Коммунарское солнышко

Коммунар, один из малоизвестных петербургских пригородов, — город молодой и небольшой. Целлюлозно-­бумажный завод и прилегающие к нему жилые кварталы — вот, по сути, и весь город. Храм святого князя Владимира здесь появился совсем недавно, но быстро начал играть заметную роль в жизни Коммунара. В первую очередь — благодаря своим социальным проектам: здесь помогают многодетным семьям, людям в трудной жизненной ситуации, зависимым. А недавно при храме открылся детский развивающий центр «Красно солнышко» — и сразу стал настоящим подспорьем для многих родителей.
Журнал: № 11 (ноябрь) 2022Автор: Евгений Перевалов Опубликовано: 23 ноября 2022

Не продленка, но школа

Английский язык, рисование песком, столярное дело, ментальная арифметика, уроки с логопедом и дефектологом — вот далеко не полный перечень занятий, который проводят педагоги детского центра при храме. В приходском доме для детского центра оборудовано несколько классов на втором этаже, а еще есть отдельно стоящая столярная мастерская, в которой занимаются и ребята.

Адрес:

город Коммунар, улица Строителей, 3А, приход святого равноапостольного князя Владимира. Расписание занятий можно узнать в группе центра «ВКонтакте»: vk.com/krasno_solnyshko_std. Тел.: +7 (903) 094–78–00

Идея открыть детский центр при храме родилась из насущной необходимости. Уже не первый год настоятелю храма иерею Алексию Дудину в социальной работе помогает сестричество преподобномученицы Марии Гатчинской и волонтеры некоммерческой благотворительной организации «Святоград». Иногда случается так, что сестрам и волонтерам не с кем оставить своих собственных детей, пока они помогают подопечным прихода.

— Так мы поняли, что нам нужна группа продленного дня для детей волонтеров, — говорит руководитель центра Ксения Щербина. — И сами же наши прихожане и волонтеры стали предлагать свои услуги. Среди них есть логопеды, учителя, художники. И тогда мы подумали: а что если открыть не просто продленку, а целый детский центр?

Если волонтерам прихода не с кем оставить детей, они могут обратиться в группу продленного дня
Если волонтерам прихода не с кем оставить детей, они могут обратиться в группу продленного дня

Есть с чем сравнить

Начинание быстро получило отклик среди прихожан Князь-­Владимирского храма. Да и не только среди них. Своих детей приводят и горожане, до того и не бывавшие в храме.

— В нашем городе никогда не было храма, поэтому приходящие в нашу общину зачастую впервые для себя открывают, что православие — это живое, реальное, личное общение с любящим их Господом, а Церковь — это большая семья, в которой есть любовь, взаимовыручка, интерес к каждому пришедшему туда человеку.

Храм святого князя Владимира в Коммунаре появился десять лет назад, и социальная работа закипела на приходе сразу. Первыми подопечными стали двое местных жителей, страдающих алкогольной зависимостью. Настоящего опыта работы с такими людьми ни у настоятеля, ни у прихожан не было, поэтому учиться приходилось на собственных ошибках — и шаг за шагом приход пришел к пониманию, что для успешной работы с зависимыми необходим более серьезный подход. Так при храме появился реабилитационный центр.

Со временем социальная деятельность прихода охватывала всё новые сферы. Сейчас добровольцы окормляют больницы, помогают многодетным семьям и малоимущим в самом городке и за его пределами, оказывают поддержку бывшим заключенным, поддерживают пожилых. И те, кто получил помощь, уже и сами хотят потрудиться на благо общего дела, отблагодарить за добро.

В столярной мастерской занимаются и мальчики, и девочки
В столярной мастерской занимаются и мальчики, и девочки


Уроки английского

Преподаватель английского языка и воспитатель группы кратковременного пребывания в детском центре «Красно солнышко» Алёна Крюкова впервые пришла в храм именно за помощью:

— Я развелась с мужем, нужны были дополнительные средства, чтобы обеспечить детей необходимым. Тут можно было получить и продукты, и одежду. А потом я и сама записалась в добровольцы — например, мы собирали подарки детям на праздники. Вот уже полтора года я участвую в жизни сестричества.

В первой половине дня Алёна присматривает в игровой комнате за детьми, которых приводят другие родители: в прошлом она работала воспитателем в детском саду, есть опыт общения с дошкольниками. А после обеда — преподает английский.

— В школах обычно очень плохо дают язык, — рассказывает она. — Есть у меня ученики-­шестиклассники, которым необходимо подтянуть знания даже и за второй класс. Вообще, основа изучения любого языка — это лексика. Без знания слов сложно учить грамматику.

В группах по английскому дети, только приступающие к изучению языка, занимаются вместе с теми, кто уже имеет ­какие-то знания. Первые набираются опыта у вторых, а те, в свою очередь, подсказывают и помогают начинающим. Такая вовлеченность позволяет лучше усваивать материал.


Методом абакуса

— Я считаю, что если человек не творит безвозмездно добро, не помогает ­кому-нибудь, не ожидая вознаграждения, — не может быть полноценно счастлив. По крайней мере, про себя я точно могу так сказать, — говорит Светлана Караваева-­Косилова, преподаватель ментальной арифметики. — Поэтому, когда я увидела в нашем храме объявление о наборе добровольцев-­преподавателей, то сразу решила предложить свои услуги.

Ментальная арифметика пришла в Россию из Японии. Это система быстрого счета, позволяющая складывать, вычитать, умножать, делить и возводить в квадрат большие числа в уме, а также извлекать из них квадратные корни.

За партой сидит мальчик пяти лет. Перед ним — механическое устройство, очень похожее на счеты, — абакус, или соробан. Абакусом ученики пользуются только на первом этапе обучения. Преподаватель быстро диктует:

— Четыре минус два один…

— А один убавить или прибавить? — спрашивает ученик, перебирая кости на абакусе.

— Помнишь, когда я не называю знак, не говорю «убавить» или «прибавить», значит, знак повторяется. Например, «четыре минус два один» значит «четыре минус два минус один». Договорились?

— Да.

— Плюс три минус два плюс один. А теперь следующий пример: два плюс один минус три плюс четыре минус два плюс один минус два. И следующий: два плюс два минус три плюс два минус один. И еще один: девять минус пять минус три плюс два. И последний: семь минус два плюс один минус пять. Какие у тебя ответы?

— Три, один, два, три и два.

— Молодец! У тебя из пяти четыре правильных ответа.

Огромную пользу ментальной арифметики Светлана осознала, когда её собственный сын, находящийся на домашнем обучении, стал намного быстрее запоминать материал.

— Ментальная арифметика заставляет быстрее думать, повышает концентрацию внимания, долго удерживать ум в рабочем состоянии. У сына сразу выросла успеваемость по всем предметам, не только по математике.

В занятиях ментальной математикой важно постоянство — занятия раз в неделю недостаточно, нужно практиковать её ежедневно. Поэтому родители должны каждый день посвящать хотя бы немного времени домашней работе с детьми. Так можно достичь очень внушительных результатов.

— Дети намного быстрее усваивают информацию, — заключает Светлана. — Я по своему сыну вижу: если у него на усвоение материала уходит пять минут, другому ребенку на это может потребоваться минимум полчаса.



Пикачу и деревянные солдаты

— Когда я получил назначение на этот приход, здесь не было ничего, — говорит настоятель храма иерей Алексий Дудин. — Ни храма, приходского дома, ни всех других построек.

Первое время служить приходилось в помещении, предоставленном больницей, в городском Доме культуры и даже в бане. Но ­все-таки строительство удалось начать, работа закипела. Храм возводили без преувеличения всем миром: бóльшая часть построек и отделочных работ выполнена руками прихожан и подопечных. Профессиональные строители возвели стены храма и изготовили купола, всё остальное делалось руками добровольцев. Среди них был и мастер Александр Николаев — он делал для храмовых икон резные киоты. Для столярных дел при храме была оборудована небольшая мастерская.

Когда в сентябре этого года открылся детский центр «Красно солнышко», уроки по столярному делу сразу же оказались в его расписании. Правда, все желающие никак не смогли бы поместиться в той небольшой мастерской, поэтому на прихрамовой территории поставили новое, более просторное здание «столярки».

Заходим внутрь — за столами сидят парами несколько мальчишек и ­что-то старательно выпиливают с помощью ножовок.

— В этом году мы празднуем 350 лет со дня рождения императора Петра I, — объясняет Александр Николаев. — Поэтому ребята готовят декоративное панно с изображением солдат русской армии времен царствования Петра I.

Перед началом работы преподаватель показывает ученикам, что и как предстоит сделать, а дальше ребята работают полностью самостоятельно.

— Да, приходится много переделывать. Не получается — пробуй заново, не получается во второй раз — делай еще попытку. И 20 раз могут переделывать, пока не получится хорошо, — говорит Александр. — Они ведь еще и соревнуются друг с другом, у кого лучше выйдет, я даже рассаживаю их таким образом, чтобы привнести соревновательный элемент в творческий процесс.

На занятия в мастерскую записались шестнадцать человек: младшая и старшая группы. Младшие приходят чуть пораньше и обычно раньше уходят. Но фиксированного времени пребывания в мастерской нет.

— Если ребенок устал, то, пожалуйста, он может заканчивать работу, — поясняет мастер.

Среди учеников есть совсем новички, а есть и такие, кто занимается уже не первый год.

— Вот Артём, — показывает на одного из мальчишек преподаватель, — он здесь уже второй год, может сам ложки из дерева вырезать. Как и в любом деле, секрет успеха — настойчивость и желание научиться. Никто из приходящих к нам детей не умеет пользоваться столярными инструментами, но это лишь дело практики.

На занятия в «столярку» ходят и девчонки. В углу замечаю большой деревянный круг с вырезанным на поверхности изображением Пикачу. Это циферблат часов, чуть позже к нему будут прикреплены минутная и часовая стрелки и механизм на батарейках.

— Это как раз наши девочки делают, — поясняет Александр.

Ребята здесь учатся работать не только ручным инструментом, но и на электрических станках. Оборудование это также было закуплено специально для проведения занятий в «Красном солнышке».


Главное — не мешать

Конечно, на запуск детского образовательного центра нужны немалые средства — чего стоит одна постройка нового помещения под столярную мастерскую и закупка оборудования! У прихода из небогатого областного городка столько попросту нет, и тут на помощь приходят средства, выделенные за победу в конкурсах президентских грантов.

— В рамках грантов нам удалось купить всё необходимое для занятий. Где вы, например, — рассказывает настоятель. — сможете посетить занятие по рисованию песком за 150–300 руб­лей, как у нас? В среднем стоимость таких занятий доходит до 2 000 руб­лей за урок. У нас тоже не бесплатно, но эти небольшие деньги идут исключительно на вознаграждение преподавателю. Также мы смогли пригласить репетитора по математике для учеников 7–11 классов. Где вы найдете бесплатного репетитора по математике?

А в скором времени в «Красном солнышке» — также на грантовые средства — откроется и швейная мастерская. Дети смогут там обучаться швейному делу — во‑первых, а во‑вторых, здесь можно будет ремонтировать одежду, которую благотворители приносят в храм для нуждающихся. На приходе храма святого князя Владимира в Коммунаре всё, кажется, служит общему делу, всё взаимосвязано — поэтому и не приходится ничего выдумывать. Всё, что здесь делается, отвечает потребностям прихода, города, волонтеров и добровольцев «Святограда».

— Мы откликаемся на проблемы, с которыми люди к нам приходят: нужна помощь многодетным семьям? Помогаем им. Обратились за помощью люди зависимые — будем думать, как решить эту проблему. Добровольцы говорят, что не с кем оставить детей? Так давайте организуем группу продленного дня. Есть люди, которые готовы учить детей ­чему-то новому? Откроем детский развивающий центр.

— Православный приход должен быть местом, где люди заботятся друг о друге, как члены одной большой семьи, — продолжает настоятель. — И мы стараемся эту идею в своей общине реализовать. А как? Главное — и это мое настоятельское кредо — не мешать Богу. Человек обладает свободой выбора, а Господь всегда хочет дать человеку как можно больше и как можно лучше, главное — суметь это понять и исполнить Его святую волю. Я стараюсь принимать всех людей, которых Господь нам посылает, все запросы, чаяния, предложения их выслушать, рассмотреть. Так созидается приходская жизнь. Если мы верим, что человек ни одно благое дело не может сделать без Его помощи, без Его воли, то так и получается, что главное — не мешать. А дальше Он сам управит. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"