Музыкальная миссия

В этом сезоне председатель епархиального совета по культуре иерей Илия Макаров выступает с циклом лекций «Сакральная музыка русской культуры» на сцене Мариинского театра. Первая лекция, с участием Женского хора Санкт-Петербургской митрополии,  состоялась 8 ноября, она называлась «Таинственная музыка русских композиторов».
Журнал: № 12 (декабрь) 2017Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Марина Куракина Опубликовано: 5 декабря 2017

— Отец Илия, кто был инициатором лекций о духовной музыке в Мариинском театре?

— Это была инициатива театра. В малых концертных залах Мариинки-2 проходят различные мероприятия: тематические встречи, камерные концерты, образовательные программы, в том числе и лекции. И нам предложили в рамках абонемента сделать несколько вечеров, посвященных духовной музыке. Мы решили, что расскажем о русской традиции. Определились с количеством вечеров, с общим названием абонемента, с темой встреч, с коллективами.

— Насколько я понимаю, с этими коллективами вас связывает долгое сотрудничество.

— Да, мне с самого начала было понятно, что в цикле лекций будут участвовать коллективы, которые уже выступали на сцене Мариинки-2 в наших тематических концертах-спектаклях, посвященных памятным датам. Кроме того, в вечере, посвященном вокальному творчеству, примут участие солисты Академии молодых певцов Мариинского театра. Павел Теплов — скорее хормейстер, чем дирижер, но у него прекрасный баритон, он поет в церковном хоре, как и Ольга Бобровская.

— Будет ли в декабрьской лекции затронута тема отличия оперного певца-солиста от певчего церковного хора?

— Обязательно. Кстати, многие известные русские певцы, особенно дореволюционной эпохи, в детстве или юности пели в церковном хоре. Шаляпин, например, начинал петь в церковном хоре — не очень удачно, его ругали, а потом он стал самым известным русским басом.

— Но сейчас принято говорить, что опыт оперной сцены певцу часто даже мешает.

— Это правда: если не «ломка», то по крайней мере переосмысление происходит. Но как таковое правильное вокальное воспроизведение по своему звучанию, манере, звуковоспроизведению, посылу нисколько не противоречит пению в храме. Певец должен уметь исполнять разную музыку, в разных стилях, разным способом, понимать, когда нужно добавить драматизма, а когда, при пении в церковном хоре, полностью убрать свою личностную звуковую характеристику.

Современный слушатель привык к разным техникам и традициям пения, его это уже не удивляет. Раньше годами приходилось ждать, чтобы услышать какого-нибудь заезжего гастролера, а сейчас с помощью интернета это очень легко сделать, да и перемещаться в пространстве стало гораздо легче: при определенных финансовых возможностях можно самому поехать, например, в Италию. Дивна Любоевич в нашем городе всегда собирает полные залы. Но это ведь совершенно другая традиция! У нее уникальное звуковоспроизведение: звук и тонкий, и ровный, но в нем есть и трепетность, и эмоция. С большим энтузиазмом мы воспринимаем и грузинские песнопения, причем не как экзотику, они трогают душу. Многие люди специально готовятся к концертам, читают про те или иные певческие традиции. Современный слушатель готов воспринимать любую традицию, и это хорошо. И отделить оперное пение от храмового может не только исполнитель, но и слушатель.

— Отец Илия, а трудно выступать не перед церковным людьми, а перед обычными слушателями, купившими абонемент Мариинки?

— Да, это просто люди, которые пришли послушать церковную музыку. И на наши концерты тоже приходят люди не очень церковные. Здесь силен момент миссионерства — нужно подобрать слова, репертуар, найти возможность без церковной терминологии раскрыть тайну церковной службы, потому что именно музыка помогает нам к этой тайне приблизиться.

На первой встрече с участием Женского хора митрополии мы попытались раскрыть смысл происходящего в храме во время Евхаристического канона. Мы сознательно сделали то, что в традиции концертного исполнения духовных песнопений прежде не было принято: исполнили «Милость мира» с комментариями. Возгласы во время богослужения мы не озвучивали, хор в эти моменты делал паузы. Мы попытались через музыку и через слова донести до светской аудитории эту тайну. Конечно, невозможно не говорить о главном Таинстве Церкви, о том, что происходит во время Причастия: о Теле и Крови Спасителя. Если хотите, задача этих лекций очень похожа на задачу катехизации, оглашения, здесь примерно те же образовательные и миссионерские приёмы. Но только здесь легче, потому что нам помогает музыка. Можно не очень много говорить, она всё сделает за нас. Это благодатный труд. Интересно было бы узнать, как зрители восприняли те идеи, которые мы хотели до них донести, — надо будет у них спросить.

— Расскажите о дальнейших концертах цикла.

— 13 декабря будет вторая встреча, «Духовные основания вокального творчества». Мы расскажем о том, что пение — высшая форма молитвенного восхваления, а голос — самый совершенный инструмент. О вокале мы будем говорить на материале светских арий и романсов, посвященных духовным темам. Правильно обученный и правильно чувствующий певец может творить чудеса, открывать перед нами духовную реальность. И композиторы и исполнители этой музыки хотят прежде всего выразить идею, а потом уже показать красоту мелодии, выдающуюся технику. Певец — не спортсмен, он делает что-либо не ради золотой медали, а ради того, чтобы в душах слушателей осталось определенное чувство.

ИНФОРМАЦИЯ

Лекции иерея Илии Макарова проходят на Новой сцене Мариинского театра, в зале Щедрина.

13 декабря: «Духовное основание вокального творчества» с участием Павла Теплова (баритон) и Ольги Бобровской (меццо-сопрано)

7 февраля: «Священное пение в храмовом пространстве» в сопровождении Хора духовенства Санкт-Петербургской митрополии под управлением Юрия Герасимова

11 апреля: «Праздничные параллели Святой Руси» в сопровождении Детского хора Санкт-Петербургской митрополии и детского хора «Александрия» п/у Валентины Королевой

Начало лекций в 19:30 

— Наверное, самое для вас простое — выступать вместе с Хором духовенства, поскольку вы директор, участник и один из создателей этого хора.

— Да, у нас очень тесное сотрудничество с руководителем Хора духовенства Юрием Герасимовым. Мы всегда соединяем идеи, которые хотели бы донести, с мечтой Юрия исполнить то или иное произведение. Иногда даже на материале советских песен нам удается донести те или иные идеи, поскольку песни в то время были чуть не единственным способом выйти из границ обыденности, соприкоснуться с духовным миром. Например, мы богословски раскрываем песню «Журавли»: это песня о том, что души умерших уходят в иной мир и смотрят на нас. Когда Хор духовенства исполняет эту песню, она превращается в реквием. Нас всегда просят исполнить «Журавлей», даже если тема выступления с ней никак не связана.

— Будет ли в цикле лекций отражаться тема богослужебного круга?

— Да, мы попытаемся это сделать, насколько это возможно в рамках часовых концертов. Накануне Великого поста, когда будет концерт с Хором духовенства, мы будем беседовать о музыке храмового пространства и коснемся суточного и недельного круга. Годовой круг мы затронем после Пасхи, с Детским хором митрополии, когда будем говорить о церковных праздниках. Так что за несколько вечеров мы поговорим о разных сторонах богослужебного пения.

 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"