Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Летняя «Академия»

С 29 июня по 19 июля проходит фестиваль «Академия православной музыки». На самом деле, называть «Академию» просто фестивалем не очень правильно: она включает в себя не только концерты, но и лекции, экскурсии, мастер-классы известных музыкантов… Всё это — для участников форума, задавшихся целью за летние месяцы усовершенствовать свои знания в области церковной музыки.
Дивна Любоевич
Журнал: № 7 (июль-август) 2014Страницы: 57 Автор: Екатерина Юсупова Опубликовано: 29 июня 2014

Первый среди июльских концертов «Академии» — выступление Нижегородского старообрядческого хора под руководством Алексея Шишкова в Белом зале Шереметевского дворца (2 июля). Нижегородский хор — вполне типичный старообрядческий коллектив. Поют они своеобразно: без стремления к внешней красивости, зато с особенным вниманием к нюансам и оттенкам традиционных распевов. Даже если вы больше любите академичную манеру исполнения духовной музыки, пропускать этот концерт не стоит: кто знает, может быть, именно так звучали церковные песнопения 300–400 лет назад?

Мужской хор «Древнерусский распев» под руководством Анатолия Гринденко (4 июля, Государственная академическая капелла) не менее ревностно относится к исторической достоверности песнопений, но в то же время не отказывается от «багажа», наработанного в исполнении классической музыки. Небольшой коллектив состоит сплошь из первоклассных вокалистов с отличными голосами — неудивительно, что им удается достичь идеального ансамбля и показывать богатую палитру хоровой звучности.

Анатолий Гринденко

Анатолий Гринденко

На концерте 4 июля хор Гринденко исполняет как одноголосные, так и многоголосные песнопения (в том числе «строчные» — оригинальный древнерусский стиль, в чем-то пересекающийся с грузинским многоголосием), а также стихиры Иоанна Грозного (да, этот царь-деспот увлекался церковной музыкой и вполне профессионально сочинял песнопения).

Традиционно один из концертов «Академии» проходит в Великом Новгороде, на территории Ярославова дворища (12 июля). Хотя в Средние века на дворище особо не пели (здесь велась торговля и собиралось вече), сейчас тут нередко устраивают концерты под открытым небом. Особенно убедительно в окружении исторической архитектуры звучит средневековая музыка. Откроет концерт талантливый сербский коллектив «Святой Стефан Дечанский» (также он даст отдельный концерт 10 июля в Санкт-Петербургской капелле), а главным его участником станет сводный хор «Академии православной музыки».

Сводный хор «Академии православной музыки»

Сводный хор «Академии православной музыки»

Формат сводного хора или оркестра предполагает, что его участники в обычное время не составляют единый коллектив. Они собираются для участия в каком-либо образовательном проекте, некоторое время репетируют вместе и дают несколько концертов. Несмотря на то, что музыканты объединяются лишь на время (а может, благодаря этому) слушать сводные хоры всегда интересно: и из-за величины состава, и потому, что такой коллектив каждый год имеет новое «лицо».

Как показывает практика, сводный хор «Академии» каждый год звучит очень по-разному — в зависимости от того, какие мастера приглашены для работы с ним. В концерте на Ярославовом дворище хором дирижируют хормейстер Мариинского театра Андрей Петренко и руководитель фольклорного ансамбля «Сирин» Андрей Котов. Позже, 16 июля, в капелле, вместе с коллективом выступят такие разные музыканты, как Дивна Любоевич (Сербия), Никола Попмихайлов (Сербия), монахиня Иулиания (Беларусь), Константинос Кутрупис (Греция), Анатолий Гринденко (Москва), Георгий Сафонов (Москва), Альберт Мишин (Вологда), Татьяна Швец (Санкт-Петербург), Сергей Старостин (Москва) и Алексей Жуков (Санкт-Петербург). Вот уж где сводный хор должен продемонстрировать максимальное разнообразие стилей и манер исполнения!

Монахиня Иулиана (Денисова)

Монахиня Иулиана (Денисова)

Каждый год «Академия православной музыки» старается представить публике исторические раритеты. Два последних года в рамках «Академии» проходила Литургия древних распевов, а в этом будут исполняться песнопения из чина Освящения храма по древнерусским певческим рукописям XVII века (храм святителя Николая Чудотворца и мученицы Царицы Александры, 7 июля). Наряду со сводным хором в этом концерте принимают два конкурирующих древнерусских ансамбля Санкт-Петербургской консерватории: «Ключ разумения», поющий в аутентичной манере, и более классичный ансамбль «Знамение», а также Праздничный мужской хор Московского Свято-Данилова монастыря.

Екатерина Юсупова

Подробнее программу смотри здесь:  http://globus.aquaviva.ru/events/?id=130145
Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "День седьмой"

27 февраля, понедельник
rss

Последний номер

№ 2 (февраль) 2017
Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
Неудавшееся преображение. Петр Бухаркин о культуре в 1917 году
Революцию усугубляйте, но Бога не забывайте. Митрополит Вениамин Федченков и революция
Два храма отца Василия. Приход и прихожане Серафимовского храма
/ Взгляд / Февральская революция: катастрофа или шанс?
/ Взгляд / Когда ктитор ушёл. Историк Сергей Фирсов о Февральской революции
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Имена / Души на всё хватит. Актриса Нина Усатова об отце Василии Ермакове
/ Имена / Двадцать три из двадцати пяти. Воспоминания протоиерея Николая Конькова об отце Василии Ермакове
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Праведники самого длинного села. Жизнь прихода Казанского храма села Ушаки
Цыганское призвание. Об ансамбле "Лойко" и его лидере Сергее Эрденко
/ Приход / Храм на "книжном месте". Подворье Александра Свирского монастыря
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Век мой. зверь мой...
Музыка в феврале