Обводном канале. С помощью «Союза православных предпринимателей» там был сделан ремонт. Даже оборудовали настоящий кинозал с диванами, проектором и большущим экраном.

— Мы хотели не только встречаться и делиться мыслями, но и помогать людям узнавать что-то новое, — говорит Александр Привалко.

Александр добавляет, что нигде в церковной среде не мог найти ответов на так называемые «неудобные вопросы», которых официальные церковные спикеры всячески стараются избегать. Но задача верующего не в том, чтобы прятатьголову в песок, но — принимать вызовы, реагировать на них правильно, по-христиански.

— Мы с ребятами стараемся самостоятельно понять, что обо всем этом думать, — заключает Александр. — Конечно же, под пристальным вниманием ректора Академии. Кроме того, много сложных вопросов и в православном вероучении, и стандартные ответы на них не могут удовлетворить молодой ищущий разум.


ОТ БОГОСЛОВИЯ К БИЗНЕСУ

В историческом здании Духовной академии планируется еще более глобальный проект, выросший из дискуссионного клуба, — коворкинг (организация труда людей с разной занятостью в общем пространстве) для молодых социальных предпринимателей. Идея в том, чтобы научить начинающих бизнесменов относиться к своему делу не просто как к средству личного обогащения: деньги лишь «базис», начало, задача же социально ориентированного предпринимателя — решение общественных и культурных проблем. Планируется организация курсов, полезных и интересных широкому кругу людей: риторики, этикета, английского языка…

— Мы намереваемся создать рабочие места для молодых предпринимателей, у которых есть пока одно только желание, но нет знаний, — рассказывает Алёна Костюк, участник клуба, один из сотрудников планируемого коворкинга. — На воскресные встречи сейчас ходит много целеустремленных ребят. Многие уже имеют какой-то стартап (временную организационную структуру на начальной стадии бизнес-проекта).

Алёна видит клуб как место, где молодые ребята смогут «прокачать» навыки лидера и оратора в дискуссиях, научиться реализовывать поставленные цели, собирать целевую аудиторию.

Алёна, кстати, абсолютно нецерковный человек, и к тому, что замысел её единомышленников будет воплощен в стенах духовного учебного заведения, она относится спокойно:

— Проект должен стать интеллектуальным центром, а умные люди бывают в разных религиях, придерживаются разных воззрений. Главное, чтобы все разделяли саму идею совместного поиска, творчества, воплощения замыслов.

P.S.

У каждого, кто приходит в клуб, свой жизненный опыт. Порой осмыслить его получается только в общении с другими. Научиться чему-то самому, поделиться с собеседником — и так друг друга обогатить. Как говорится в Послании к Диогнету, которое упоминалось на одном из последних собраний клуба: «В раю было насаждено древо познания и древо жизни… Бог из начала насадил посреди рая древо жизни, указывая на познание, как путь к жизни… Ибо ни жизнь без познания, ни познание без истинной жизни не прочно. Поэтому-то то и другое дерево было насаждено друг подле друга».

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"