Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

На ЗИЛе в другой мир (Часть 2)

Продолжение рассказа про поездку в Реконьскую пустынь.
Раздел: Служение
На ЗИЛе в другой мир (Часть 2)
Журнал: № 12 (декабрь) 2015Автор: Андрей ГориченскийФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 22 декабря 2015

(начало материала)

Поднимая из праха

Наконец ЗИЛ достигает места назначения. Проезжает через величественные — оттого что полуразрушенные — Тихвинские ворота. Останавливается напротив церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Приехавшие начинают разгружать грузовик.




С 2002 года в Рекони каждый год 22 августа в память старца Амфилохия, подвижника XIX века, служится Литургия. Несмотря на то, что добраться сюда очень непросто, народу съезжается много: в этом году службы посетили больше ста человек. Приезжают из окрестных деревень, из храма Успения Пресвятой Богородицы, к которому пустынь приписана. «Автокосмос» приезжает сюда с 2008 года. Началось с малого: расчищали заросли, выносили мусор, затем перекрыли кровлю храма, начали разбирать завалы. Спустя пару лет состоялась встреча «Автокосмоса» с митрополитом Новгородским и Старорусским Львом, который и благословил их начинания. Активно помогают в восстановлении епископ Боровичский и Пестовский Ефрем и священник Владимир Константинов, настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в поселке Любытино Боровичской епархии, к его приходу Реконьская пустынь приписана на время восстановления.

История

Точное время возникновения Свято-Троицкой Реконьской пустыни неизвестно. По легенде, в XIII в. охотники нашли на берегу Реконьки икону Святой Живоначальной Троицы, и в память об этом событии был устроен скит. С монастырем тесно связано имя старца Амфилохия, который в XIX в. спас его от запустения и гибели. Ему приписывается пророчество: «Опустеет и заглохнет пустынь. Реконь повторит всё, что станет с Россией. Россия возродится, если кто-то вызнает и запомнит имена ста иноков пустыни, и в полдень в алтаре зажжет на помин их душ сто свечей, и с ходу назовет все имена». После революции в пустыни был организован колхоз. В 1941 г. монастырь заняли немцы, спустя пару дней советские войска их вытеснили. Здесь до сих пор время от времени находят немецкие противогазы, гильзы и прочие напоминания о войне. 



— Владыка Ефрем сказал, что при восстановлении храма — первое дело, — рассказывает Марина Забелина. — Для того чтобы можно было начать службы, мы залезали на крышу и сбивали кирпичи, которые плохо держатся, — чтобы кого-нибудь не убило во время Литургии. В идеале мы бы хотели полностью восстановить монастырь. Но на это всей жизни не хватит. При этом мы ни в коем случае не хотим обустройства дороги — вся молитвенная жизнь сразу уйдет. Захотят строить дорогу — будем ломать.
Сейчас в монастыре живут два трудника и два монаха. Монах Сергий (Саваофов) приехал в Реконь летом, а монах Симеон (Лапшин) здесь с 2009 года. У монаха  Сергия за плечами богатый опыт организации монастырской жизни — и его прибытие может послужить знаком, что монастырь вновь расцветет.


— В жизни мне несколько раз приходилось обустраивать новое место и переходить дальше в другие земли — волею судеб Божиих, — рассказывает монах Сергий. — На Кавказе мы организовали пустынь с нуля и, чтобы хоть как-то установить режим духовной жизни, прежде всего определяли место богослужений в распорядке дня. Пока так получается, что постоянного священника здесь нет — так что мы служим утреню, вечерню, полуночницу; когда он приезжает, служим Литургию. Всегда так бывает, что люди приходят и уходят из пустыни. Разум человека — шарик ртути на поверхности мрамора, как говорили святые отцы, — малейшее колебание его отклоняет. В течение часа мы передумываем за всех правителей земли, думаем о чем угодно, только не о самом главном. Поэтому если человек в пустыни не научился контролировать свою внутреннюю жизнь, то его уведет помысел. «Может быть, у меня родители заболели? Надо пойти их проведать». Или: человек пришел в монастырь, женщин проклинал, мол, какие они все негодяйки, и вдруг через месяц говорит — а может, жениться мне, что я здесь делаю?



  Монаху Симеону люди пишут письма, шлют записки. «В мир» он возвращается редко: после этого, как он рассказывает, очень трудно снова войти в ритм монашеской жизни.
— Прежде всего, я здесь ничего никому не советую. Как я могу? Будь я, как Серафим Саровский… Я просто молюсь, как мне положено. Возьму записки, перепишу имена, и год их читаю: год те, что за здравие, год — что за упокоение. Но и помощь-то приходит не по моим молитвам, а по вере этих людей. Всё, что происходит сейчас в мире, — не от здравого ума. Все эти войны, воровство. Если бы здраво думали, так бы не поступали. Не думают люди, что потом умирать придется, отвечать придется. Вроде бы и верующие — ходят в церковь, свечки ставят, — но до них не доходит, что потом отвечаешь за себя лично. Вот ты погулял, вот ты украл: можно людей обмануть, но Бога-то не обманешь. Впрочем, что там, это же элементарные вещи. Ничего зря не бывает, все по воле Господа. Надеюсь, что я сюда попал не просто так. Как и эти люди, которые приезжают сюда и помогают. Я иногда, может, и думаю, что восстановление монастыря — суета, молиться мешает. Но, с другой стороны: а почему нет? Вновь будет обитель! Пусть не в том величии, как когда-то, но пусть хотя бы как скит.


 Литургия в церкви Покрова Пресвятой Богородицы служится, только когда в монастырь приезжает священник
Литургия в церкви Покрова Пресвятой Богородицы служится, только когда в монастырь приезжает священник

Все собираются на Литургию в церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Потом пьют чай, недолго беседуют. Затем все приехавшие, кроме трудника Володи и отца Ионы, садятся в ЗИЛ и уезжают обратно в Заозерье. Дождь так и не утих, стемнело и похолодало. Еще два часа трясет и пахнет бензином.

А из деревни, после пятиминутной передышки, — по машинам и назад в город. На середине пути начинает пищать телефон — вновь есть сигнал. Автомобилисты возвращаются в мир, где Иван Ургант смеется вместе с Максимом Галкиным и по Первому каналу показывают концерт Мадонны.

У монастыря свое небольшое хозяйство: козы, куры и маленький огород
У монастыря свое небольшое хозяйство: козы, куры и маленький огород


Прыжок веры

Когда ЗИЛ ползет по разбитой дороге, для человека из так называемого цивилизованного мира в воздухе висит лишь один вопрос: зачем? Зачем эти люди возят кирпичи в лес, тратят столько сил и времени на забытый всеми монастырь? Кирилл Забелин, давний участник инициативной группы, приезжает в пустынь чуть ли не каждую неделю — из Петербурга, тратя по 12 часов только на дорогу: 4 часа от Петербурга до Заозерья, 2 часа от Заозерья до пустыни и столько же обратно. Почему?
— Прежде всего, у этого места удивительная история, — отвечает он. — Здесь многое можно узнать, многому научиться, помогая монастырю. Сейчас мы собираем материалы к канонизации старца Амфилохия и последнего монаха Рекони отца Нифонта, расстрелянного в 1937 году — опять-таки, не каждый человек прикасается в своей жизни к подобной процедуре.
Но разве это много? Достаточно ли простого интереса к подобному месту, чтобы приехать и начать его восстанавливать?
— Мы верующие люди, — говорит Марина Забелина. — Нам нравится, что столько трудностей нужно преодолеть, чтобы попасть в пустынь. Это очень намоленное место, спасительное.
— Не представляете, сколько раз хотелось взять и всё это бросить, — говорит Кирилл. — Особенно поначалу, когда ЗИЛа не было и мы мешки со штукатуркой на себе носили. Но, в конце концов, ну работал бы я в Петербурге — но ради чего бы я жил?
Те жители больших городов, чьей жизнью управляет только прагматическая логика, обывательская мудрость, наверное, никогда не поймут этих людей. На протяжении всей истории были те, кто жил рассудком, и те, кто следовал призыву Бога, превосходящего любой разум. И те, и другие смотрели друг на друга с недоумением.




Датский философ Серен Кьеркегор, пытаясь понять верующего человека, называл его действия «движением веры» или «прыжком веры». Раскрыть это понятие можно так: человек жертвует ради чего-то нелогичного лучшим, что у него есть, — и получает взамен гораздо большее, потому что твердо в это верит. Пример «прыжка веры» для непонятливых — жертвоприношение Исаака: Авраам жертвует сыном ради Господа, твердо веруя, что Господь милосерд. Возможно, те, кто приезжают помогать Реконьскому монастырю, совершают этот самый прыжок. 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Служение"

24 июня, суббота
rss

Последний номер

№ 6 (июнь) 2017
Обложка