Масштаб священника

Старший священник Иоанновского ставропигиального женского монастыря, основатель и духовный руководитель «Иоанновской семьи» протоиерей Николай Беляев отошел ко Господу 12 января 2021 года на 83-м году жизни. Об отце Николае вспоминает наш корреспондент Елена Быркова, священнослужители и миряне.
Журнал: № 04 (апрель) 2021Страницы: 36-41 Автор: Елена Быркова Опубликовано: 9 апреля 2021

Причастность к невероятному

Прощание со священником совпало с отданием праздника Рождества Христова. Многие духовные чада отца Николая в Петербурге и по всей России, скорбя об утрате, осознали ответственность перед Богом за сохранение трудов любимого пастыря.

— Общение с отцом Николаем было, прежде всего, духовным, — свидетельствовал настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерей Вадим Буренин. — Таким оно и останется навечно, потому что это общение, которое позволило нам прикоснуться к Вечности. Отец Николай в своей жизни старался подражать святому Иоанну Кронштадтскому. И в подражание отцу Иоанну вел праведную жизнь, наполненную любовью к Богу и ближним. Мне очень дорого, что у него был помянник, куда с самого начала служения он заносил каждого человека, который к нему приходил.

Биография

Протоиерей Николай Беляев родился в 1938 году в Костроме в семье священника. По окончании математико-механического факультета Ленинградского университета по специальности «Астрономия и небесная механика» около 30 лет трудился в Институте теоретической астрономии. Стал автором более 40 научных статей, опубликованных в отечественных и зарубежных журналах, пособий, книги «Комета Галлея и её наблюдение», монографии «Короткопериодические кометы». Его именем названа планета № 2626. В 1990 году был рукоположен во диакона и в том же году — во пресвитера. С 1992 года — старший священник Иоанновского монастыря. Пастырские труды отца Николая были отмечены высшими церковными наградами.

 


Начиналось с покаяния

Девятый день по преставлении ко Господу отца Николая пришелся на Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, великого проповедника покаяния. Отец Николай имел обыкновение спрашивать у исповедников, чем они занимаются профессионально, какие имеют увлечения, пожелания. Записывал всё на небольших карточках, передавал помощникам. С первых шагов в храме исповедующиеся получали возможность участия в приходской жизни. Сам отец Николай, когда его просили помолиться о больном, о решении сложных проблем, достаточно быстро связывал просившего с квалифицированным специалистом, чаще всего тружеником прихода. Священник помогал и молитвой, и непосредственным участием. Руководитель приходской общины «Патронаж» Наталья Авророва вспоминает:

— Батюшка однажды к нам приехал и говорит: «Ты знаешь, я всегда мечтал, чтобы люди, собравшиеся в храме, знали друг друга. Ко мне столько поступает разных просьб. Я с этим не справляюсь. Надо образовать приходские сообщества. Давай-ка ты займешься». Он после Исповеди записывал телефоны, я обзванивала. На каждого человека писала анкету. Мне самой батюшка поручил создать общину «Патронаж», которая будет помогать на дому больным, престарелым и одиноким людям. Всего получилось четыре общины: «Гиппократ», в которой собрались врачи, «Милосердие» — община медсестер, наш «Патронаж» и «Авто» — сообщество автоволонтеров. Позже отец Николай говорил своей помощнице Евгении Жиглинской: «Если бы ты знала, что из всего этого получится!» Мы не могли себе представить, во что это выльется, но отец Николай, видимо, знал.


 

Родился в епитрахили

— Отец Николай всегда ратовал за то, чтобы приход был общиной, работающей по разным направлениям, — рассказывает протоиерей Димитрий Галкин, — ведущей активную миссионерскую деятельность, занимающейся социальным служением, заботящейся о пожилых людях и о подрастающем поколении. У отца Николая был, прежде всего, систематический подход к приходской жизни, он обладал хорошими организаторскими способностями. Это была его личная инициатива. Он не боялся тратить свое время, силы, умел налаживать контакты с людьми, организовать слаженную работу — абсолютно бескорыстное служение. Так он видел человека в Церкви, себя в Церкви. Служил со страхом и трепетом, с благоговением, очень молитвенно, очень тихо, доверительно обращаясь к Богу. В алтаре он являл собой образ бесконечной преданности Церкви, подлинного страха Божия.

Отец Николай находил ключик к душе любого человека, помогал людям понимать друг друга: при его поддержке, с его помощью создавались семьи, возрождались созидались монастыри, храмы в глубинке России и за рубежом. Сам же отец Николай до последних дней оставался терпеливым тружеником, всегда мирным, тихим созидателем, буквально воплотившим своей жизнью слова Христа: «Кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою» (Мк. 9, 35). Пользуясь непререкаемым авторитетом, отец Николай никогда не оказывал давления.

— Он любил нас всех — таких разных, грешных, молодых и старых, богатых и малосостоятельных, — вспоминает прихожанка Наталья Авророва.

В надгробном слове священник Димитрий Галкин заметил:

— Про таких, как отец Николай, есть хорошее присловье: «родился в епитрахили». Действительно, он был предназначен к священнослужению. В силу ряда причин первоначально ему это не удалось; значительную часть жизни он посвятил астрономии. В 1990 году принял священный сан. Начинал служить в церкви Владимирской иконы Божией Матери, что на Владимирской площади. Хор там любил давать священникам прозвища, иногда даже немножко обидные, а вот у отца Николая было прозвище завидное — «добрый пастырь». Эти слова как нельзя лучше характеризуют его служение. Он действительно был добрым пастырем, который откликался на всякую человеческую нужду.

  


Как на крыльях летали

Прихожане, полюбившие «доброго пастыря» во Владимирской церкви, пришли за ним в Иоанновский монастырь на Карповке, куда отец Николай был назначен в 1992 году старшим священником. Проводилось много ремонтно-восстановительных работ, затем открыты воскресная школа, швейные мастерские, создана молодежная община. После службы отец Николай, часто с инструментом в руках, включался в общее дело.

— Батюшка начал нас объединять вокруг воскресной школы. Игумения Серафима, по благословению святейшего патриарха Алексия II, выделила помещения в монастыре. За работой очень много общались, знакомились. Мы как на крыльях летали. Однажды сам Патриарх пришел смотреть, как работает наша школа. Благодаря батюшке мы близко общались со Святейшим. Позже он приезжал еще, разговаривал с детьми, родителями, мастерицами нашими. Нам дана была возможность удивительных встреч, — рассказывает труженица общин «Домик трудолюбия», «Живое слово» Елена Миза.

По воспоминаниям прихожанки Татьяны Стрекаловой, ходившей в воскресную школу в середине 1990-х, «раз в месяц, в заранее определенное время, ученики по одному шли в батюшкин кабинет и исповедовались, потом беседовали наедине».

— Исповедоваться сразу в большом храме, где много народу и идет служба, ребенку трудно, — говорит она. — Для подростков батюшка на неделю давал вопрос или тему для размышления. Отвечали письменно. На следующем занятии отец Николай читал ответы, не называя авторов, после чего все вместе мы эти ответы обсуждали. Запомнился вопрос: «Что бы вы сделали, найдя миллион?» Это в 1990-е годы, когда многие испытывали серьезные материальные трудности. Дети писали: «Я бы отдала в церковь», «принесла бы маме», «открыла бы больницу». Батюшка зачитал все благотворительные пожелания, многозначительно помолчал и сказал: «Знаете, никто не написал: „Я бы этот миллион не брал“. Никто не вспомнил, что нельзя присваивать себе чужое!»

 

Лечил делом

— Батюшка лечил делом, — вспоминает Наталья Авророва. — Когда я к нему пришла после тяжелой болезни, он не гладил по головке, не говорил: «Ах, как ты страдала, бедная». Нас пригласили печь пряники к Рождеству. Я говорю: «Батюшка, не смогу, я такая слабая». Он отвечает: «Да иди, всё перенесешь. Они там чаи гоняют. Чуть-чуть поработаете, поразговариваете, чаю попьете». И мы пошли вдвоем с мужем, облачились в передники. Помню, сильное впечатление произвели прихожане. Обстановка очень душевная, теплая. И потом уже не боялась, когда приглашали на послушания.

— Батюшка нас всех воспитывал, — добавляет Зоя Волкова, руководитель общин «Домик трудолюбия» и «Островок». — В общины попадали люди разной степени воцерковленности, со всякими вопросами. Они присматривались, как мы себя ведем. А для нас примером, конечно, был батюшка. У него учились терпению, смирению, великодушию. К немощам всегда относились с пониманием. Отец Николай очень радел за сохранение народных традиций. Радовался, когда на Рождество все нарядные, в народных костюмах, которые шили прихожанки, организовал «Ремесленные мастерские», где дети и взрослые изготавливали различные вещи для благотворительных выставок.

Организаторские таланты отца Николая имели глубокие корни. О дворянском роде Беляевых и ярких его представителях — царском генерале Иване Тимофеевиче Беляеве (1875–1957), ставшем после эмиграции национальным героем Парагвая, Тимофее Михаиловиче Беляеве (1843–1915), бывшем коменданте Кронштадтской крепости, общавшимся со святым праведным Иоанном Кронштадтским, прихожане узнавали постепенно. И каждое знакомство становилось живой историей любви, преданного служения Отечеству.

 

Гордость за русского человека

Евгений Авроров, руководитель общины «Я люблю свою Родину», делится воспоминаниями:

— Мне выпало счастье сопровождать батюшку, его старшего брата, известного археолога Сергея Алексевича Беляева (1936–2019) и Дмитрия Павловича Беляева, внука отца Николая, в поездке в Парагвай. Это было официальное приглашение, встреча, организованная на дипломатическом уровне. Дело в том, что у Ивана Тимофеевича Беляева не осталось прямых наследников. Сергей Алексеевич и наш батюшка были приглашены как потомки русского генерала, его внучатые племянники. Это поистине эпохальная поездка. Я испытал гордость за русского человека. Жители Парагвая понимают, что у них открыт университет, развивается наука, культура благодаря нашим эмигрантам. Индейцы благоговеют перед Иваном Тимофеевичем, называют его «белый вождь». Индейцы племени мака до сих пор носят фамилию «Беляев». Наш батюшка там был весточкой из России. С внуком Дмитрием они подарили индейцам рубашки — в память о том, что Иван Тимофеевич часто раздавал свою одежду.

  


Не робей, друг любезный. За Отчизну

Болея душой за русскую глубинку, где в разрушении и запустении стоят храмы, отец Николай вдохновил уже окрепший, слаженно работающий приход на новое начинание — к 180-летию со дня рождения Иоанна Кронштадтского объединить священнослужителей со всех храмов, монастырей, часовен, приютов и других организаций, посвященных святому пастырю. Так образовалась «Иоанновская семья». Батюшка часто повторял, что молодежь любит грандиозные масштабные начинания. Учил благодарить. Просить чудес и исцелений люди умеют. А чем ответить святому? «Благодарная Россия — великому пастырю», «Дети нашей Родины — святому праведному Иоанну Кронштадтскому» — под такими девизами прошли Юбилейные торжества 2015 года и благотворительные выставки в Выставочном зале Союза художников на Большой Морской улице. Все проекты отца Николая вдохновляли на деятельное благодарение Небесному покровителю и помощь тем, кто в ней нуждается.

В 2002 году отец Николай совершил с молодежной общиной первую поездку на малую родину Кронштадтского пастыря. С 2011–2013 года в Суре начали регулярно работать молодежные экспедиции. Каждое лето для совместных трудов по восстановлению святынь Суры приезжали прихожане Иоанновского монастыря из Петербурга и члены «Иоанновской семьи» со всей России.

Для подрастающего поколения силами «Иоанновской семьи» под руководством отца Николая в Суре были организованы детские летние лагери — военно-патриотический «Архистратиг» для мальчиков и «Суряночка» для девочек.

— Отец Николай спросил меня однажды: «Ну что, поедешь в Суру?» От неожиданности ответила: «Батюшка, благословите». И началась моя работа, почти три года, в «Архистратиге», — рассказывает Дарья Медведева, одна из руководителей экспедиции, — Мальчишки приезжали отовсюду, местных много, но основу составляли приходские ребята... Лагерь бесплатный. Батюшка очень любил порядок, ему важно было, чтобы всё работало как часы. Он очень радовался, когда ребята показывали результаты тренировок, военной подготовки. В 2019 году на вечере, отец Николай отвечал на вопросы. Батюшкина любовь покрывала всех, давала силы, когда их уже не оставалось. Достаточно встретить его теплый взгляд, видевший тебя насквозь. И если страшно браться за большое и ответственное дело, батюшка ласково напутствовал: «Не робей, друг любезный. За Отчизну». И страх отступал.

Отец Николай и сам ежегодно приезжал в Суру, проводил там часть отпуска, встречался с благотворителями, молился, принимал участие в крестных ходах, в установке поклонных крестов и создании «Пояса Богородицы», комплекса из нескольких часовен в Суре и соседствующих с ней поселениях. Очень радовался возрождению святынь.

— Первая моя встреча с отцом Николаем была посвящена восстановлению Никольского собора в Суре, — вспоминает президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Заренков. — Батюшка показал мне развалины собора с молодыми побегами берез и кустарника на стенах. Тогда он тихим голосом произнес: «Вот этот собор надо восстановить в течение двух лет». Главная проблема в том, что поселок находится в глубинке Архангельской области, в труднодоступном месте. Добраться можно только зимой или на вертолете. Но, усилиями батюшки Николая, который сумел организовать доставку и строительство, собор был восстановлен вовремя, как раз к 25-летию со дня канонизации святого праведного Иоанна Кронштадтского.


  


26 автобусов

— Нам не хватает отца Николая — его мудрости, доброты, его советов, молитвы. В этом смысле мы все чувствуем себя обездоленными. Но, вместе с тем, необходимо смиряться, поскольку у каждого свой срок, не просто время, а именно срок, и о каждом человеке Господь имеет Свой замысел. Для отца Николая срок пришел. Но это не значит, что батюшка нас покинул, — говорит протоиерей Димитрий Галкин.

Вереница из шести автобусов, следовавших от Иоанновского монастыря в Вартемяги, к месту упокоения пастыря, напомнила о ежегодных общеприходских поездках.

— Была поездка от прихода в Александро-Свирский монастырь в 2012 году, — вспоминает Евгений Авроров. — Более тысячи паломников разместились в 26 автобусах, которые сопровождали четыре машины ГИБДД. Приезжаем, епископ Тихвинский Мстислав встречает нас в Троицком соборе. Они стоят с батюшкой, смотрят, как люди выходят, пространство всё заполняется, заполняется… И владыка спрашивает: «Отец Николай, это что, ваш приход?» Отец Николай отвечает: «Все не смогли приехать, нам разрешили только 26 автобусов». Владыка был ошарашен. Сейчас у нас больше 2000 человек в приходе. Это всё его духовные чада, которые регулярно обращались к нему за советом, чьей жизнью он жил. Вот какого масштаба священником был отец Николай.

— Нас стало очень много с разными нуждами, — сказал на поминальной трапезе руководитель общины «Вифлеемская звезда» Евгений Хачатуров, — сердце земного человека уже не выдерживало такого груза. И только на Небесах может вмещать до бесконечности. Остается молиться и надеяться на встречу в Вечности.

 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"