Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Любимый дом, последний дом

Александровский дворец — последнее прибежище царской семьи перед началом крестного пути. Неудивительно, что судьба его в советское время была весьма драматична. Сейчас дворец закрыт на реставрацию. Что мы увидим по её завершении?
Раздел: ПОДРОБНО
Любимый дом, последний дом
Журнал: № 7-8 (июль-август) 2018Страницы: 14-17 Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 24 июля 2018

ЧЕТЫРЕ ЧАСА СПУСТЯ 

Царская семья покинула дворец 1 августа (по старому стилю) 1917 года в пять утра. Уже через четыре часа комиссия под руководством художника, историка искусств Георгия Лукомского приняла на хранение Александровский дворец и начала осмотр. Первоочередная задача — сохранить имущество, не допустить мародерства, хищений. Часть предметов — документы и рукописные материалы, изделия с драгоценными металлами, ювелирные изделия, работы Фаберже в первую очередь, — были изъяты и вывезены в Москву.
— Надо было добиться главного — сохранить Александровский дворец как музей, — рассказывает ответственный хранитель экспозиций Александровского дворца-музея Ольга Деревцова. — Вполне естественно, что в обстановке той эпохи многие, от кого зависела судьба дворца, были настроены крайне радикально: дескать, всё, к чему прикасался император и его семья, не может быть признано ценным и исторически значимым. И огромная заслуга комиссии, что она смогла добиться решения создать музей и сохранить для истории подлинную обстановку личных покоев Романовых. Была разработана концепция экспозиции — показать быт царской семьи, принципиально ничего не меняя, «в назидание потомству».
Главной задачей комиссии стал учет и описание дворцового имущества. Выполнялись рисунки и чертежи — предметов, расстановки мебели, расположения предметов, развески картин и фотографий, произведена фотофиксация интерьеров: специально для этого был приглашен фотограф Андрей Зеест. Съемки начались 14 августа. Впоследствии именно уникальная серия автохромов, выполненная Зеестом, помогла в работе по воссозданию утраченных в годы Великой Отечественной войны интерьеров. (В 1907 году братья Люмьеры разработали мозаичный трехцветный растр и выпустили пластинки-«автохромы». В основе их изготовления лежали опыты смешения цветов — красного, зеленого и синего. Автохром использовался до 1935 года.)
Сейчас узнать о жизни последней императорской семьи в Царском Селе, в том числе и в Александровском дворце, посетители могут на выставке «Царское Село. 1917. Накануне…», расположенной в Камероновой галерее. Там, в частности, представлена большеформатная цифровая копия автохрома Зееста — фрагмент интерьера Палисандровой гостиной: на столе, в вазе датского фарфора, — еще свежая гортензия, свидетель недавнего пребывания царской семьи в Александровском дворце.
Уже 23 июня 1917 года Парадные залы Александровского дворца были открыты для посетителей, работа по формированию экспозиции продолжалась. С 1931 года экспозиция начинает уменьшаться: расформирована Детская половина, игры и игрушки вывезены в созданный в 1930-х «Музей игрушки» в Сергиевом Посаде (тогда Загорск), мебель передана в детские учреждения, закрыты исторические комнаты великого князя Александра Александровича и его супруги Марии Феодоровны в западном крыле: там разместился дом отдыха сотрудников НКВД, а на месте закрытых комнат детей Николая II, на втором этаже, — детский дом имени Юных коммунаров. Тем не менее, доступ посетителей в парадные залы и личные апартаменты последних Романовых продолжался вплоть до Великой Отечественной войны. 

лександровский дворец построен в 1792–1796 годах по распоряжению Екатерины II по проекту Джакомо Кваренги. Это был подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича. В начале XX века, при императоре Николае II, дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: именно здесь праздновались 300-летие Дома Романовых и 200-летие Царского Села. После Февральской революции он стал местом заточения царской семьи. Утром 1 (14) августа 1917 года из Полукруглого зала дворца семья последнего императора была отправлена в ссылку в Тобольск.
Александровский дворец построен в 1792–1796 годах по распоряжению Екатерины II по проекту Джакомо Кваренги. Это был подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича. В начале XX века, при императоре Николае II, дворец стал основной резиденцией императорской фамилии и средоточием придворной жизни: именно здесь праздновались 300-летие Дома Романовых и 200-летие Царского Села. После Февральской революции он стал местом заточения царской семьи. Утром 1 (14) августа 1917 года из Полукруглого зала дворца семья последнего императора была отправлена в ссылку в Тобольск.

 
ИСКЛЮЧЕН ИЗ СПИСКА

Стул цесаревича Алексея из детских комнат Александровского дворца.
Стул цесаревича Алексея из детских комнат Александровского дворца.
Во время войны Александровский дворец пострадал, но гораздо меньше, чем Екатерининский. 

— Дворец не был взорван, не был руинирован, локальный пожар случился только в Сиреневой гостиной, — рассказывает Ольга Владиславовна. — Конечно, состоя­ние интерьеров оказалось плачевным. Повреждена кровля, осколками изранена великолепная двойная колоннада, но это было «излечимо». Но когда встал вопрос о пригородных музеях, Александровский дворец исключили из списка музеев, по крайней мере, в его прежней форме — бытового музея Николая II: считалось, что посетителям, пережившим ужасы войны, такой музей ни к чему.
Попытка сохранить Александровский дворец как музей была предпринята Еленой Туровой, на тот момент директором дворцов-музеев города Пушкина. Елена Леонидовна предложила создать здесь хранилище музейных предметов: в парках по мере разминирования велись уборочные и поисковые работы, экспонаты возвращались из эвакуации. На следующий день после дня Победы, 10 мая 1945 года, был образован новый музейный комплекс — Центральное хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев Ленинграда, впоследствии вместившее 150 000 экспонатов. Сотрудники смогли уже 9 июня 1946 года открыть первую послевоенную выставку, посвященную убранству ин­терьеров Екатерининского, Петергофского и Гатчинского дворцов.
Но в таком качестве Александровский дворец просуществовал недолго — в этом же году его передают Академии наук СССР для размещения коллекций Института русской литературы. К пышно отмечавшемуся 150-летию со дня рождения А.С. Пушкина планировалось создание научно-музейного комплекса, и именно Александровскому дворцу отводилась ключевая роль главного литературного музея и хранилища рукописного собрания Пушкинского дома.
Для новой экспозиции была частично уничтожена подлинная отделка жилых покоев Александровского дворца, поскольку по стилистике она не соответствовала пушкинской эпохе. В 1949 году здесь торжественно открыли Всесоюзный Пушкинский музей, ленточку разрезал президент АН СССР Сергей Иванович Вавилов. Но этот музей просуществовал недолго. В 1951 году, уже после смерти Вавилова, здание передали Министерству обороны в бессрочное пользование, и во дворце разместилась закрытая воинская часть. Коллекции, находившиеся в Центральном хранилище, оказались в основном в Павловском дворце-музее. Казалось, в истории Александровского дворца как музея можно ставить точку. 


ОЖИВШИЕ КАРТИНЫ 

7. Черкески императора Николая II и цесаревича Алексея.
Черкески императора Николая II и цесаревича Алексея.
Но в начале 1990-х, как мы знаем, времена резко изменились и стал обсуждаться вопрос о возвращении дворцу музейного статуса. Как ни странно, во многом помогло… кино: декорации для фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья» были построены на месте личных апартаментов императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. В августе 1997 года в этих комнатах открылась выставка «Воспоминания в Александровском дворце», на которой были представлены предметы убранства и некоторые личные вещи царской семьи. 

— Это казалось прорывом: многие царскоселы еще помнят проволоку, которой был обнесен дворец, и вход только по пропускам, а тут музею на время работы выставки предоставили восточный флигель с отдельным входом, — рассказывает Ольга Деревцова.
В 2009 году Александровский дворец окончательно передали ГМЗ «Царское Село», к 300-летию Царского Села отреставрировали и открыли для посетителей три парадных зала — Портретный, Полукруглый и Мраморный; для экспозиции Павловский дворец-музей передал на временное хранение некоторые мемориальные вещи.
Сейчас дворец закрыт, реставрационные работы длятся уже три года. К трем уже отреставрированным помещениям должны добавиться библиотека, Зала с горкой, Малиновая гостиная. Помещения западного флигеля восстановить невозможно, и они предназначаются для современной просветительской работы — там будут находиться конференц-зал, библиотека, служебные помещения. Подвалы дворца будут использованы для приема посетителей и вместят гардероб, кафе, музейные магазины.
Продолжается активная работа по наполнению интерьеров Александровского дворца предметами. Много уникальных экспонатов приобретены на аукционах, и сейчас их можно видеть на выставке в Камероновой галерее: кокошник великой княжны Ольги Николаевны, туфли великой княжны Анастасии Николаевны, молитвенник цесаревича Алексея Николае­вича, икону Казанской Божией Матери фрейлины Анастасии Гендриковой.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"