Октябрь 1916

Второй осенний месяц сто лет назад был ознаменован следующими событиями: взрыв на линкоре «Императрица Мария» в Севастополе унес жизни 225 человек, был основан город Романов-на-Мурмане (с 1917 года — Мурманск), на Уралепоявился первый вуз — Пермский государственный университет. «Церковный вестник» в октябре 1916 года сетовал о материальном неблагополучии духовных академий, возмущался противоречивостью школьных учебников, доказывал необходимость участия духовенства в политической жизни.
Раздел: Via Historica
Октябрь 1916
Троице-Петровский собор
Журнал: № 10 (октябрь) 2016Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 5 октября 2016

О НЕОБХОДИМОСТИ УЛУЧШЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ДУХОВНЫХ АКАДЕМИЙ. 


ПРОФЕССОР Б. ТИТЛИНОВ

Нет ни одной отрасли богословского знания, которая прочно стала бы у нас на собственные ноги. Наше богословие питается больше западными авторитетами и результатами изысканий западных ученых. В течение двух веков, как появилось у нас настоящее просвещение, мы не вышли из-под опеки ученых протестантских и католических. Но даже и несамостоятельная научная богословская деятельность у нас очень небогата. Научные труды наших богословов-ученых — академических профессоров, нередко исчерпываются двумя диссертациями, а вне академии наукой занимаются единичные исключения. У нас нет ученых богословских крупных изданий, целых предприятий, какие существуют у католиков и протестантов. Мы не можем до сих пор издать ученым образом свою славянскую Библию; у нас нет перевода на русский язык богослужебных книг; у нас нет полного научного толкования на Священное Писание; у нас нет богословской энциклопедии, ни даже энциклопедического словаря; у нас целые научные сокровища — старинных рукописей и библиотек — валяются в пыли и не находят исследователей и описателей; у нас не разработана своя родная церковная история, своя отечественная археология; у нас нет ни одного прочно и обеспеченно поставленного ученого богословского периодического органа, а существующие академические журналы еле влачат существование. И все это из-за материальной нищеты…

Вот почему мы так настойчиво указываем на полнейшую несообразность существующего обеспечения высшей духовной школы с требованиями жизни и обстоятельствами дела… Русское народное представительство, конечно, поймет нужды богословской науки во всей их широте, и хочется верить, что православная Русь получит наконец возможность научно развивать свое рели­гиозно-церковное самосознание и освободиться от иноземного господства в областибогословского ведения, соз­дав свою национальную богословскую науку и литературу.


НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ УЧЕБНИКОВ. 

ПРОФЕССОРА. БРОНЗОВ

Странные вещи творятся в нашей школе. Разумею в настоящий раз противоречия школьных учебников друг другу и возникающие отсюда очень грустные последствия. Один учебник насаждает в детях «веру», располагает их к мировоззрению «библейскому», откровенному… А другой проповедует принципы совсем иного рода, с принципами первого несовместимые. Школяры обязательно должны усвоять и те и другие. Иначе получат неудовлетворительные отметки и т. д. Подобно бездушной заведенной машине, учащийся на одном уроке по одному и тому же вопросу отвечает так, а на другом совершенно иначе. Граммофон и различные пластинки — веселые и печальные, национальные и антинациональные и т.п…

Вот действительный факт из жизни. В одном семействе шла беседа по религиозным вопросам. Коснулись вопроса о миротворении, о создании Богом звезд. Девочка 11–12 лет от роду, сидевшая молча, вдруг неожиданно выпалила: «Да, батюшка рассказывал нам именно так», то есть что Господь создал звезды, «а учитель естествознания говорил совсем иное». «Что же именно?» — спрашиваем неожиданную собеседницу. «А то, что раньше существовало солнце, а потом через много-много лет, быть может, чрез десятки, сотни тысяч годов, от солнца оторвались масса кусков, которые-де и стали звездами. Да мало ли такого, — сказала она, — что так рассказывается батюшкой и иначе — учителем естествознания… Кто же из них прав? У того и другого — печатные книжки…» Приблизительно так выражала свое недоумение девочка, обучающаяся в одном светском учебном заведении…

И это дело должно быть твердо и определенно выяснено. Что-нибудь одно: или откровенное учение, или другое, ему противоположное, с ним расходящееся. Пусть лучше худой принцип, да один, определенный, все объединяющий, чем несколько разноречивых, сбивающих с толку школяров, у которых в конечном итоге не окажется никакого. Видя, что принципы, какие им навязываются, противоречат один другому, школяры наконец теряют уважение и к каждому из них.


УЧАСТИЕ ПРАВОСЛАВНОГО ДУХОВЕНСТВА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ. 

И. АЙВАЗОВ

Снова наша пресса усиленно заговорила об отношении православного духовенства к «политике». Да это и понятно. Близятся новые выборы в Государственную Думу. Духовенство — весьма внушительная избирательная сила. Пренебрегать ею никак нельзя. Каждая политическая партия желает использовать эту силу в своих интересах. И вот, когда та или другая партия теряет надежду на привлечение духовенства к обслуживанию ее целей, из недр этойпартии раздаются протесты уже против самого участия духовенства в политической жизни страны. И чем влиятельнее такая партия, тем громче раздается ее протест и тем сильнее он волнует русское общество и русскую мысль. На такой почве протеста против участия духовенства в политической жизни государства подвизались и под­визаются не одни левые партии, но иногда и правые…

Когда на русскую государственность идет хотя и прикровенный, но сильный натиск со стороны социалистов и разных конституционалистов, с целью толкнуть государство на путь самоуничтожения, выдвинули против главной его твердыни, православия, обвинение в «клерикализме». Под флагом борьбы-де с «клерикализмом» стараются оттереть Церковь от влияния на государственную жизнь России. <…> И как триста лет тому назад русские изменники — хищные бояре и князья, продажная, вечно мятущаяся чернь да тушинская голытьба — всеми силами старались устранить пастырей Церкви от «мирских дел» — от помощи государству государствовать в столь смутное время, так и современная разноименно-партийная «голытьба», похотливая к власти, а за нею и газетно-журнальная чернь, жадная до посулов, <…> напевают православным пастырям, как некогда и святейшему патриарху Ермогену в самый знаменательный для России момент, когда святитель указал позвать на русский престол боярина Михаила Феодоровича Романова: «Твое дело, святейший отче, смотреть за церковными делами, а в мирские дела тебе не следует вмешиваться»!..

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Via Historica"