rss

№ 9 (сентябрь) 2018

Статьи номера

ПОДРОБНО

Смысл насилия
Будущий священномученик Валентин Свенцицкий в 1908 году писал: «Церковь признаёт государственную власть и потому действия её не считает насилием. Но тогда надо вскрыть это понятие и доказать, что красный террор — насилие, а белый — что-то другое». Спустя десять лет, когда «красный террор» из тактики революционеров превратился в государственную политику, христианам пришлось заново отвечать на вопрос, что такое «красный террор» и в чем его духовная сущность. дальше
Мир и любовь в эпоху социализма
Владыка Никодим произносил свои проповеди, писал свои статьи и монографии с оглядкой на внутри- и внешнеполитическую ситуацию. Парадоксальным образом его богословские суждения всё же не были конъюнктурны. Его акцент на миротворчестве, на единстве (а не разделении) христиан, на земной справедливости (без ущерба более высокому христианскому целеполаганию) — это вдумчивый ответ на реальные вопросы жизни, а не искусственная попытка приспособить богословие к политике. Предлагаем вам некоторые яркие отрывки из произведений владыки. дальше
В Церкви всё важно
О митрополите Никодиме вспоминает протоиерей Виктор Московский дальше
По нему судили о Церкви
О владыке Никодиме вспоминает протоиерей Владимир Сорокин дальше
Время коротко: заметки о митрополите Никодиме
Эта небольшая статья была подготовлена для сентябрьского выпуска «Воды живой» 2008 года, почти целиком посвященного памяти митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима (Ротова). Сейчас, когда мы подошли к новому, сорокалетнему, памятному рубежу, тот номер уже стал библиографической редкостью. Но слова, сказанные архимандритом Ианнуарием (Ивлиевым), совсем не устарели. Мы решили сделать исключение и опубликовать этот текст снова. Тем более что новой статьи отец Ианнуарий уже не напишет. дальше
/ Интервью / В Духовной академии — новый ректор
Мы поговорили с владыкой Серафимом (Амельченковым), ставшим теперь епископом Петергофским, и оказалось, что он не понаслышке знаком с петербургскими традициями духовного образования.   дальше
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ

Террор - это отвечать не за себя, а за "своих"
В сентябре 1918 года большевистский Совет народных комиссаров выпустил постановление «О красном терроре». Этот короткий — всего несколько строк — документ дал имя одному из самых страшных явлений послереволюционной России. Одни историки считают, что декрет был призван ввести стихию послереволюционного насилия в законное русло. Другие полагают, что большевики пошли на крайние меры для полного уничтожения своих политических оппонентов. Как ни интерпретируй этот документ, с точки зрения христианина он останется напоминанием о том, до чего могут дойти люди, жители одного государства, представители одного народа, одной русской семьи, во взаимной ненависти и вражде. дальше
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ

Свои и чужие с точки зрения вечности
Можно ли ратовать за реформу богослужения, но оставаться в рамках традиции? Как относиться к экуменизму? Может ли христианин быть патриотом? И что такое национализм? Все эти вопросы мы задали эксперту по межчеловеческим разделениям и их преодолению — протоиерею Владимиру Фёдорову, директору Православного института миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений. дальше
Святой Серафим в бывшей Графской
От Удельной до Песочной на электричке — не больше 20 минут. Далее нужно пройти от станции по Советской улице до ближайшего светофора. Разглядывая старинные деревянные домики, построенные еще в начале XX века, мы незаметно добрались до нужного перекрестка — и вот уже среди густых сосен виднеется красивый и аккуратный деревянный храм святого Серафима Саровского. дальше
Я - потомственный священник
В ярких воспоминаниях протоиерея Павла Красноцветова, настоятеля Казанского кафедрального собора, сменяются города Сибири, Центральной России и зарубежья, названия храмов и епархий, звучат имена людей, которые окружали его, — предков, родителей, духовенства. дальше
Храм без барьеров и инклюзивная "Благодать"
Печатная машина, резак, стол — вот, собственно, и всё, что нужно для функционирования мини-типографии. Такое оборудование установлено и в кабинете отдела по церковной благотворительности и социальному служению Петербургской епархии. Каждый день сюда на работу приходят люди с ограниченными возможностями. Впрочем, слово «работа» не полностью раскрывает суть происходящего: правильнее сказать «реабилитация» и «социализация». И типография — далеко не единственный помогающий таким людям епархиальный проект. Хотя именно с нее всё началось.  дальше
Древний монастырь. Наши дни
На берегу Волхова стоит обитель с почти тысячелетней историей — Староладожский Свято-Успенский женский монастырь. Он стал свидетелем многих ключевых вех российской государственности и, если бы стены имели уши и могли говорить, поведал бы о тех событиях словами не мужей, но жен, нашедших здесь приют, кто — по своей воле, кто — против: благоверной Анны Кашинской, Евдокии Лопухиной и Евдокии Ганнибал, жен декабристов. В советский период монастырь закрылся: с тех пор, как он был возвращен Церкви, прошло не многим больше 10 лет. Настоятельница и сестры трудятся не покладая рук, возрождая молитвенную жизнь в обители. дальше
Культура и стремление к Богу
Творческий путь Евгения Водолазкина не совсем обычен: в литературу он пришел через науку. Его произведения апеллируют к опыту прошлого: история ничему не учит, но способствует накоплению культурного багажа, помогающего жить. дальше

Поделиться