Опасные игры

Дети без гаджетов в наше время почти аутсайдеры. Взрослые без виртуальных друзей — редкость. Наверное, у большинства современных людей возникали вопросы: «Не слишком ли много времени я провожу в сети?», «Можно ли разрешать детям играть в компьютерные игры?». Помочь разобраться мы попросили Александра Еричева, практикующего психотерапевта, ведущего научного сотрудника Санкт-Петербургского научно-исследовательского психоневрологического института имени В.М. Бехтерева, кандидата медицинских наук.
Раздел: Интервью
Опасные игры
Журнал: № 2 (февраль) 2015Автор: Марина ЛанскаяФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 19 февраля 2015

Отсроченные последствия

— Александр Николаевич, что такое компьютерная зависимость с точки зрения специалистов?
— В современной классификации МКБ 10 (Международная классификация болезней 10-го пересмотра принята в большинстве стран мира) нет понятия «компьютерная зависимость», есть понятие «патологическая склонность к азартным играм». В этой классификации пока не нашлось места и зависимости от сети интернет, хотя проблема существует. Классификации меняются довольно медленно и не всегда успевают за изменениями, происходящими в современном мире.

Вообще вариантов зависимого поведения бесконечно много, в том числе сравнительно безобидные и социально приемлемые, например — трудоголизм. Многие из нас в той или иной мере имеют элементы зависимого поведения. На зависимость чаще обращают внимание, когда она начинает мешать самому человеку или его близким.

Проблема компьютерной зависимости заключается в том, что прямой расплаты вроде бы нет. Расплата почти всегда косвенная. Если школьник проводит большую часть времени за компьютерными играми, то первое время у него может даже успеваемость не падать. Зато вскоре начинает наблюдаться иная картина. Постепенно уменьшаются социальные связи «в реале», появляются упущенные возможности, которые крайне сложно оценить, потому что это вероятностные вещи: получит ли он какие-то дополнительные знания или навыки, если не будет тратить время на игры, поступит в университет или нет. То, что может произойти или не произойти в будущем, в зависимости от поведения в текущий момент. Если человек зависим от азартных игр, как правило, жизнь «бьет по голове» раньше — появляются долги, социальные проблемы. А в случае компьютерных игр последствия не сразу заметны. В этом их опасность.

— В каких случаях можно говорить о формировании зависимого поведения?
— В тех случаях, когда человек начинает проводить за играми всё больше и больше времени, говоря медицинским языком — когда растет толерантность. Игра становится наиболее предпочтительным времяпрепровождением. Интересы вне игры сужаются. Человек теряет счет времени, проявляет выраженное раздражение, когда его пытаются отвлечь от игры. У исследовательницы Кимберли Янг есть шкала интернет-зависимости. Найти ее можно, как ни смешно, именно в сети. Пройдя тест, можно получить некоторое представление о том, имеет ли у вас место зависимость.

В качестве вывода замечу, что хоть проблема компьютерной зависимости и стоит крайне остро, ее реальный масштаб оценить сложно. Существует много плавных переходных форм из состояния, когда человек просто играет, к состоянию зависимости.

Обращаем внимание на время

— Говоря вообще, компьютерные игры — это нормальный досуг или нездоровый? Может, там, где есть дети, такой досуг нужно просто табуировать?
— Не думаю, что такая тактика правильная. Стремление получить табуируемый объект всегда нарастает и в итоге становится очень сильным. Говорить о какой-то норме тоже достаточно сложно. Тем не менее, профилактику зависимости проводить нужно. Как ни странно, лучшей профилактикой является хороший климат в семье и пример совладающего поведения у родителей (совладающее поведение — нормальная здоровая стратегия решения проблем и выхода из стресса. — Прим. ред.). То есть если папа не вылезает из айпада или приставки, но говорит сыну, что так нельзя, ребенок его не услышит, потому что он перенимает механизмы поведения родителей, а не их слова.

Отмечу, что проблема не только в компьютерных играх, она шире. Не менее опасны с точки зрения развития зависимости, например, социальные сети. Основным критерием оценки зависимости остается оценка времени, проведенного за компьютером или другим гаджетом. Важно, чтобы игра или любое другое пребывание в сети не занимало существенную часть времени, особенно когда речь идет о подростках и детях. Такой досуг может иметь место в жизни, но не должен быть приоритетным.

— Сколько часов в день проводить в сети нормально?
— Жестких критериев не существует и не может существовать, всё индивидуально. Некоторые психологи устанавливают границу в два часа. То есть до двух часов — норма, больше — нет. Но это очень относительный критерий. Ведь у кого-то учеба или работа могут быть полностью связаны с компьютером.



Зависимость умеет ждать

— Кто больше подвержен компьютерной зависимости: дети или взрослые?
— Почему-то считается, что проблема зависимостей касается в основном подростков, на самом деле взрослые подвержены ей ничуть не меньше. Причем если подростка обычно контролируют родители, и он должен ходить в школу, то у взрослых такого контроля извне чаще всего нет — и они могут проводить за играми целые сутки, что иногда и происходит.

Но, конечно, не все играющие в компьютерные игры зависимы. Для многих это просто один из способов отдыха. У интернета множество полезных функций, даже если брать во внимание исключительно игры и соцсети. Некоторые, особенно те, у кого существуют проблемы с коммуникацией, находят в сети друзей и даже спутников жизни. Другие разыскивают пропавших родственников и возобновляют семейные отношения. Игры тоже могут быть средством расслабиться и переключить внимание. Важнее то, что это за игры и, повторюсь, сколько времени они занимают у человека, насколько такое времяпрепровождение для него приоритетно, есть ли элемент сокрытия от близких масштабов проблемы, а также возникает ли раздражение, когда человек вынужденно отвлекается от игры или социальной сети.

— Всегда ли компьютерная зависимость свидетельствует о том, что человек имеет сопутствующие психологические проблемы? Успешный, реализованный человек, довольный собственной жизнью, тоже может попасть в эту ловушку?
— Ответить на ваш вопрос однозначно не могу. Потому что, с одной стороны, вероятность формирования зависимости у некоторых людей, с определенными особенностями характера или обстоятельствами жизни, гораздо выше, чем у других. С другой стороны, абсолютно у любого человека может постепенно развиться зависимое состояние. Здесь уместно сопоставление с другой зависимостью — алкогольной. Ребенок из пьющей неблагополучной семьи скорее станет алкоголезависимым, чем тот, чьи родители не пили, но это не означает, что ребенок из нормальной семьи застрахован в будущем от этой напасти. Есть такое высказывание: «зависимость умеет ждать». Можно начать играть понемногу, вовремя останавливаться, уметь выдерживать при желании большие перерывы в играх и считать, что всё под контролем, — так оно и есть до поры до времени. Но если случится кризисная ситуация, человек рискует уйти в игры с головой. То есть зависимость выжидает подходящий момент.

Без доброй воли не будет результата

— Как специалисты — психотерапевты, медики — оценивают степень зависимости? На чем строят свои выводы?
— При работе с любым патологическим состоянием специалисты, преимущественно медики, исходят из биопсихосоциальной концепции. Надо понимать, что чаще всего для развития психоэмоциональной проблемы нет какой-то одной причины. Биологическая предрасположенность не является ключевой в развитии патологических состояний. Просто тем, у кого биологическая составляющая велика, достаточно небольшого количества психосоциальных стрессов, чтобы погрузиться в болезнь. Но такая биологическая предрасположенность наблюдается только при химических зависимостях.

Когда речь идет об игровой зависимости, оцениваются скорее личностные характеристики. Например, если у человека трудности с коммуникацией вживую, если он избегает тесного контакта в общении, ему гораздо проще найти свой виртуальный мир, в котором ему тепло, уютно и комфортно. Не менее важно влияние социума, особенно микросоциума — семьи. Затем идет круг значимых людей и далее — более широкий круг, преподносимый в качестве нормы масс-медиа. На человека влияет то, что преподносится как популярное, «крутое». Если со всех сторон, начиная с семьи, человек видит, что «утопать в сети» это нормально, то для него, разумеется, велика вероятность столкнуться с зависимостью. Но всё это лишь предпосылки.

Когда же зависимость уже развилась, возникают сложности нового порядка. Сам человек обычно не понимает, что зависим. Обычно это видят лишь его близкие. Даже пациенты, обратившиеся за помощью самостоятельно, а не по наводке родных, как правило, не видят всего объема своей проблемы. Они видят только последствия. Например, мужчина жалуется, что жена ушла, с детьми контакта нет, с работы уволили. Это всё он замечает и хочет исправить, но не видит главного — что причина в компьютерной зависимости, которая и привела к таким последствиям.

— И как работать с такими пациентами?
— Прежде всего, как и с любой другой зависимостью, необходимым условием является добровольное желание человека. То есть если мама привела сына, а он уверен, что у него нет проблемы, хороших результатов психотерапии ожидать сложно. В своей практике я использую когнитивно-поведенческую психотерапию, направленную на то, чтобы обучить человека изменять себя, свой образ мыслей. Задача терапевта здесь — научить человека самостоятельно отслеживать свое поведение, оценивать собственные мысли, эмоции, влечения. У каждого человека, бросившего курить, возникает масса импульсов закурить вновь, но одни это делают, а другие нет. Вот задача психотерапевта — понять, какие внутренние механизмы толкают человека на зависимое поведение, научить его наблюдать за своим поведением, оценивать его, держать под контролем. Но если у человека нет желания что-то менять, это будет лишь игра в психотерапию.

Польза негативных последствий

— Что же делать родным и близким? Ждать, пока человек сам заметит проблему?
— Ждать, но не бездействовать. Нужно формировать хорошую семейную атмосферу, чтобы семья не поощряла зависимое поведение. Допустим, чадо не сдало в институте сессию, потому что играло в компьютерные игры, а мама с папой думают, что это же честь семьи, значит надо найти людей, заплатить денег, актуализировать все связи, сделать всё, чтобы чадо не отчислили из вуза. То есть родители не дают ребенку понести естественные последствия его поведения. Это серьезная ошибка. Именно расплата за поведение может привести к желанию это поведение поменять. Главный совет для близких — не снимайте ответственность с зависимого человека, так вы только потакаете его слабости. В данном случае более оправданной выглядит следующая позиция: «Мы тебя любим, мы готовы поддерживать тебя эмоционально, но не готовы расплачиваться за последствия твоей зависимости». Есть мнение, и оно подтверждается практикой, что чем раньше человек столкнется с негативными последствиями своего поседения, тем больше у него шансов избавиться от травмирующей его жизнь зависимости. Ну и, конечно, необходимо предлагать альтернативный досуг, больше проводить времени вместе, заниматься общим делом. Впрочем, этот совет работает для решения многих семейных проблем, не только тех, что связаны с компьютерной зависимостью.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Интервью"

16 апреля, вторник
rss

№ 2 (февраль) 2015

Обложка