Молитва художника

Белым морозным утром открываешь тяжелые старинные двери академии Штиглица в Соляном переулке — и замираешь от неожиданности: чистыми голосами наполнен весь просторный холл альма-матер многих знаменитых художников. Этот храм искусства уже больше года таит в одном небольшом подвальчике храм в самом прямом смысле: здесь совершаются службы, горят свечи, поет хор и молятся прихожане. Не видный с улицы, храм-часовня святого апостола и евангелиста Луки при Художественно-промышленной академии (в советское время — Мухинское училище) стал местом молитвы для многих художников и творческих людей Санкт-Петербурга. Здесь нет «захожан», сюда идут осознанно.
Журнал: № 01 (январь) 2022Автор: Марьяна МищенкоФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 31 января 2022

Святая пещера

Низкие ступени ведут в подвальное помещение, освещенное мягким светом. В глубине святой пещеры — а именно так воспринимается это крошечное уютное помещение — виднеются лепные изображения Иисуса Христа, Богородицы. На тяжелых кованых подсвечниках мерцают свечи, под ногами — искусно сложенная цветная мозаика, престол и ступени — из полудрагоценного оникса, на стенах — немногочисленные иконы авторского письма. Всё в этом храме говорит о назначении заведения, в котором он находится, — художественной академии. Здесь каждый предмет сделан руками её студентов и преподавателей. Святой апостол Лука считается небесным покровителем врачей, художников и журналистов. И этот храм посвящен именно ему — одному из самых образованных и тонких апостолов.

— Вот это панно из шести частей сделано студентами и преподавателями кафедры монументальной живописи, — рассказывает настоятель храма иерей Илия Павлов, назначенный на этот приход более года назад. — Видите, какой смелый, интересный подход! Мухинцы ведь всегда отличались дерзостью, неформальностью. Вечное соперничество с консервативной и классической Академией художеств. Мухинское училище давно стало называться академией Штиглица, но этот стиль, эта свободная манера осталась его визитной карточкой.

Авангардное панно действительно завораживает: в центре лик Спасителя в золотом, сияющем нимбе, с обеих сторон — легкие фигуры святых ангелов; красное одеяние Богородицы, с милостью взирающей на людей… Красный цвет, золото, движение, энергия, любовь!

— Когда-то здесь был просто небольшой подвальчик, это не исторический храм, — рассказывает настоятель. — А в 1998 году преподаватели и студенты решили сделать здесь некую молитвенную комнату-часовню. По сути дела, вкладывался каждый. Кузнецы с кафедры художественной обработки металла ковали вот эту чудесную решетку, отделяющую алтарную часть храма, студенты кафедры керамики и стекла сделали стеклянный умывальник, кафедра дизайна мебели пожертвовала шкаф для облачений… Так потихонечку создавался храм.

Храм в академии существует уже 23 года, но поначалу регулярных служб здесь не было — только лишь редкие молебны. Потом, когда владыка Владимир назначил настоятелем иерея Антония Логинова, службы стали совершаться раз в месяц, раз в две недели. Отец Антоний служил и в большом храме Серафима Саровского в Петергофе, поэтому в одиночку ему было тяжело. В 2020 году протоиерей Пётр Мухин — благочинный храмов при вузах Санкт-Петербургской епархии и настоятель храма святых апостолов Петра и Павла при СПбГМИ им. И. И. Мечникова и больнице Императора Петра Великого, назначил сюда вторым священником нынешнего настоятеля. Когда началась пандемия, храм был закрыт. Но уже 1 октября 2020 года службы возобновились. А 3 декабря, в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, отец Илия принял руководство приходом.


Молитва идет — приход растет

К тому времени, как отец Илия принял настоятельство, общины как таковой при храме не было. Но была группа художников, творческих людей, студентов и преподавателей, которые собирались в подвальном храме по четвергам и пели акафисты мирским чином. Отец Илия решил сложившийся порядок не нарушать, и до сих пор богослужение по четвергам — особенная традиция храма.

— Творческие люди — как дети, их легко обидеть случайно оброненным словом, неуместным жестом, взглядом, — говорит священник. — Поэтому я и оставил службу в четверг. Но настоятельно заявил, что будем также служить вечером в субботу и утром в воскресенье. Таким образом, сейчас у нас проходит не менее трех богослужений в неделю. Да, бывали и бывают до сих пор такие дни, когда служим вдвоем с псаломщиком Петром. Но никогда не отменяем. Когда-то отец Пётр Мухин учил меня: есть ли народ, нет ли его — надо служить, и точка. Будет служба — будет паства. Сегодня храм пустой, а через год «выстрелит». Отец Пётр Мухин также когда-то служил в полупустом храме Петра и Павла при академии имени Мечникова, а сейчас там всегда есть люди. Молитва идет — приход растет. За год, считаю, нам удалось сделать немало. Впервые мы отслужили Рождественскую литургию, отпраздновали престольный праздник — был концерт, гости, отслужили ночную пасхальную службу. Впервые в нашем храме было совершено Таинство Венчания. Спасибо ректору Анне Николаевне Кислицыной за то, что она относится к храму в академии благосклонно.

Не так давно в храме-часовне апостола Луки стали совершать богослужения и в субботу утром, когда в художественную школу при академии приходят дети. Слышат пение — обязательно забегают: кто-то свечку поставит, а кто и записочку напишет. Отец Илия считает, что такая личная детская инициатива весьма важна в становлении духовной жизни. Он искренне радуется каждому зашедшему в храм, принимает его с любовью и добрым словом. Услышав о храме, стали приходить ветераны-мухинцы, выпускники академии.


Как мальчик стал духовником

Среди постоянных прихожан храма апостола Луки много известных деятелей культуры: художник, писатель, кинорежиссер и журналист Виктор Тихомиров, выпускница Мухинского училища художница Елена Семёнова, которая пишет для храма иконы, старейший преподаватель академии Высшей школы моды известный художник Наталья Каллиопина-Першина и другие. Постепенно складывается крепкая община, в храме бурлит жизнь.

Виктор Тихомиров — тоже выпускник «Мухи». Этот сильный художник, известный также своими фильмами, книгами и деятельностью в петербургской группе художников «Митьки», знает отца Илию с малых лет. Когда в 1990-х годах Тихомиров снимал с Германом-старшим свою дебютную картину «Трава и вода», редактором на картине был Юрий Павлов, который часто приходил на студию со своим сыном Ильёй.

— Моя режиссерская судьба началась с этого фильма, — рассказывает Виктор Иванович. — И там я впервые увидел своего будущего духовника — отца Илию, который был тогда маленьким угрюмым мальчиком. А потом этот мальчик окончил школу, семинарию, Духовную академию, факультет журналистики и стал священником.

«Трава и вода» — первый фильм Тихомирова, сейчас он снимает семнадцатый. При этом сам он называет себя в первую очередь художником. Виктор Тихомиров — автор восьми книг, множества статей, его фильмы не раз были отмечены кинокритиками, собрали призы различных фестивалей, включая приз Гильдии киноведов и кинокритиков России «Слон» за фильм «Чапаев-Чапаев». Работы Виктора Тихомирова находятся в Государственном Русском музее, других российских и зарубежных музеях, а также в частных коллекциях — в том числе Бориса Гребенщикова, Виктора Цоя, Юрия Шевчука, Андрея Петрова, Мстислава Ростроповича, Сергея Курехина, Михаила Боярского, Алексея Германа, Андрея Кончаловского…

— Отец Илия позвал меня сюда около года назад, — продолжает рассказ Виктор Иванович. — До этого я ходил в другие храмы, но остался именно здесь. Мне понравилось, как служит отец Илия: степенно, не торопясь. К тому же эти места для меня родные. Здесь я учился, здесь, через дорогу, родился и вырос. Стал ходить, приглашаю друзей и коллег. Отец Илия — батюшка… такой как надо! Да, службы длинные, тяжело стоять. Но это и хорошо, всё по грехам… Я рад, что мой духовник — человек, которого я знаю много лет, который понимает меня, знает все стороны моего характера. Духовник должен понимать, с кем он имеет дело: когда он знает все твои черты, ему проще принять решение.


Здесь тепло

Прислонившись к стенке, Наталья Каллиопина-Першина старательно выводит буквы имен родных и близких в церковной записочке. В каждом её взгляде и жесте чувствуется некая царственность и интеллигентность, скромность и достоинство. Наталья Васильевна — тоже выпускница академии, известный художник, преподаватель. Её работы хранятся в музеях и частных коллекциях Америки, Чехии, Италии, Германии, Нидерландов и Франции. В Петербурге она выполнила театральные занавесы для актового зала Ленинградского института текстильной и лёгкой промышленности им. С. М. Кирова, декоративные ткани для Агентства печати «Новости» на Кутузовской набережной, гобелены «Белые сны» для гостиницы «Пулковская» и «Музыка» с объемными вставками для гостиницы «Октябрьская». В феврале 2017 года гобелен «Зелёные воды города-сказки» был представлен в Манеже на юбилейной выставке «85 лет Санкт-Петербургскому Союзу художников».

— В 1957 году я поступила в Высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной на отделение текстиля и интерьера, — рассказывает она. — После окончания училища работала на красильно-отделочной фабрике № 1. Там разрабатывала несложные рисунки для печати на трикотаже, потом перешла к более сложным декоративным принтам для изделий, с которыми Ленинградский дом моделей одежды принял участие в первом модном показе в Америке в 1969–1970 годах. Долгое время преподавала в Высшей Петербургской школе моды и прикладного творчества на Гатчинской улице, вела композицию и материалы. А здесь, в Мухинском училище, я вела практику нашего факультета. Это были замечательные времена: практика проходила в Этнографическом музее, где наши студенты рисовали костюмы разных народностей, в Ботаническом саду. И вот теперь, спустя много лет, я снова оказалась в родных стенах.

В храм святого апостола Луки Наталья Каллиопина ходит около года. Художница родилась в семье священника, поэтому вера всегда была для нее центральной осью жизни. Она вспоминает, как бабушка водила её в церковь, но в школе об этом говорить было нельзя, это без лишних объяснений понимали даже дети.

— Все главные молитвы знала с детства, — вспоминает Наталья Васильевна. — А после замужества стала относиться к вере еще более осознанно. Мой родной храм — это Князь-Владимирский собор. Там я воцерковлялась, там занималась на богословских курсах. Хожу туда и сейчас, но часто захожу теперь и в эту маленькую крипту. Меня пригласил однажды псаломщик Пётр. Здесь ты видишь, что происходит в алтаре, в больших соборах это невозможно. Это важно. И конечно, я покорена настоятелем — отцом Илиёй: его проповедями, отношением на Исповеди, службами. Здесь мне тепло.

Беседуя с прихожанами, понимаешь слова отца Илии о том, что «здесь нельзя служить небрежно». Эти тонкие натуры внимают каждому слову и движению.

— Приходит на службу доктор наук, известный художник, и ты должен ему что-то дать, чтобы он почувствовал через тебя Бога, — говорит отец Илия. — Я воспринимаю свое священство как служение. Для меня это возможность помочь человеку. Чем могу, но помочь. Если человек после беседы со священником возвращается и говорит «спасибо!», это уже победа. И конечно, это не моя заслуга, это Господь нужные слова вкладывает. Скажу так, Таинство рукоположения совершенно меняет человека. Приходит человек с какой-то проблемой, и в обычной светской жизни никогда бы ты подходящих слов не нашел, которые ты находишь в сане священника.


Диакон-журналист и псаломщик-банкир

Отец Илия и сам человек творческий и неординарный. Он родился в семье кинематографистов (отец Юрий Павлов — кинорежиссер, мать Ирина Павлова — кинокритик, телеведущая). К вере пришел сознательно, после окончания школы уверенно выбрал семинарию.

— Из Церкви не уходил никогда, но был период, когда я, получив профильное образование, пошел в журналистику, работал на многих телеканалах корреспондентом, редактором, — рассказывает настоятель. — Помню, ездил к отцу Петру Мухину, он всегда говорил, что надо вернуться обратно в храм. И я вернулся. Какое-то время совмещал диаконство и редакторство на телевидении, но когда встал вопрос о священстве, сделал выбор в пользу последнего. Совмещать эти две «профессии» по многим моральным деталям было невозможно — слишком разные по энергетике и духовности.

Отец Илия отдает приходу все свои силы и энергию. Это его дело, он чувствует себя на своем месте.

— Здесь особенность такая: человек, если сюда пришел, — он не мимо проходил, а зашел сюда сознательно. Это не просто «батюшка, крестик освятите», здесь человеку беседа нужна или вопрос нерешенный мучает. Это накладывает ответственность, — подчеркивает священник.

Весь сложный первый год храма настоятелю помогает служить чтец и псаломщик Пётр Ларюшкин. Иногда они служат со священником вдвоем, без хора. Творческие прихожане хвалят их безымянные гласы.

— Я не художник, — отвечает на мой вопрос Пётр. — Я скорее коллекционер. Родился в Москве, вырос там. Переехал несколько лет назад в Санкт-Петербург, закончив трудовую деятельность инвестиционным банкиром. Прислуживал и в храмах Москвы, стал искать здесь, так как не хватало этого. Первый храм, куда привела меня знакомый художник Елена Семёнова, был этот храм. И у меня от него осталось необычное впечатление. Храм вмещает всего-то 20–25 человек, от этого возникает ощущение камерности, уюта, теплоты. Почувствовал здесь себя нужным.

Сама Елена Семёнова тоже помогает нередко на службе: и поет, и читает. Но главное её послушание (как она сама это называет) — это написание икон.

— Я люблю маленькие храмы, где нужно помочь, где мои руки пригодятся, — говорит художница. — Этот храм стал моим вторым домом, а отец Илия — моим духовником. Он подвижник, он на своем месте.

Живая связь

— У нас достаточно горячая активность в интернете, — говорит отец Илия. — Группа храма в соцсети насчитывает уже более 500 участников. Там знакомимся, «стучимся» в друзья, рассказываем о себе. Там же я отвечаю на вопросы, принимаю записки о здравии и упокоении. Студенты просто так в храм не заглянут (кто-то стесняется, боится, вечно торопится), а в соцсетях легко выходят на общение, и уж после почти обязательно заходят и в храм. Это тоже такая форма миссионерства. Пусть сначала он зайдет на минуточку перед лекцией, просто поставит свечку. А завтра, быть может, он уже придет исповедаться и выстоит всю службу. В нашей группе в соцсети мы запустили не так давно интересный проект — виртуальную выставку работ наших прихожан. Раз в неделю представляем в группе художника, вывешиваем его работы. Так с его творчеством могут познакомиться многие, ведь художники — народ обособленный, у них есть проблемы с коммуникацией, они интроверты.

Отец Илия мечтает о плотном сотрудничестве с кафедрами академии и вполне уверенно двигается в этом направлении. Сложилась дружба с кафедрой искусствоведения, с кафедрой живописи и реставрации, и уже ведутся разговоры о совместных выставках, проектах. Священник хочет навести мостик между богословием и искусствоведением, чтобы обогатить оба направления мысли, научить их помогать друг другу.

— Скажем, пишет студент или преподаватель работу по псковским иконам, а ведь ему обязательно нужна консультация богослова, — отмечает он. — Здесь мы и поможем, проясним некоторые моменты. А вообще, я хотел бы в будущем вести богословский факультатив в академии. Главное, что есть живой контакт с ректором. Анна Николаевна во всем помогает и поддерживает. Прошел только год активной жизни храма, мы сделали многое, и многое еще впереди. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"