Музыка в мае

В майской музыкальной афише Санкт-Петербурга — редко исполняемая опера Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и выступления известных российских и зарубежных хоровых коллективов.
Журнал: № 5 (май) 2015Страницы: 52-53 Автор: Екатерина Юсупова Опубликовано: 4 мая 2015

12.05 в 18:00

На сцене Мариинского-2 прозвучит опера «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н.А. Римского-Корсакова. Оперы композитор сочинял всю жизнь и до «Китежа» написал 13 сочинений в этом жанре, почти все из которых — шедевры. Однако на склоне лет («Китеж» — предпоследняя опера композитора) ему удалось превзойти всё созданное ранее.

В основу оперы положено народное сказание о святом граде Китеже, ставшее известным в широких кругах благодаря роману «В лесах» П.И. Мельникова-Печерского.

Согласно преданию, град Китеж был построен князем Юрием Всеволодовичем на берегу озера Светлояр и во время татарского нашествия скрылся в водах озера. В этой легенде нет женского образа: Феврония «перешагнула» на страницы оперы из «Повести о Петре и Февронии Муромских», описывающей образец идеальной супружеской любви.

Оперу с самого начала сравнивали с «Парсифалем» Вагнера (да и сам Римский-Корсаков, всю жизнь открещивавшийся от «обвинений» в вагнерианстве, признавал общность сочинений). Смысловые параллели с «Парсифалем» очевидны: и там, и здесь происходит преображение природы, освобожденной от власти греха, и обретение нового «святого града». Но если замок Грааля остается в этом мире, то «новый» Китеж — уже не здесь: в нем поют райские птицы Сирин и Алконост, и земля наполняется пасхальным звоном. Трудно представить, что в опере можно по-настоящему передать ощущение святости, но Римскому-Корсакову это удалось — от последних страниц «Китежа» явно веет благодатью.

У «Китежа» непростая судьба — он редко ставится и до сих пор остается произведением сценически недовоплощенным. Мариинский «Китеж» был поставлен в 2001 году Дмитрием Черняковым — тогда начинающим и перспективным молодым режиссером. В то время опера буквально взорвала театральное пространство Петербурга. «Надмирность» «Китежа» режиссер попытался воплотить, смешав все эпохи и освободив действие от всяких исторических аллюзий, чем и вызывал бурю недоумений у еще неискушенной постсоветской публики. Этот яркий и неоднозначный спектакль, безусловно, стоит внимания, тем более что его музыкальная составляющая преподнесена труппой Мариинки на должном уровне.

20.05 в 20:00

В «Спасе-на-Крови» Камерный хор Смольного собора под руководством Владимира Беглецова исполнит сочинения Березовского, Архангельского, Веделя, Чеснокова и Рахманинова. Хор Смольного поет русскую духовную музыку элегантно — с безупречной стилистической точностью и вниманием к малейшим деталям фразировки. Поэтому программа из сочинений таких разных композиторов не должна потерять в его исполнении ни грана своего разнообразия.


26.05 в 19:00 и 28.05 в 20:00

Продолжат хоровой марафон выступления Хора мальчиков Вюрц­бургского собора и Валлийского мужского хора Côr Meibion Morlais в Государственной капелле Санкт-Петербурга. Хотя Хор мальчиков Вюрцбургского собора был основан только в 1961 году, он, несомненно, является продолжателем музыкальных традиций одного из старейших романских соборов Германии. Как и полагается, мальчики поют небесными голосами как духовную музыку, так и светскую, — и звучат эти ангелы абсолютно профессионально.

А вот валлийцев ангелами не назовешь — хор представляет собой разношерстную компанию водителей автобусов, электриков, директоров компаний, пожарных, офисных работников и студентов, объединенных страстью к пению. В репертуаре хора — народная музыка самых разных мастей и стилей, которую он исполняет зажигательно и темпераментно. И что интересно — Côr Meibion Morlais переводится с валлийского просто «Мужской хор Морле».


29.05 в 20:00


Академический симфонический оркестр филармонии, Петербургский камерный хор и Камерный хор Смольного собора под управлением Василия Синайского исполнит в Большом зале филармонии поэму «Колокола» для солистов хора и оркестра С.В. Рахманинова (во втором отделении прозвучат произведения Бриттена и Элгара).

Музыкальная поэма «Колокола» была написана Рахманиновым в 1913 году. В это предгрозовое время появилось много произведений, предвещающих грядущую катастрофу. Хотя пульс времени чувствовали не все: Прокофьев, например, продолжал писать жизнерадостные произведения (он даже 1917-й встретил беспечной неоклассицисткой симфонией). Рахманинов же принадлежал к тем, кто слышал. Музыка «Колоколов» от начала до конца — неумолимое движение к катастрофе, и даже лирическая вторая часть («Свадебный звон») звучит как воспоминание о потерянном рае.

Появиться на свет «Колоколам» помогла судьба. Рахманинов раздумывал о сочинении симфонии, но неожиданно получил письмо с текстом «Колоколов» Эдгара По в бальмонтовском переводе. Анонимный автор предлагал Рахманинову написать музыку на это стихотворение. Рахманинов сразу увлекся, и меньше чем за год поэма была завершена.

Оставаясь верным себе, Рахманинов не мог писать жестко или некрасиво и, как обычно, создал красочную партитуру, слушая которую, испытываешь наслаждение от каждой ноты.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

19 марта, вторник
rss

№ 5 (май) 2015

Обложка