Музыка в июне

Классической музыки написано огромное количество, но есть, что называется, must listen — то, что обязательно нужно услышать. К такой музыке можно отнести произведения Малера и Мусоргского. Их в самом лучшем исполнении можно услышать в начале июня в Мариинском театре. Разнообразит афишу июня Фестиваль сербской культуры в Капелле. Текст _Екатерина Юсупова
Журнал: № 6 (июнь) 2015Страницы: 54 Автор: Екатерина Юсупова Опубликовано: 4 июня 2015

12 июня, 21:00

В Мариинском-2 Симфонический оркестр Мариинского театра под управлением Кристофа Эшенбаха исполнит «Песни и пляски смерти» Модеста Мусоргского (бас Михаил Петренко) и Пятую симфонию Густава Малера.

Пятая Малера находится в центре гигантской симфонической эпопеи (вместе с «Песнью о земле» композитор написал десять законченных симфонических полотен), герой которой, а вместе с ним и сам автор, проживает целую жизнь. Пока мы еще находимся в гуще событий. Узлы жизни закручены туго, освобождение далеко, но иногда небеса проясняются…

Музыку Малера легко испортить. Иногда и у самых лучших дирижеров он звучит пошло — достаточно сгладить углы, слишком увлечься красками партитуры или, как говорит сам Эшенбах, «в „тривиальном“ опустить кавычки».

Эшенбах углы не сглаживает — у него тот же нерв, что и у Малера, и тот же вкус к контрастам и угловатым ритмам. Дирижера ругают за эту нервность, но для Малера это как раз то, что нужно. В исполнении Эшенбаха его музыка звучит именно так, как должна, и говорит о глубочайших переживаниях человека без лишних нот и красот.

«Песни и пляски смерти» Мусоргский сочинял в 1870-х годах под впечатлением безвременной кончины близких ему людей. В своих письмах того времени он с ненавистью говорил о смерти и называл ее «палачом», «курносой», «бездарной дурой», которая «косит, не рассуждая, есть ли надобность в ее проклятом визите». Кажется, что «Песни» — протест против смерти и вызывающих ее социальных язв (жизни героев цикла уносят бедность, война и плохая медицина), но это не совсем так. Оно о влечении к смерти самого художника. Красота конца человеческой жизни его завораживает, он не печалится о расставании с миром, а грезит об освобождении.

15 июня, 19:00

Кристоф Эшенбах исполнит в Концертном зале Мариинского театра Девятую симфонию Малера — последнее законченное произведение композитора. Как и цикл Мусоргского, оно говорит о смерти, но несколько иначе. Приближение к порогу жизни вызывает еще большую любовь к земле и малейшим ее созданиям. Такая любовь возможна только в старости, когда всё лишнее остается позади. Уже нет боли — только радость, только благоговение. Если старость может быть такой, то она прекрасна.

17, 18 и 22 июня, 19:00

В Капелле проходит Фестиваль сербской культуры. В первый день фестиваля Хор капеллы исполнит «Цыганскую литургию» Зорана Мулича. Возможно, из всех литургий эта самая необычная. Ее музыка очень цыганская: мягкая, восточная и колышущаяся. Премьера сочинения состоялась во время богослужения в кафедральном соборе Нови Сада и, что интересно, — это первая православная Литургия, написанная на цыганском языке.

Во второй фестивальный день Боян Суджич продирижирует музыкой сербских композиторов, а на закрытии фестиваля Хор и Симфонический оркестр Капеллы под управлением Владислава Чернушенко исполнят Скрипичный концерт и сочинение под названием «Молитва рачана» Светислава Божича.

«Молитва рачана» переводится с сербского языка как «Изреченная молитва». Духовный концерт написан на слова сербского поэта священника Гаврилы Стефановича-Венцловича (1680–1749) и югославского и сербского поэта и прозаика Милорада Павича (1929–2009). Современного классика сербской литературы композитор очень любит и ощущает с ним особое родство. В одном интервью он упомянул, что «связь сербской музыки и византийской прозы Павича имеет почти мистический характер».

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

29 марта, пятница
rss

№ 6 (июнь) 2015

Обложка