Нужны ли Церкви диакониссы

Православные в России сейчас с раннего детства слышат и знают, что священнослужение — удел мужчины. Но, изучая жития святых, мы с удивлением узнаем, что, оказывается, в Древней Церкви наряду с диаконами несли свое служение в Церкви и женщины, диакониссы. Допустимо ли вообще позволять женщинам священнослужение и в каком объёме? Комментирует ситуацию председатель епархиального издательского совета игумен Силуан (Туманов).
Раздел: ПОДРОБНО
Нужны ли Церкви диакониссы
Преподобная Ксения с житием. Троице-Сергиева лавра. 1551 год
Журнал: № 5(май) 2023Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 19 мая 2023

Немного истории

Чин диаконисс существовал в Древней Церкви I–VIII веков. Апостольские постановления конца IV века содержат специальную молитву для поставления диаконисс, которое совершал епископ через возложение рук в присутствии пресвитеров, диаконов и других диаконисс. Обряд посвящения в диакониссы упоминается также в постановлениях I Вселенского Собора (325 год), Халкидонского Собора (451 год), в древнейшем дошедшем до нас литургическом памятнике — кодексе Барберини (780 год).

Из постановлений I и IV Вселенских Соборов можно сделать вывод, что диакониссы делились на два разряда. Первый — диакониссы рукоположенные, которые прислуживали в храмах при богослужении. К рукоположению допускались незамужние, овдовевшие или монашествующие женщины, достигшие сорока лет (15‑е правило IV Вселенского Собора) и после тщательного испытания. Если же после рукоположения диаконисса вступала в брак, то она и её супруг подвергались анафеме. Второй — «диакониссы по одеянию», которые занимались делами милосердия. Согласно 19‑му правилу Никейского Собора женщинам, посвятившим себя служению Церкви, по достижении 25 лет благословлялось носить особую одежду, однако до своего 40‑летия они могли оставаться в доме родителей. Служение диаконисс было обращено исключительно к женщинам (подготовка к Крещению, посещение больных на дому, социальное служение), и в церковном богослужении эти женщины-­диакониссы почти не участвовали.

Институт диаконисс прекратил существование в эпоху Средневековья, когда многие социальные особенности античности канули в небытие. Но точно ли женщинам сейчас нельзя применить свои силы и разум при литургической помощи священнику и в храме, и вне его? Соответствует ли это служение сегодняшнему видению Церкви? По крайней мере, этот вопрос обсуждался на Русском Поместном Соборе 1917–1918 годов, однако из-за революционных катаклизмов, повлекших гонения на Церковь, так и не был решен.



Женщине в алтаре делать нечего?

— Когда я пришел в Церковь, а было это в середине 1980‑х, алтарников почти нигде не было, были алтарницы — вдовые или одинокие пожилые женщины, — рассказывает отец Силуан. — Были среди них и тайные монахини. Они несли полноценное пономарское служение: подавали кадило, выходили со свечой во время богослужения, читали записки в алтаре, наводили идеальный порядок. Понятно, что прибегали к этому по необходимости, ввиду нехватки алтарников-­мужчин, но прецедент был создан.

Отец Силуан считает, что служение женщин (помимо женских монастырей, социальной сферы и служения в епархиальных управлениях и на приходах на разнообразных должностях) вполне может иметь богослужебное применение. Проблема в том, что, хотя прецедент создан, всё равно к церковнослужению женщин прибегают, только когда не хватает мужчин.

— Существует стойкая церковная традиция, которую можно назвать предубеждением, что женщинам в алтаре делать нечего, — продолжает священник. — Да, православное богословие не допускает священнослужения женщин, но есть сферы служения, доступные диаконам, которые вполне могли бы украсить собой и женщины-­диакониссы. Самое интересное, что концепция «женщине в алтаре не место» охотно поддерживается самими женщинами, поскольку им это внушили с ранних лет. Тут уже нужно постепенно и деликатно менять общественное мнение через просвещение. Надо говорить правду: да, сложились определенные традиции, но они не безусловные, это не догмат и не канон.

В Русской Православной Церкви при совершении Таинства Крещения мальчика вносят в алтарь, а девочку нет.

— Мало кто об этом знает, но эта практика не изначальная, относительно новая: в старинных требниках есть четкое указание, что младенцев обоего пола при крещении нужно вносить в алтарь, — говорит отец Силуан. — Об этом свидетельствует известный специалист по исторической литургике Т. И. Афанасьева в статье «Типология чинов крещения в славянских требниках XIII–XIV вв.» (Rossica antiqua. 2019 (1/2). Разница была в том, что мальчиков обносили со всех четырех сторон престола (!), а девочек только с трех, исключая переднюю, западную. Так что в теории, по меньшей мере, запрета на вход женщинам в алтарь нет. Мы уже говорили, что женщины по необходимости были алтарницами. Но также по необходимости в советские годы, когда многие священники сидели в концлагерях, благочестивые женщины — как правило, вдовы, — вели духовные беседы на грани исповеди (см. житие святой Матроны Московской, например), крестили, венчали и отпевали. Так что священнодействие Таинств с участием женщин вполне допустимо, в этом нет ничего «неправославного». Вы же знаете, что любой христианин имеет право крестить? Медсестры «страха ради смертного» могут помазать лоб, ручки и ножки младенца водой и сказать: «Крещается раб Божий (раба Божия) во имя Отца и Сына и Святого Духа». А когда младенец окрепнет, его несут в храм и дополняют такое Крещение необходимыми молитвами и священнодействиями. Такая практика есть.

Цитата

Поэтому, епископ, назначь сотрудников и помощников в деле милостыни, которые помогали бы тебе в жизни; тех, которые благоугодны тебе из всего народа, избери и поставь их диаконами, как мужа для посылки в разных необходимых случаях, так и женщину для служения женщинам. Есть дома, куда ты к женщинам не можешь послать диакона из-за неверных; но ты можешь послать диакониссу, к тому же и во многих других случаях необходима должность служащей женщины. Прежде всего, если женщины сходят в воду (Крещения), то необходимо, чтобы сходящие в воду были помазуемы елеем помазания диакониссою, а где нет ни одной женщины и особенно ни одной диакониссы, там совершающий Крещение должен помазывать крещаемого (женского пола), но где есть женщина и в особенности диаконисса, там неприлично, чтобы женщины были видимы мужчинами, но помазуй лишь главу при руковозложении, как были помазаны прежде священники и цари в Израиле. Так и ты помазуй, таким образом, при руковозложении главу принимающих Крещение, будут ли это мужчины или женщины. И потом, когда ты крестишь или повелеваешь крестить диаконам и пресвитерам, пусть служащая женщина, как мы сказали выше, домазывает женщин, но имена призывания Божества в воде должен произносить над ними мужчина. И если крещаемый (женского пола) вышел из воды, то пусть диаконисса примет его, научит и наставит, как неизгладима печать Крещения, в целомудрии и святости. Поэтому мы говорим, что услуги служащей женщины необходимы и требуются, ибо и наш Господь и Спаситель пользовался услугами служащих жен, именно Марии Магдалины, Марии дочери Иакова и матери Иосифа, и матери сыновей Заведея и еще других жен. Также и ты нуждаешься в служении диакониссы во многих делах, ибо в дома язычников, где есть верующая (женщина), должна идти диаконисса, она должна посещать больных и обслуживать их всем, в чем они нуждаются; она должна и омывать выздоравливающих от болезни.

Дидаскалия апостолов, канонический памятник III века (древнейшее упоминание диаконисс)  

Игумен Силуан (Туманов), разумеется, не призывает рукополагать женщин в сан пресвитера и епископа. Речь здесь идет не о «женском священстве» в его протестантском понимании. Согласно православному богословию, священнослужитель — епископ, священник — ассоциируется со Христом, Который явился в этот мир мужчиной.

— Но почему мы не можем предложить женщине сан диакона? — недоумевает отец Силуан. — Мы прекрасно знаем, что в Древней Церкви был институт диаконисс. Основная задача диаконисс была помогать священнику в тех ситуа­циях, когда необходима деликатность по отношению к женщинам. Например, при подготовке женщин к Крещению их нужно было переодевать — конечно, женщины этим и занимались. Диакониссы также разносили Причастие болящим женщинам, поскольку могли беспрепятственно вой­ти на женскую половину дома. Да, сейчас нет женских и мужских половин в наших жилищах, но причастить больных, тем не менее, порой нужно и там, куда вход мужчине не всегда удобен. А теперь представьте, что специально рукоположенная женщина, пользующаяся уважением на приходе, может в стихаре с орарем принести Причастие на дом к умирающей старушке, в онкологический диспансер, в женское отделение любой больницы к лежачей больной. Существует масса ситуаций, в которых женщина женщину поймет гораздо лучше, да и болящая не будет смущаться. Сейчас востребовано служение диаконисс хотя бы в таких рамках. А если женщина может разносить Причастие, значит, она может и… принять Исповедь! Приходит диаконисса с Чашей, а больная говорит ей: «Чувствую, что я скоро умру». Почему же диаконисса не может её выслушать и при необходимости, «страха ради смертного», не преподать разрешение грехов? Вполне может! Даже у нас, в Санкт-­Петербурге, порою не хватает священников, а представьте — на периферии, ­где-нибудь в глуши, где один священник на несколько деревень? Там женщины, посещающие болящих и умирающих, были бы большим подспорьем! Конечно, в этом вопросе необходима осторожность и благоразумие, но это реальная пастырская проблема, она существует, о ней можно и нужно говорить.

Преподобная Домника Константинопольская. Менологий Василия II. Около 1000 года
Преподобная Домника Константинопольская. Менологий Василия II. Около 1000 года


Два законных пути

Принято говорить, что если женщин будут допускать до священнослужения, это может создать нездоровую обстановку, женщины будут обижаться: «Как это, её допустили, а меня не допустили?»

— Это просто смешно: те, кто хочет завидовать и обижаться, в любом случае найдут повод. Не говорю уже о том, что мужчины точно так же могут завидовать, обижаться, скандалить, сплетничать и так далее, — говорит отец Силуан.

Служение диаконисс, как было сказано выше, не ограничивалось помощью женщинам при Крещении и посещением больных. Было еще социальное служение, то есть принесение в дом нуждающимся продуктов и всего необходимого. Отец Силуан объясняет, что в те времена это было не простым актом милосердия, а мыслилось как часть Литургии: в Древней Церкви общее богослужение включало совместную трапезу, распределение по членам общины и их семьям благотворительных средств, вещей, продуктов.

— Таким образом, мы имеем два законных пути, имеющих прецеденты в православной канонике и практике, — продолжает отец Силуан. — Первое — старушки-­алтарницы, носящие черные одежды. Это женщины, вышедшие из репродуктивного возраста, проще говоря, пожилые. Но вполне можно допускать благочестивых девочек и до ношения стихаря, прислуживания за Литургией, иподиаконства. Несколько лет назад одна фотография, как говорится, взорвала интернет: митрополит Тверской и Кашинский Амвросий (Ермаков) в Сербии во время богослужения сидит на горнем месте, а рядом с ним с явным удовольствием фотографируется местная девочка-­иподиакон, на вид лет четырнадцати. Многие тогда возмущались и видели в этом даже измену православию. Но это практика братской Православной Церкви, известной своей церковной строгостью. Конечно, наличие девочек в иподиаконской команде потребует от архиерея более пристального пастырского попечения, но, тем не менее, это возможно.

Второй момент — собственно диаконство. Мы уже говорили о причащении на дому, посещении больных. А что может делать диаконисса именно в храме? Может ли она вынести и прочитать Апостол, Евангелие? Конечно, может. Запрета на это не существует. Но если она может это, почему она не может прочитать ектению, призвать приход к общей молитве? Почему не может кадить? Может, конечно. В женских монастырях это происходит регулярно с помощью ручной кадильницы-­кацеи. Мы видим, что в сложившейся на сегодня системе диаконского служения нет совершенно ничего такого, чего благочестивая женщина при необходимости не могла бы совершить.

Игумен Силуан (Туманов) подчеркивает, что дело не в том, чтобы женщинам разрешили заменить при случае ­кого-то из мужчин: речь о законном, полноценном служении, служении по праву, имеющем прецеденты в прошлом и необходимость в настоящем. Диакон — вспомогательная единица, помощник священника, а Господь именно женщину создал как помощницу мужчине. Таким образом, говоря о женском вспомогательном служении в Церкви, мы говорим вещи, многим кажущиеся скандальными, но совершенно не противоречащие православному вероучению.

— Рукоположенная диаконисса — незамужняя, овдовевшая или монашествующая, достигшая сорока лет, согласно 15‑му правилу IV Вселенского Собора, вполне законно может надевать священную одежду, совершать уставные священнодействия, произносить проповеди и прекрасно это делать. Но будущая служительница алтаря обязательно должна получить полноценное богословское образование, а это значит, что благословленных на такое служение женщин надо бы принимать на богословско-­пастырские факультеты духовных учебных заведений на общих основаниях, — подытоживает отец Силуан. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"