Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

О милосердии и крыльях

Домовый храм здесь соседствует с кабинетом врача. В городском гериатрическом медико-социальном центре на Фонтанке люди старшего поколения могут получить не только медицинскую, но и духовную помощь.
Раздел: Острый угол
О милосердии и крыльях
Журнал: № 10 (октябрь) 2016Автор: Елена МиловидоваФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 20 октября 2016

В УСЛОВИЯХ БОЛЬНИЦЫ

Когда активная часть земной жизни остается позади, человека тревожат не только физические немощи, но и «немедицинский» вопрос: что со мной будет после смерти? Ответ на него знает Церковь. Но беда в том, что многим далеким от веры старикам, прожившим свои деятельные годы при атеистической власти, очень трудно делать первые шаги в храме. Трудно прийти в незнакомый приход, выстоять долгую службу, вынести человеческую суету в переполненном помещении. Трудно выйти из накатанной жизненной колеи и принять знание, способное перевернуть все прожитые годы. Другое дело, когда Церковь делает шаги навстречу пожилым людям. И именно тогда, когда это больше всего нужно, — в условиях больницы.

— Больница — такое место, где находиться тяжело. Здесь люди становятся более восприимчивыми к вере, ищут поддержки у Бога, — говорит иерей Евгений Каморкин. — Пациенты часто просят побольше пообщаться с ними. И если у человека появляются вопросы, то священник выступает в роли акушерки, помогая «родиться» новому человеку. Мы подсказываем людям, к чему идти. И они начинают по-другому воспринимать жизнь. На моих глазах было немало случаев, когда неверующие обретали глубокую веру, очень многих мы здесь крестили.

 

ОСОБЫЕ ПРИХОЖАНЕ

Домовый храм в честь святой равноапостольной Марии Магдалины в учреждении был открыт в 2004 году попечением Эллы Пушковой — создательницы и самого Центра, и всей гериатрической службы Петербурга. По приглашению Эллы Соломоновны настоятелем прихода стал протоиерей Александр Ткаченко — настоятель храма святого Николая Чудотворца на Долгоозерной улице. Просторный, залитый светом домовый храм с высоким лепным потолком выходит окнами на Фонтанку. Стремительно проносятся по набережной машины, неустанно несет свои воды река. Но в мес­те молитвы как будто другое измерение — такая здесь ощущается тишина и отрешенность от суеты.

Каждую субботу здесь бывает Литургия. Служат по очереди два клирика Никольского храма, к которому приписана эта домовая церковь, — протоиерей Димитрий Левицкий и иерей Евгений Каморкин. На Литургию собираются один-два десятка стариков, лежащих в стационаре Центра. Так как алтарь не закрыт иконостасом от остального пространства храма, то вся служба очень торжественно протекает на глазах у сидящих на скамьях пациентов (подавляющее большинство из них — женщины).

— Прихожане у нас — люди старшего возраста, и это приходится учитывать, — признается иерей Евгений Каморкин. — Им и говорить нужно почетче и погромче, и разъяснить лишний раз что-то, и слов утешения приходится больше говорить, чтобы людей поддержать.

— Я сегодня первый раз за очень долгое время исповедалась и причастилась, — делится своей радостью пенсионерка Валентина Романовна Фадеева. — Как-то не получалось в обычное время до храма добраться, да и казалось мне, что я очень грешная. А здесь, в больнице, другие мысли приходят. Позвали меня на службу, и я пришла. Теперь душе легко и свободно, словно я крылья обрела!

 


НЕЗАМЕНИМЫЕ СЕСТРЫ

Среди подопечных центра на службе ненавязчиво хлопочут женщины в белых передниках и головных косынках. Это сестры милосердия. Поясняют, как себя вести, раздают — а за кого-то сами и ставят — свечи, поддерживают, когда нужно подойти к священнику, иногда просто гладят стариков по плечу.

Общине сестер милосердия при домовом храме в Гериатрическом центре уже девять лет. С историчес­кой точки зрения это возвращение «на круги своя». До революции в здании Центра некоторое время действовала известная Школа сиделок и Община сестер милосердия имени генерал-адъютанта М. П. фон Кауфмана. Правда, современным сестрам милосердия, в отличие от исторических предшественниц, оказывать медицинскую помощь не приходится. Но в духовном плане они по-прежнему незаменимы.

— Мы содержим в порядке храм, — рассказывает старшая сестра милосердия Надежда Дунчич. — Проходим по палатам — а здесь семь отделений, — приглашаем на службу, отвечаем на вопросы. Помогаем пациентам дойти до храма или привозим их на колясках. Некоторые из наших прихожан радуются как дети, что смогли в храме побывать! По вторникам при храме работает библиотека, а одна из наших сестер становится книгоношей — разносит по палатам книги. Некоторым важно, чтобы выслушали их рассказы о жизни, о впечатлениях и переживаниях. И это не только одинокие люди, которым дома не хватает общения. Есть старики, которые у родственников не находят понимания. Медперсонал к нам тоже приходит, а мы за всех за них молимся, и люди это чувствуют.

Надежда сама уже на пенсии. Рассказывает, что практически все сестры милосердия, их около десятка человек, — люди среднего или старшего возраста. Молодым к болящим старикам тяжело найти подход. Зато те, кто выдерживает, проходят хорошую школу духовного роста.

После Литургии священник в сопровождении сестер милосердия причащает лежачих больных в палатах. Иногда об этом просят родственники, иногда — сами пациенты.

— Бывает очень трудно, — признается старшая сестра милосердия Надежда Дунчич. — Особенно в хосписе, где не знаешь, как к человеку обратиться, как найти нужные слова поддержки, когда ему уже сов­сем не до слов. Но Господь и намдает силы подобрать правильные интонации, чтобы страдающие и умирающие люди откликнулись. Удивляет, например, с каким трепетом и пониманием подходят к Чаше пациенты психиатрического отделения, имеющие серьезные недуги. Удивительно, как духовная сила действует в людях!


ЧАЕПИТИЕ С ЧАЕМ И БЕЗ

По четвергам в храме проходят встречи пациентов со студентами Санкт-Петербургской духовной семинарии. Они читают и поют акафист, а потом разговаривают со стариками, называя эти, очень популярные у подопечных Центра, беседы «чаепитием без чая».

— Мы начали два года назад, — рассказывает студент 4-го курса семинарии Павел Ткаченко. — Я сюда пришел, познакомился с общиной, стал приглашать студентов. Сначала они приходили к старикам в свободное время, а потом владыка ректор решил сделать это социальной практикой. Сейчас служением в Центре занимаются около 15 человек. Люди старшего поколения могут многому нас научить. Рассказывают, как раньше жили, как в Бога верили. А многие верующими становятся на наших глазах. И настолько сильно меняются: им тяжело, а они приходят на службу, постятся, готовятся к Причас­тию. Они для нас — идеальный пример верующих людей. Мы же стараемся хоть немного украсить их пребывание здесь.

Постепенно общение вышло за рамки Центра. Будущие священники стали приглашать стариков, уже выписавшихся из стационара, на свои Литургии в семинарию. На машинах доставляют их до Духовной академии, а после службы уже по-настоящему угощают чаем. И, главное, молодые и старые христиане дарят друг другу внимание и тепло своей души.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Острый угол"