Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Крещение Господне: тайна и смысл

Журнал: № 1 (январь) 2014 Опубликовано: 18 января 2014
У праздника Богоявление три смысловых пласта. Первый и самый простой: выход Иисуса Христа на публичное служение. Господь становится общественно значимой фигурой, к нему приковано внимание жителей Иерусалима. Второй: встреча Ветхого и Нового Заветов. Сын Божий исполняет закон, принимает Крещение от последнего ветхозаветного пророка и тем самым показывает, что вся предшествующая история вела к Нему. Наконец, третий, таинственный смысл: явление Бога в трех лицах. Святые Ветхого Завета удостоились созерцания божественных тайн: например, предание единодушно считает, что именно Троица явилась Аврааму под Мамврийским дубом. Почему же Иоанн Креститель назван «Троическаго Богоявления первым проповедником»? Во время иорданского Крещения Господь явился не как богословская концепция, не как образ, не как духовная энергия, а как зримая, осязаемая, реальная ипостась. В Которой и через Которую созерцаются две другие божественные ипостаси. Поэтому явление Христа как Богочеловека — это явление всей Троицы. 

Но Богоявление нужно принять, проделав интеллектуальное усилие. «Видели люди при крещении Господнем небо, — пишет святитель Иоанн (Максимович), — но лишь один Иоанн Предтеча увидел, что оно отверсто. Взирали на Господа Иисуса Христа многие, когда Он пришел на Иордан, но лишь один Иоанн ощутил, что то воплотившийся Сын Божий, а другие на Него смотрели, как на обычного человека, плотника и сына плотника. Быть может не один лишь Иоанн видел сходящего на Него в виде голубя Духа Святого, но один лишь он уразумел, что то Дух Святый, а другие приняли то за полет обыкновенного голубя. Слышали, быть может, многие глас Бога Отца на Иордане, но лишь Иоанн ясно расслышал свидетельство Божие о Своем Сыне…» 

Тимур Щукин 

Крещение: купаться или не купаться? Некоторые мысли по поводу 

1. Самое главное: купание не является чем-то обязательным, традиционным и формирующим церковную (православную) идентичность. Когда мы окунаемся в прорубь, нам не прощаются грехи, мы не становимся здоровее (если, конечно, это не является частью систематического закаливания). 
2. Купаться в проруби — очень приятно. Может быть, немного страшно, но за компанию — легче, веселее. От контраста температур в кровь выбрасывается большое количество адреналина. Это физиология. Не надо путать эти душевные переживания с духовными — с действием благодати Божией. 
3. Если уж вы решили окунаться на праздник Крещения Господня — пусть центральным событием для вас станет не ледяная купель, а явление Христа народу (событие праздника). Окунайтесь с молитвой. Собственно духовным здесь является только ваша молитва и движение вашей воли — понуждения себя зайти в холодную воду. Те, кто заходят в иордань «погревшись» спиртным, — лишают себя и этого малого подвига. 
4. Все «можно» и «нельзя» нужно рассчитывать, исходя из состояния своего здоровья. Сказано: «не искушай Господа Бога своего». Из практических советов — старайтесь до последнего быть в тепле. Подходите к купели, накинув тулуп и не снимая обувь, которую вы сразу же сможете надеть, выйдя из воды. Хорошо, если у вас будет сопровождающий, кто вам поможет одеться и подержать одежду во время купания. 
5. Чтобы освятить себя святой водой не обязательно погружаться в нее полностью. Достаточно и одной капли. Действие благодати Божией — это действие самого Бога в нашей жизни. Оно невозможно без нашего покаяния (изменения), примирения с Богом. Поэтому, конечно, гораздо более важным в день Крещения, и предшествующий ему Крещенский сочельник, является наше участие в богослужении, освящение нашего ума слушанием Священного Писания на службе, Исповедь и Причастие 
6. Если обстоятельства и здоровье позволяют, и вы все-таки решились искупаться в иордани — пусть это будет «физкультурой духа», делом семейного, дружеского или приходского общения, а не кощунственной пьяной забавой. 

Священник Дионисий Землянов, настоятель храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова (г. Томск)

Поделиться

28 февраля, вторник
rss

Последний номер

№ 2 (февраль) 2017
Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
Неудавшееся преображение. Петр Бухаркин о культуре в 1917 году
Революцию усугубляйте, но Бога не забывайте. Митрополит Вениамин Федченков и революция
Два храма отца Василия. Приход и прихожане Серафимовского храма
/ Взгляд / Февральская революция: катастрофа или шанс?
/ Взгляд / Когда ктитор ушёл. Историк Сергей Фирсов о Февральской революции
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
/ Имена / Души на всё хватит. Актриса Нина Усатова об отце Василии Ермакове
/ Имена / Двадцать три из двадцати пяти. Воспоминания протоиерея Николая Конькова об отце Василии Ермакове
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Дети, девушки и кошка. Приют для молодых мам в Новодевичьем монастыре
Праведники самого длинного села. Жизнь прихода Казанского храма села Ушаки
Цыганское призвание. Ансамбль "Лойко" и его лидер Сергей Эрденко
/ Приход / Храм на "книжном месте". Подворье Александра Свирского монастыря
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Век мой. зверь мой...
Музыка в феврале