Музыка в октябре

В числе музыкальных героев месяца — Рахманинов, Свиридов, Чайковский и Танеев. Для любителей русской музыки это уже неплохо, к тому же в программе есть раритет — Третий фортепианный концерт Чайковского в полном трехчастном варианте. 
Журнал: № 10 (октябрь) 2015Автор: Екатерина Юсупова Опубликовано: 2 октября 2015

10 октября, 20.00

В Большом зале Филармонии прозвучат «Три русские песни для хора и оркестра», Четвертый фортепианный концерт Рахманинова и «Патетическая оратория» Свиридова (Симфонический оркестр филармонии под управлением Александра Титова, бас Петр Мигунов, пианист Александр Пироженко).

Оба произведения созданы Рахманиновым в эмиграции, примерно в одно и то же время: «Три русские песни» относятся к 1926 году, основная часть работы над концертом также пришлась на 1926-й, хотя от замысла до последней редакции прошло 27 лет (1914-1941).

Музыка «Трех песен» замечательна сложностью эмоций: она омрачена, словно окутана тенью, и вместе с тем полна едва уловимой иронии. Раньше бы Рахманинов так не написал, а теперь «половодье чувств» схлынуло, музыка стала суше (если можно употреблять это слово, учитывая свойственный Рахманинову лирический размах) и обнажились интересные детали.

Партитура «Песен» — шедевр по тонкости оркестровки и продуманности каждого такта. Также интересно, что это чуть ли не единственный у Рахманинова пример прямого цитирования фольклора (одну из песен Рахманинов знал с детства, вторую услышал от Шаляпина, а третью композитору пела известная исполнительница Надежда Плевицкая).

В первой песне ирония рождается за счет соотношения текста и музыки. Текст говорит о разлуке, но метафорически — через фольклорные образы «селезня» и «утицы». Звучание подобных слов в сочетании с серьезной музыкой в XX веке уже кажется комичным, и Рахманинов эту эмоцию улавливает. Он насыщает ткань произведения легкими остроумными штрихами, но делает это ненавязчиво, не отменяя лиричности основного высказывания. Вторая (рекрутская) песня повествует о разлуке молодой жены с мужем. Она проникнута глубоким трагизмом, но трагизм этот приглушен и пронизан рефлексией. Чувство одиночества передано с шостаковичевской безнадежностью (в отдельных моментах возникают даже прямые стилистические параллели с музыкой Шостаковича, хотя тот в 26-м году еще так не писал). В третьей песне воскресает рахманиновская энергия ритма. Это трагическая пляска-марш, в которой за разудалостью скрыт щемящий страх (текст повествует о возвращении ревнивого мужа и последующем несправедливом наказании).

Четвертый фортепианный концерт Рахманинова часто называют наименее удачным из всех, но это верно, только если оценивать его с точки зрения соответствия стилю более ранних сочинений. В концерте действительно нет прежней бескрайности и полноты чувств, как нет и упоенно-гимнических тем, экстатических взрывов — то есть всего, за что так любят «традиционного» Рахманинова. Темы стали лаконичнее, появились угловатость и нервозная экспрессивность, чередующаяся с длительным погружением в одно состояние — в общем, видно, как композитор больше «скатывается» в XX век.

«Патетическая оратория» Свиридова на слова Маяковского завешена в 1959 году. Среди других сочинений композитора она стоит особняком — и как единственное произведение официозно-революционной тематики, и по стилю. Когда отечественные композиторы XX века принимались за такие темы, итог бывал двояким — либо на свет появлялись сухие выхолощенные опусы (как, например, «Песнь о лесах» Шостаковича), либо произведения неровные, но интересные. «Патетическая оратория» относится ко второму разряду. По словам Свиридова, он хотел в оратории «выразить сокровенное тех людей, кто воспринимал революцию как истинное обновление мира». Революционная романтика действительно звучит в сочинении ярко, но представлен и взгляд с другой стороны.

В советское время огромное впечатление производила часть под названием «Рассказ о бегстве генерала Врангеля», в которую вставлен хор «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыка». Следуя стиху Маяковского, Свиридов сохраняет в музыке иронично-пренебрежительную интонацию, однако звучащее фоном «Ныне отпущаеши» задает иную систему координат. За исключением этого момента для оратории характерны плакатность, однозначность средств (вообще свойственные Свиридову, у которого это не недостаток, а тип мышления, определенный цельностью сознания). Власти — вероятно, по недосмотру — не заметили крамолы, и оратория получила Ленинскую премию.

 

11 октября, 20.00

Академический симфонический оркестр Филармонии под управлением Владимира Рылова и пианист Валерий Кулешов исполняют Третий фортепианный концерт Чайковского и до-минорную симфонию Танеева.

У Третьего концерта Чайковского особая судьба: весной 1892 года Чайковский задумал новую симфонию, которая должна была стать шестой по счету (в итоге этот номер получила другая, си-минорная симфония). Закончив клавир, Чайковский неожиданно потерял интерес к опусу, а годом позже решил переработать его в фортепианный концерт. Оркестровав первую часть, он показал концерт своему ученику Танееву, чьим мнением очень дорожил. Танеев резко раскритиковал концерт, и он так и остался незаконченным.

Позднее Танееву удалось исправить «содеянное», оркестровав две последние части концерта на основе эскизов Чайковского. Тем не менее, долгое время из концерта исполнялась только первая часть.

Третий концерт дорабатывался Чайковским после окончания си-минорной симфонии: симфония была завершена в августе 1893 года, а оркестровка первой части концерта — в октябре, всего за месяц до кончины. Забывая про концерт, трагическую си-минорную симфонию часто называют последним словом композитора, но если принимать во внимание хронологию, то финал творчества Чайковского оказывается совсем иным. Настроение концерта особое: музыка наполнена радостью и упоением и при этом как-то особенно недраматична, словно все коллизии остались позади; временами же вторгаются нотки пронзительной просветленной грусти. Концерт иногда исполняют слишком бравурно, отчего неповторимость атмосферы теряется (лучшую запись осуществили Эмиль Гилельс с Лорином Маазелем, но, к сожалению, они сыграли только первую часть).

Ученик Чайковского Танеев был во многом его антиподом, в первую очередь с точки зрения самого подхода к творчеству. Чайковский шел от вдохновлявшей его идеи, Танеев же часто ставил перед собой в первую очередь формальные задачи. Так, и в симфонии он стремился добиться уравновешенности частей, ясности формы и тематического единства. Это удалось не сразу, и жанр был взят с четвертой попытки: первое, консерваторское, сочинение в этом жанре было отвергнуто автором, второе не закончено, третье также его не устроило. В итоге четвертая по счету до-минорная симфония (1896-98) первая получила опус. Что интересно, в музыке симфонии совсем не ощущается напряженная «работа мысли» — она отмечена всеми совершенствами, к которым стремился композитор, и в то же время абсолютно органична и естественна. 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

19 марта, вторник
rss

№ 10 (октябрь) 2015

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Интервью / Вера не только в победу
/ Интервью / Где кончается Тело Христово? (Часть 2)
/ Интервью / Где кончается Тело Христово? (Часть 1)
ПРОПОВЕДЬ
Тихое и доброе пристанище
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / «Живите честно. За меня не мстите»
/ Имена / Романтик в поисках Церкви
/ Умный разговор / Бог, родители, ребенок (Часть 2)
/ Умный разговор / Бог, родители, ребенок (Часть 1)
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / Отцовские заботы (Рассказ второй)
/ По душам / Отцовские заботы (Рассказ первый)
/ По душам / Шел к Богу человек
/ Приход / Храм рыцарей для православных прихожан
/ Служение / Увидеть руками
/ Служение / Роды не вовремя? Расследование в двух сериях (Часть 2)
/ Служение / Роды не вовремя? Расследование в двух сериях (Часть 1)
/ Служение / Здесь Русью пахнет
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Святая наших дней
Музыка в октябре
Выставки в октябре