Музыка в январе

В дни новогодних и рождественских каникул концертная и театральная афиша в Петербурге больше рассчитана на семейный отдых, она в изобилии предлагает разного рода развлекательные спектакли вкупе с обязательным «Щелкунчиком». Однако любителям серьезной музыки в разгар зимы тоже скучать не придется.
Журнал: № 1 (январь) 2017Автор: Георгий Ковалевский Опубликовано: 3 января 2017

13 января — Хор и оркестр Капеллы

В Академической капелле Санкт­-Петербурга пройдет концерт из абонементного цикла «Музыкальные редкости». Хор и оркестр Капеллы под управлением Владислава Чернушенко исполнят «Музыку на коронацию Наполеона I», сочиненную итальянцем Джованни Паизиелло в содружестве с французскими коллегами Николя Роз и Жаном-Франсуа Лесюером и впервые прозвучавшую непосредственно во время церемонии коронации под сводами собора Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года.

Интересно, что прежде Паи­­зиелло без малого десять лет жил в Санкт-Петербурге и служил капельмейстером при императрице Екатерине II, пригласившей полюбившегося ей музыканта из Италии в 1776 году. Паизиелло писал имевшие успех оперы для русской сцены (именно при нем был открыт Большой каменный театр, ставший родоначальником современной Мариинки), камерную инструментальную музыку для двора, а также духовные оратории. Перу композитора принадлежит также пользовавшаяся огромной популярностью на рубеже XVIII–XIX веков опера «Севильский цирюльник» по комедии Бомарше. Когда в 1816 году Джоаккино Россини осмелился представить свою оперную версию этого сюжета, современники сочли это неслыханной дерзостью.

В 1802 году проживавший в Италии Паизиелло был приглашен в Париж лично Наполеоном на должность придворного композитора, и та музыка, которая прозвучит в Капелле, — дань уважения и почтения правителю Франции,покровительствовавшему искусству.


14 января — Академический симфонический оркестр

В Большом зале Санкт-Петербургской филармонии за пульт заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра встанет его главный дирижер Юрий Темирканов. В программе известные и неоднократно исполнявшиеся филармоническим оркестром симфонические шедевры. Фрагменты из балетов «Спартак» и «Гаяне» Арама Хачатуряна — одна из визитных карточек Темирканова. Он, как никто другой, чувствует завораживающую красоту и стихийную силу этой музыки со всеми её контрастами: от нежных лирических сцен до зажигательных танцевальных ритмов. Вторая сюита из балета «Дафнис и Хлоя» Мориса Равеля также относится к числу проверенных и отточенных до последней ноты произведений темиркановского репертуара. Пышная декоративность в сочетании с изысканной утонченностью — этот заложенный самим Равелем рецепт старейший в России филармонический оркестр под руководством своего худрука воплощает с точностью.

Называемая иногда Пятым фортепианным концертом «Рапсодия на тему Паганини» Сергея Рахманинова была создана им в 1934 году и принадлежит к числу поздних опусов композитора, вспоминающего в Америке о навсегда оставленной им Родине. «Рапсодия» развивает тему крушащего надежды безжалостного рока и требует от пианиста серьезной выдержки и технической выучки. В качестве солиста в ансамбле с оркестром выступит московский пианист Вадим Руденко.


18 января — Валерий Гергиев

Валерий Гергиев в Концертном зале Мариинского театра 18 января представит Третий акт оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» в концертном исполнении. Возвращение этой оперы в Петербург после почти вековой паузы — особая заслуга всесильного руководителя Мариинки. Предъявляющая экстремально сложные требования к исполнителям и оркестру опера в России пока что должным образом может прозвучать только в Мариинском театре, и Гергиев действительно способен сотворить чудо в этой партитуре. Меломанам памятны как первые спектакли «Тристана» в 2005 году, так и полусценическая версия этой гигантской оперы с видеоинсталляциями Билла Виолы в 2008-м. Однако при том, что опера — это прежде всего зрелищное искусство, Валерий Гергиев испытывает особое пристрастие именно к концертным исполнениям, компенсируя визуальный ряд особыми оркестровыми красками.

Финал музыкальной драмы Вагнера — печальный итог вспыхнувшей между главными героями страсти, неизбежно повлекшей за собою смерть, воспринимаемую одновременно и как просветление. Вместо традиционных «бодрых» оперных концовок с участием солистов и хора Вагнер пишет медленную, почти медитативную музыку, однако при должном исполнении накал чувств в ней переживается еще острее. Валерий Гергиев относится как раз к тем дирижерам, которые безупречно воспринимают характер и смысл музыки, заложенный немецким композитором. Исполнить партию Изольды в предстоящем концерте приглашена одна из самых ярких европейских певиц, сопрано Эва-Мария Вестбрук, желанная гостья лучших оперных сцен и самых престижных мировых фестивалей.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

20 апреля, суббота
rss

№ 1 (январь) 2017

Обложка