От иконы до YouTube с колтушским приходом

Иконописцы, реставраторы, фотографы, музыканты, видеоблогеры… Приход храма Иоанна Кронштадтского в Колтушах — не случайное собрание талантов, вся его жизнь «заточена» на общение с музами, которые уже давно не языческие богини, а служанки вечно молодых, вечно позитивных, верующих сердец. 
Раздел: Приход
От иконы до YouTube с колтушским приходом
Журнал: № 6 (июнь) 2016Страницы: 38-41 Автор: Яна СенькинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 14 июня 2016

ИКОНОПИСЕЦ-СТРАННИК

Храм видно с дороги. Уютный погост в деревянной ограде за шумной дорогой, обогнувшей новостройки Янино, кажется оглушающе тихим. Он настолько напоминает деревянное зодчество русского Севера — небольшой сруб, маленькая паперть с колоколенкой, крошечная главка, — что неопытный путешественник вполне может принять его за памятник XVI века.

Внутри храма — особый аромат нагретого дерева. Солнечные лучи прорезают расписанные в древнерусском стиле купол и паруса, по резному иконостасу сияют отсветы. Маленький храм — как детская шкатулка с сокровищами: чем дольшерассматриваешь, тем больше интересного находишь. Тябла деревянного иконостаса узором и исполнением, как и сам храм, будят воспоминания об искусстве Северной Фиваиды. На стенах — небольшие иконы в чуть погнутых окладах,вероятно, наследие благочестивых старинных родов колтушан. По обе стороны иконостаса — иконы Божией Матери и святого Иоанна Кронштадтского в вышитых жемчугом, перламутром и серебряной нитью окладах. В вышивке отсвечивают самоцветы — агат, сердолик, кварц… Образа иконостаса отличаются манерой исполнения от икон евангелистов на парусах и Спаса в куполе. Дело в том, что работали два разных иконописца, да и в разное время: автор образов иконостаса — Вячеслав Некрасов, а росписей — иерей Сергий Ломакин, клирик храма.

Иерей Сергей Ломакин
Иерей Сергей Ломакин


С отцом Сергием я сталкиваюсь внезапно и поначалу принимаю его за алтарника: он выглядит совсем юным. У этого священника судьба иконописца-странника, прямо Севастьян из «Запечатленного ангела» Лескова. Отец Сергий закончил Саранское художественное училище, но уже во время обучения писал иконы, пред которыми сегодня молятся во многих мордовских храмах. Сразу после окончания «художки» поступил в Саранское духовное училище, став иподиаконом у архиепископа Варсонофия, ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского. В 2004 году отец Сергий стал студентом СПбДА, нес послушание художника-оформителя академии и преподавал в Школе Народного Искусства Императрицы Александры Фёдоровны. И всё свободное от послушаний время, с 2006 по 2015 год, он в одиночку расписывал храм святителя Николая Мирликийского в Рязанской области. Адрес храма называть отказывается, смеется: «Что там смотреть?» Отец Сергий и сегодня пишет иконы по просьбам прихожан, помогает сохранить древнюю традицию «ростовых икон» — образов высотой в рост младенца, которые пишутся на его Крещение.

ТАКИЕ РАЗНЫЕ АЛТАРНИКИ

Батюшка начинает показывать размер иконы, а я отвлекаюсь на пробегающего алтарника. Вот он, наоборот, похож… на рокера, которыми детей на ночь пугать можно!

— А это Антон Слон.

— ?!

— Да, рок-музыкант, вокалист группы «Лунный пёс». Они на «Нашествии» выступают, по рок-клубам, песни настоящие, хорошие.

Вне храма алтарник Антон Слон — рок-музыкант, вокалист группы «Лунный Пёс»
Вне храма алтарник Антон Слон — рок-музыкант, вокалист группы «Лунный Пёс»


Что же держит Антона в Колтушах, в этом заповеднике деревянного зодчества, раю для благочестивого искусствоведа? Может, это самый близкий к дому храм? Или он просто алтарничает, особо не принимая участие в жизни прихода? Нет, Антон поет и на молодежных мероприятиях, которые организует приход. «Мне очень нравится храм, его архитектура и внутреннее убранство, — отвечает он. — Здесь атмосфера христианской любви и, как результат, — добрые и позитивныеклирики и миряне».

Созерцательную тишину, повисшую было над нашей мини-конференцией, нарушает еще один алтарник — Павел Бушуев. Он, в отличие от Антона, нестеровский типаж (картина «Под благовест»): светло-русый, в благообразном подряснике,за ним деревянная колоколенка храма… Только в руках вместо молитвенника — огромный профессиональный фотоаппарат. Уже входя в трапезную, слышу, как он учит техническому уму-разуму молодежь: «Если не получается комплект оптики купить, можно взять и советский б/у объектив… Автофокуса нет, конечно, но я за 45 тысяч сам покручу. Можно, например, в храме с человека на свечу переводить фокус». Паша — главный редактор журнала PhotoCASA, известного во всем мире. Здесь, на приходе, он отвечает за интернет-проекты, а во время богослужений — за чтение Апостола.

Павел Бушуев — фотограф, основатель и главный редактор журнала PhotoCASA
Павел Бушуев — фотограф, основатель и главный редактор журнала PhotoCASA

БАРМЫ — ЦАРЮ, КУКОЛЬ — МИТРОПОЛИТУ

На детской площадке, спрятавшейся в тени ограды погоста, беседую с Ксенией Сорокиной — автором тех самых шитых жемчугом окладов к иконам Богородицы и святого Иоанна Кронштадтского. Она — сотрудник Российского Этнографического музея, реставратор по текстилю: «Вы обязательно напишите, что эти иконы я делала вместе с Натальей Некрасовой, художником. Как? Просто: традиционная техника „высокий настил“, серебро по карте. Использовала только натуральные материалы: жемчуг речной, цветные полудрагоценные камни. Вы не смотрите, там не бисер, а мелкий перламутр, тоньше миллиметра».

Однажды после учебы Ксения зашла на выставку древнерусского шитья в Русском музее. «И сразу поняла, как это делается. Стала искать мастеров, искать узоры. Освоила всё самоучкой, — говорит она. — В Суздале нашла Людмилу Михайловну Громыко, она и вышивке учила, и в православии наставляла. Стремилась работать в музее — там фонды, любопытно посмотреть их, увидеть изнанку вышивки в прямом смысле слова».

Окруженный стайкой молодежи, которую он увлеченно в чем-то убеждает, мимо проходит настоятель храма, руководитель отдела по делам молодежи Выборгской епархии иерей Артемий Литвинов. «А Ксения еще бармы к „Царю“ Лунгина вышивала», — на ходу бросает он. Ксения подтверждает: вышивала, по эскизам художницы Натальи Дюбенко. «И куколь митрополичий делала по их заказу. Меня просто знакомые посоветовали создателям фильма».

Реставратор — это не художник, который творит по вдохновению, в собственной авторской манере. Это особое умение, это эрудиция — нужно знать массу различных техник, это терпение — сколько его нужно на десятки растрепанных нитей пары сантиметров старинной вышивки! Это, наконец, смирение: многие решения принимаются только коллегиально. Ксения рассказывает, что при новом храме будут открыты реставрационные мастерские, можно будет учить этому искусству и молодежь, и таких же, как она сама, умельцев, еще не увидевших золото своих рук.

Справка

В 1936 году в Петропавловском храме отпевали великого академика И. П. Павлова, первого российского Нобелевского лауреата. Иван Петрович в завещании просил совершить отпевание именно там, возможно, потому, что долгие годы работал в Институте физиологии в Колтушах. Учреждение было основано «для Павлова» советским правительством, ценившим открытия ученого. Ныне Институт физиологии имени И. П. Павлова — один из институтов Российской Академии наук, и бóльшая часть его зданий по-прежнему расположена в Колтушах.

РЕСТАВРАТОР ИНОГО МИРА

К нам подходит еще один реставратор, специалист по иконописи — Анастасия Волкова. Теплота и ясность ликов старинных икон, принесенных в храм колтушанами, — дело ее рук. «Я свою помощь предлагаю или безвозмездно, или недорого совсем, — начинает она рассказ о своем деле. — Хочется ведь, чтобы иконы сохраняли свои краски, оставались ясными. Киоты чтобы сохранялись. Печатные-то иконы не несут такой отсвет таинственности, как писаные. Но писаных и остается мало».

Будучи послушницей в одном из монастырей Ленобласти, Анастасия окончила училище имени Н. К. Рериха под руководством известного реставратора из Русского музея Ирмы Васильевны Ярыгиной. Теперь она замужем, но монастырское послушание определило жизнь: «Я думаю, икона не только окно в иной мир. Она сама целый мир. За каждой иконой — история и судьбы. Если икона не нужна, перед ней не молились, делать работу трудно. А если ждут ее — летит. Вот была у меня в работе икона-краснушка, темная и письма простого, казалось. Стояла. Решила я ее в подарок одному врачу сделать — и за два часа она уже была готова! Только копоть, оказывается, снять надо было. А икона оказалась чудесная, золото проступило, тонкое письмо прояснилось».

«ВЕЧЕРНИЙ СВЯТ» И ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ

Я присутствую при обсуждении любопытной идеи — молодежного видеоканала на YouTube. Колтушский храм — центр молодежного служения Выборгской епархии, и потому здесь задумкам молодых прихожан — зеленый свет: «Это будет канал таких… православных лайфхаков. Ну, полезных советов: как вести себя в храме, как обратиться к священнику или свечнице, чем занимаются звонарь и пономарь… Давайте сначала сделаем пять фильмов. Будешь вести, Свят, он же Святослав?», — отец Артемий всё время переходит от слов к делу, точнее, от идей к решениям и запланированным акциям.

Всю свою жизнь он занимается молодежным служением. Как говорят о нем ребята из «молодежки», «продуцирует идеи, креатив и позитив». Отец Артемий родом из Кишинёва, после учебы и хиротонии в СПбДА, уехал в Саратовскую епархию, где за восемь лет служения успел побыть настоятелем одновременно пяти храмов, благочинным, председателем молодежного и миссионерского отделов. Сейчас он получает второе высшее на психолого-педагогическом факультете РГПУ. Организатор «Дергачивидения» (конкурс молодых исполнителей эстрадной песни и танца в поселке Дергачи) и Саратовского турнира по паралимпийскому спорту бочча, отец Артемий удивляет и Выборгскую епархию. Благодаря поддержке епископа Игнатия, председателя Синодального отдела по делам молодежи, летом 2015 года были организованы епархиальные соревнования по картингу. Другой проект — чехлы для гаджетов с цитатами Евангелия и логотипом епархии.

Справка

Колтушский православный приход молодой — в 2016 году ему исполняется 25 лет. Однако первая деревянная церковь святых апостолов Петра и Павла была построена здесь еще в 1735 году. Через 100 лет она была возведена в камне, в стиле позднего классицизма. Службы велись до лета 1937 года, когда власти разместили в храме клуб, арестовав многих прихожан и расстреляв последнего настоятеля, протоиерея Иоанна Вишневского. В 1964 году церковь была взорвана. В 1994 году возведен Иоанновский храм по проекту архитекторов-колтушан Андрея и Оксаны Зайцевых. Силами прихода постепенно строится рядом и каменная Петропавловская церковь: уже залит фундамент, в этом году совершен «прорыв» — запуск котельной, рассчитанной на оба храма и церковные дома.

«Пять роликов сразу… Непло-о-охо…» — тянет Свят. Молодой человек уже снимался в видеопоздравлении для владыки Игнатия в октябре — тогда ролик, снятый по сценарию Молодежного отдела, обогнал многие православные клипы по числу просмотров на YouTube. «Давай, будет у нас „Вечерний Свят“, затмим Урганта», — подбадривает батюшка. Рядом футболист Саша вызывается комментировать епархиальные соревнования и, в свою очередь, затмить знаменитого комментатора Озерова. «Да, будете бороться за просмотры и лайки, устроим между вами конкуренцию, — обещает отец Артемий, но видно, что идея ему тоже нравится: кроме картинга, в епархии с подачи того же Молодежного отдела организованы соревнования по мини-футболу среди благочиний, скоро они пройдут в Выборге. — Вот, у меня почти готов сценарий первого ролика. Переоденем девушку в церковную бабушку, и Свят должен будет с ней правильно и неправильно пообщаться! А потом напишем, что при съемках ни одна бабушка не пострадала!» Во взрывах смеха тонет финал очередного совещания, а в сумерках — абрис колокольни. Очертания ворот и подзоры храма подчеркнуты светящимися гирляндами светодиодов. Современность и старина опять сочетаются, здесь берегут древность и не дают ей покрыться музейной пылью, даря силу новой жизни и вещам, и людям.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "Приход"