Община под открытым небом

В нашем городе много храмов: больших и маленьких, старых и совсем молодых, а потому возведение еще одного обычно не привлекает внимания прохожих. Наверное,  не была бы исключением и строящаяся в Лигово церковь Преображения Господня, если бы не особенное оживление вокруг нее. Смотришь и сразу понимаешь: «Здесь жизнь кипит». В такие места всегда тянет. Хотя бы из любопытства.
Раздел: Приход
Община под открытым небом
Журнал: № 3 (март) 2018Автор: Марина ЛанскаяФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 13 марта 2018

БИЕНИЕ ЖИЗНИ

Пока Преображенский храм растет, народ собирается вокруг временной деревянной церкви иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Почему вокруг, а не внутри? Не всем желающим хватает места. Потому на праздники, а иногда и просто по воскресеньям, люди молятся прямо на улице, служба транслируется через динамики. Но даже в будни здесь всегда люди, не только строители и прихожане. Вот, например, маня прохожих ароматом свежего хлеба, куда-то несутподносы с выпечкой, чуть поодаль многодетные мамы ведут оживленные беседы, обсуждают, какие подарки лучше купить приходским детям к празднику, кто-то тащит увесистые тюки с одеждой, их с нетерпением ждут те, кому купить обновку сейчас не по силам. А в субботу здесь весь день занимаются дети. У воскресной школы пока нет своего помещения, занятия проходят в вагончике, в несколько смен, но всё это не остужает пыла тех, кто едет сюда даже издалека.


СОШЛИСЬ В ЖЕЛАНИЯХ

— В этом районе я живу всю жизнь, — говорит Марина Сахарова, руководитель службы взаимопомощи «Спас на рубеже». — Храма не хватало, мы молились, чтобы он появился. Район большой, верующих много, а собраться негде. Все ездили в разные концы города: я, например, с дочкой — в Чесменскую церковь, кто-то в Сергиевку. Помню, как сначала поставили киоск, в котором продавали кирпичи для храма, люди покупали, жертвовали, ждали, когда начнетсястроительство. То есть участвовали, как говорится, всем миром. И вот восемь лет назад построили деревянный храм, начались регулярные службы. Почти сразу мы задумались над тем, как организовать на приходе социальную помощь. Затрудняюсь сказать, как появилась эта идея. Кажется, она была изначально, причем у всех: у нашего настоятеля протоиерея Николая Денисенко, у остальных батюшек, прихожан. Мы как будто все сразу понимали, что крепкая община без взаимопомощи невозможна. Надо же любить друг друга. И любить не на словах, а на деле.После Всенощного бдения в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

После Всенощного бдения в канун праздника Входа Господня в Иерусалим

ПАКЕТЫ ВЗАИМОПОМОЩИ

Некоторые виды помощи нуждающимся сложились стихийно. Например, как только появился храм, люди стали приносить сюда вещи. Пакеты стояли везде: в свечной лавке, под скамьей у входа и просто на улице. Помещения для приема вещей не было, у отца Николая даже возникла мысль всё это временно прекратить, иначе поддерживать порядок становилось невозможным.

— Но когда мы увидели, насколько это нужно, все сомнения отпали, — говорит Марина Сахарова. — Настоятель нашел благотворителей, они помогли установить вагончик, одна из прихожанок, Татьяна, взяла на себя труд по сбору и распределению вещей. И труд непростой. Татьяна всегда на связи. Если кто-то хочет привезти одежду или детские принадлежности (коляску, кроватку), она приходит и принимает, потом сортирует всё привезенное. Некоторые вещи, не востребованные у нас, мы отправляем в поселок Осьмино Лужского района, там служит иерей Павел Гринько, который раньше служил у нас.

В Осьмино много нуждающихся: многодетные семьи, бывшие заключенные, в поселке есть дом престарелых. «Спас на рубеже» принимает и книги: отец Павел собирает в Осьмино библиотечку духовной литературы для местных жителей.

— Иногда нам приносят совсем непригодную одежду, — говорит Марина Сахарова, — но даже она не пропадает, мы отдаем её в «Перемолку» (Организация, куда можно сдать старые и ненужные вещи, которым дают вторую жизнь. —Прим. ред.). В общем, стараемся, чтобы и людям была польза, и экологии.


НИКАКИХ ИЖДИВЕНЦЕВ

Со временем нуждающихся, приходящих в храм за помощью, становилось всё больше и больше. Пришлось завести тетрадочку, в которую они писали свои материальные потребности.

— И при этом, поверьте, среди наших подопечных нет никаких социальных иждивенцев, — говорит Марина Сахарова. — Все, кто могут, не только берут, но и дают. Например, малоимущие многодетные мамы всегда готовы посидеть с чужим ребенком, отвести малыша в школу или на кружок.

Таким образом при храме самоорганизовалось общество «Мамочки прихода». Список тех, кому нужна помощь, растет, но и тетрадка, куда записывают готовых помогать, тоже регулярно пополняется. Людей, желающих послужить другим, немало. Кто-то рассматривает это как свой духовный путь, кто-то сам в жизни хлебнул горя и знает, каково это.


СИЖУ И УДИВЛЯЮСЬ ЧУДЕСАМ

— У нашей соцслужбы нет четкой структуры, — говорит Марина Сахарова. — Мы не придумываем, что бы нам еще полезного сделать. Скорее исходим из нужд людей. Например, многие наши бабушки с трудом ходят и вряд ли посещали бы службы, а наши прихожане на машинах их привозят и отвозят. А это несколько десятков человек.

В конце лета прихожане начинают собирать школьников из многодетных и малообеспеченных семей к началу учебного года. Подарки к праздникам дарят всем прихожанам: полторы тысячи взрослых подарков и пятьсот детских.

— Кому-то надо окна помыть, кому-то что-то починить… Стараемся в любой ситуации подставить плечо. Хотелось бы в будущем больше помогать бездомным.

Пока что здесь припоминают только один подобный случай. Прибился к храму голодный и холодный Борис, как водится, с дурными привычками. Не гнать же его — погибнет. Но и просто покормить, одеть — недостаточно. Что делать, непонятно. Но Господь послал вовремя нужного человека: он помог устроить Бориса на реабилитацию в наркологическую больницу. Так Борис там и прижился, работает санитаром за койку, питание и карманные деньги.

— Как руководитель службы я понимаю, что моя помощь здесь чисто номинальная, — говорит Марина. — Всё управляет Господь, не мы. Типичная ситуация: звонят мне, просят помочь, например, срочно нужна коляска. Вешаю трубку, думаю, как поступить, и буквально сразу раздается звонок, говорят: «Отдаю коляску. Нужна?» Вот так и выходит, что я ничего особенно не делаю, только сижу и удивляюсь чудесам.


ТАМ, ГДЕ НЕБО, БУДЕТ ХРАМ

300

Настоятель прихода протоиерей Николай Денисенко считает, что социальная работа — это путь к Богу, непрямой, но верный, который начинается с любви к ближнему. Однако в такого рода деятельности было бы немного духовной пользы, если бы не богослужения.

— Как только у прихода появился временный храм, мы начали ежедневно служить Литургии. Нас нисколько не смущало, что прихожан мало. Размеры храма были сначала совсем скромные, всего двадцать квадратных метров. Вскоре мы его расширили — и число прихожан возросло.

Молящиеся прибывали и прибывали, нужда в строительстве вместительного храма стала еще острее. И вот, наконец, все разрешения получены, проект доработан, стройка кипит, а стены растут. Отец Николай энергично шагает по извилистому коридору, соединяющему деревянный храм со строящимся, показывает, что уже сделано, делится планами:

— Вот здесь, в цокольном этаже, у нас будет крестильный храм иконы Божией Матери «Млекопитательница». На первом этаже — Почаевский храм, он уже благоустроен, здесь служатся Литургии, здесь же крестим, венчаем. На третьем этаже будет основной храм Преображения Господня. А пока там небо, — смеется настоятель.

Нужен здесь и церковно-приходской дом, это очевидно. Ведь где-то необходимо разместить все те инициативы, что давно здесь прижились, пустили корни и дали плоды. Например, как воскресная школа «Преображение» — по отзывам, одна из лучших в городе. Её возглавляет Наталья Кобылина. Они познакомились с отцом Николаем еще во времена его служения в храме великомученика Георгия Победоносца в Купчино. В новый храм Наталье Ивановне ездить далеко, но отцу Николаю на уговоры потребовалось немного времени.На первом этаже, в Почаевском храме, уже служат Литургии

На первом этаже, в Почаевском храме, уже служат Литургии

ШКОЛА В МАЛЕНЬКОМ ДОМИКЕ

— Отец Николай дал мне полную свободу в выборе программы. Мне не хотелось открывать очередную «воскресную группу», хотелось создать именно школу, — делится Наталья Ивановна. — Батюшка пошел навстречу, помог купить прекрасные учебные комплекты «Вертоград», по-моему, лучше пособия не придумать. Обучение у нас очень серьезное. Преподаватели с педагогическим или университетским образованием. Отдаются работе полностью, хотя почти все они многодетные: у одной семь детей, у другой пять… я преклоняюсь перед ними. Программа рассчитана на семь лет, 28 уроков в год. Мы действительно учимся!

Наталья Ивановна говорит, что детям ничуть не скучно при таком серьезном подходе, на занятия ходят с удовольствием. Сама она к каждому уроку по несколько дней собирает по крупицам то, что сделает занятие запоминающимся.

— Мы смотрим видео, устраиваем викторины, разгадываем тематические кроссворды. За работу ребята получают баллы, в конце года на них можно что-нибудь «купить» в «магазине», который я для них устраиваю: заранее приобретаю симпатичные ручки, блокноты, папки. Мы часто проводим творческие конкурсы, в этом году это был конкурс «Новомученики и исповедники Санкт-Петербургской епархии», — говорит она.

Единственное, о чем жалеет директор воскресной школы, — что ютиться приходится в маленьком помещении, деля его со строительным комитетом храма. А для проведения праздников и конференций, где предполагается много гостейи участников, настоятель снимает помещение в кинотеатре «Восход».Почти весь субботний день в воскресной школе идут занятия

Почти весь субботний день в воскресной школе идут занятия

НИКТО НЕ ЛИШНИЙ

Увидеть воочию, чему научились дети за годы работы воскресной школы, может любой желающий. Для этого достаточно прийти на Литургию. Здесь, в храме иконы Божией Матери «Взыскание погибших», две Литургии в месяц служат дети: чтецы — мальчики 6–7 классов, хор полностью детский, девочки читают благодарственные молитвы, самые маленькие детки следят за подсвечниками.

Но, чем же занять тех детей, что уже выросли? Подростки, а точнее их отсутствие, — больное место почти любого прихода.

— Мне кажется, главное организовать некоторую цикличность. Вот что я имею в виду: ребенок ходит в воскресную школу, заканчивает её, к этому времени у него уже появляются друзья, они все вместе плавно перетекают в следующий проект, у нас это «Молодежка», из которой желающие постепенно переходят в группу социальной помощи. Потом у них появляются свои дети — и круг повторяется. Так рождается непрерывная церковная жизнь. Некий цикл, в котором никто не лишний.На приходе кроме взрослого хора есть еще детский и юношеский

На приходе кроме взрослого хора есть еще детский и юношеский

МОЛОДЕЖКА

Она началась с одного парня, который был при храме пономарем. Иван Кабанец, сейчас студент Санкт-Петербургской духовной семинарии, щедро делился с приходящими своим талантом отвечать на вопросы молодых людей доступным языком. Отвечать так, чтобы они не ушли, а остались. Так спонтанно сложилась группа людей от 16 до 40. Их встречи стали регулярными. Бразды правления на себя взял иерей Георгий Якуба. К беседам и лекциям участники группы добавили деятельность на благо ближних. Именно «Молодежка» помогает сохранять порядок во время крестных ходов, на раздаче святой воды на Крещение, «работает» выездными Дедами Морозами и Снегурочками, помогает отстающим в учебе. И постепенно пополняет список в тетрадочке, где числятся желающие помогать другим.


ДВЕ ЗАДАЧИ, ОДНО РЕШЕНИЕ

В храме, где приходская жизнь многообразна, всегда есть доска объявлений. Вот приглашение на лекцию, чуть выше — информация о катехизаторских курсах, здесь приглашают в хор, тут — в военно-патриотический клуб. А нужен ли он в храме, и если нужен, то зачем и кому?

— В этом случае мы, как всегда, шли не от своих соображений, а от нужд людей. Были у нас две задачи, а решение для них нашлось одно, — говорит протоиерей Николай Денисенко. — С одной стороны, мы столкнулись с типичной проблемой нашего времени: дети, не знающие отцов, обделенные мужским воспитанием. 

С другой стороны — бывшие военные, у которых колоссальный опыт, никому как будто не нужный. Эти две струи соединились в одну реку. Так у нас появился военно-патриотический клуб. Возглавил его отец Вячеслав, наш диакон, бывший военный, многодетный отец.

Диакон Вячеслав Кабанец по первому служению — офицер морской пехоты. Уйдя с военной службы, работал в МЧС.

— Я сам отец и знаю, что детей увлечь можно только живыми практическими занятиями. Мы устраиваем встречи с ветеранами, приглашаем реконструкторов, изучаем стрелковое оружие, вооружение армии, мои ребята разбирают автоматы и пулеметы. Преподавателей приглашаем только с опытом военной службы. Это нужно не только детям, но и самим бывшим военным: для них радость, что знания можно передать. Занятия по медицинской подготовке у нас проводит врач-терапевт. Каждый урок заканчиваем физическими упражнениями. Места у нас мало, но мы составляем столы один на другой и приседаем, отжимаемся. Современные дети зачастую не имеют никаких навыков физической культуры.

По рассказам отца Вячеслава, бывает, что после года занятий в клубе мальчик, который ни разу не мог отжаться, может сделать сто и даже больше отжиманий. Иногда перепуганная мама сама кричит сыну: «Хватит, хватит!». Девочки тоже охотно ходят в клуб, да и родители часто просятся.


ЗА ЦЕРКОВНЫЕ СТЕНЫ

Кипучая деятельность прихода Преображенского храма постепенно выходит за церковные стены, если выражаться фигурально, ведь стен еще нет. Так, два года назад к отцу Николаю обратилось руководство родильного дома № 10 на улице Тамбасова. Директор Лада Иванова хотела, чтобы в роддоме появилась домовая церковь. Храм иконы Божией Матери «Помощница в родах» оборудовали почти сразу, службы там проводит иерей Илия Бузеев. Но этим окормление рожениц не ограничивается:

— Литургии проходят раз в месяц, этого мало, — говорит отец Николай Денисенко. — Поэтому мы организовали ежедневное дежурство в храме, чтобы можно было в любой момент прийти помолиться, задать свои вопросы. Теперь хотим организовать сестричество преподобного Стилиана Пафлагонского, покровителя детей. У нас уже есть 5–6 желающих. Сестричество — это серьезно, ведь сестры дают обеты, меняют образ жизни в пользу ближнего, совершают не только социальный, но и молитвенный подвиг. Вот, ждем благословения.

Клирики и прихожане храма сотрудничают с районным Центром реабилитации детей-инвалидов, проводят субботники, развозят еду малоимущим. Да, вместо купола над ними пока небо, но даже когда он появится, небо не отступит, а останется там, внутри.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Приход"