Музыка в ноябре

В насыщенной музыкальной афише ноября — множество событий. В числе самых интересных — юбилейный концерт Десятникова в филармонии и визит в Петербург Кшиштофа Пендерецкого.
Журнал: № 11 (ноябрь) 2015Страницы: 54 Автор: Екатерина Юсупова Опубликовано: 6 ноября 2015

14 ноября, 19:00

В честь 60-летия Л.А. Десятникова в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии будут исполнены самые известные произведения композитора, в том числе избранные пьесы для фортепиано и фрагменты из музыки к кинофильму «Москва». Также для впервые в Петербурге прозвучит пьеса для гобоя, кларнета, двух скрипок, альта и виолончели «Возвращение». Среди участников концерта — пианисты Алексей Гориболь и Полина Осетинская.

Десятников — один из самых обсуждаемых современных композиторов. В свое время постановка его оперы «Дети Розенталя» в Большом театре вызывала бурные культурологические дискуссии (стоит отметить, что камнем преткновения стала не столько музыка, сколько либретто, проводящее модную идею смерти индивидуального композиторского творчества). Сам композитор, однако, далек от публичных баталий (в одном интервью он сообщил, что выбрал профессию композитора из-за возможности всё время оставаться «за кадром») и полностью сосредоточен на творчестве. Свой стиль он определяет как «минимализм с человеческим лицом» и в соответствии с этим кредо старается писать красивую и приятную для слуха музыку.

Опера «Бедная Лиза» на сюжет Н.М. Карамзина сочинена Десятниковым еще в студенческие годы, но стиль композитора уже вполне узнаваем. Как и в более поздних сочинениях Десятникова, музыка здесь чуть-чуть оторвана от сюжета, чуть-чуть не о том, что говорят слова. Она словно изливается из источника всеобщей гармонии, окрашиваясь в зависимости от контекста в необходимые в данный момент тона.

В опере всего два действующих лица — Лиза и Эраст, сопрано и баритон, которого в нынешнем исполнении заменит меццо-сопрано. Эта замена возможна в силу условности сюжета (заданной уже Карамзиным) и самой музыки, выводящей происходящее за точные временные и пространственные рамки.

За музыку к кинофильму «Москва» Александра Зельдовича (2000) Десятников получил специальную петербургскую премию для мастеров искусств. Фильм Зельдовича описывает криминальные разборки 1990-х во вполне традиционном для своего времени ключе. В сюжете и его воплощении нет ничего необычного, и самое интересное в фильме — именно музыка: тонкая игра ритмов, сложная оркестровая ткань, остроумные переклички разных эпох и стилей.

    

19 ноября, 19:00

В Концертном зале Мариинского театра представится возможность услышать Кшиштофа Пендерецкого сразу в двух ипостасях — дирижера и композитора.

Вместе с оркестром Мариинского театра Пендерецкий исполнит свой Концерт для скрипки и альта с оркестром, а также «Классическую» симфонию Прокофьева и Седьмую Дворжака. Партнером композитора выступит оркестр Sinfonia Varsovia, с которым Пендерецкий сотрудничает уже много лет.

Двойной концерт — относительно «свежее» произведение. Он был написан для Мариса Янсонса и оркестра Баварского радио, премьера прошла в Вене в октябре 2012 года.

Как и всё, написанное Пендерецким после 70-х годов, концерт далек от радикального авангардизма. В музыке слышатся отзвуки Малера, Шостаковича, а всё вместе трудно отнести к какому-либо стилистическому периоду. Скрипачу и альтисту придется потрудиться при исполнении этого произведения. Концерт предъявляет высокие требования к солистам, которым приходится гибко реагировать на внезапные смены настроения, темпа, фактуры. Вместо привычного диалога двух солистов Пендерецкий строит сложную и насыщенную оркестровую ткань, в которой оркестр, альт и скрипка живут каждый своей жизнью, то сплетая голоса в единый поток, то выделяя собственную линию.

Тандем Пендерецкого и оркестра Sinfonia Varsovia существует с 1997 года (до этого коллектив уже успел приобрести известность и поработать с рядом выдающихся европейских дирижеров). Оркестр специализируется на исполнении современной музыки и, в первую очередь, — музыки Пендерецкого, который доверил коллективу несколько мировых премьер.


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

29 марта, пятница
rss

№ 11 (ноябрь) 2015

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Интервью / Ощущение правды
/ Крупный план / Большие вопросы маленького театра
/ Крупный план / День радио митрополии (Часть 3)
/ Крупный план / День радио митрополии (Часть 1)
/ Via Historica / Дома для Мельпомены
ПРОПОВЕДЬ
Деятельная любовь
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Духовная сцена в ожидании зрителя
/ Имена / Иконописец-авангардист
/ Имена / Из Ленинграда в Санкт-Петербург
/ Имена / Слово петербургского пастыря
/ Умный разговор / Грозный, но не святой царь
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Приход / Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 2)
/ Приход / Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 1)
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
/ Проект / Я бы на журфак пошел... пусть меня научат
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
«Жизнь человека – это самое дорогое, самое ценное и самое святое»
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Младшая сестра блаженной Ксении
Музыка в ноябре
Выставки в ноябре