Колчановский ответ на больной вопрос

«Сначала восстановите заброшенные храмы в деревнях, нечего в города лезть!» — говорят одни. «Храм нужен людям в спальных районах, а поднимать из руин огромные церкви в полумертвых селах никому не нужно», — отвечают вторые. Дилемма: строить новый храм для городских прихожан или возрождать поруганную святыню в глубинке. В селе Колчаново решили так: храм восстановим, и пустовать ему не дадим. И принялись за дело.
Раздел: ПОДРОБНО
Колчановский ответ на больной вопрос
Журнал: № 10 (октябрь) 2020Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 16 октября 2020

Кирпич под ногами

В храм заходим через проем в северной стене. Балансируем на кромке фундамента, переходим по мосткам через глубокую яму. Затем несколько метров шагаем по усыпанному рыжей крошкой полу — кирпич щедро сыпется со стен и кровли, — и перепрыгиваем через сваленную по центру кучу обломков непонятного происхождения. Теперь по храму Тихвинской иконы Божией Матери в селе Колчаново можно передвигаться только так.

Вокруг храма сегодня людно: молодые добровольцы из Петербургской и Тихвинской епархий съехались сюда, чтобы помочь убрать мусор и выкосить заросли травы вокруг.

— Мы приезжаем сюда уже во второй раз, — говорит мне Елена Кирянина из Лодейного Поля, — в прошлом году мы помогали не только наводить порядок вокруг храма, но, надев каски, выносили мусор из самой церкви. В этот раз внутрь заходить уже не будем — мало ли что. Я смотрю, за прошедший год с потолка и стен нападало столько кирпича, что вы, наверное, и не поверите, что тогда мы вынесли изнутри почти весь мусор!

И правда, кирпичной крошки столько на полу, что она, кажется, скапливалась там годами. Большой величественный храм, который бы уместно смотрелся даже в исторических районах Петербурга, с каждым месяцем разрушается всё быстрее, и, как считают некоторые, может быть окончательно потерян, если срочно не взяться за его консервацию, а потом — и за реставрацию.

  


Новое и старое

В 2012 году в Колчаново была построена новая церковь святого великомученика Пантелеимона — скромное здание из серого кирпича. С разоренным Тихвинским храмом её соединяет Клубная улица, названная так потому, что где-то здесь в советские годы располагался поселковый клуб. Первая догадка — клуб размещался как раз в Тихвинском храме — оказалась неверна. Клуб стоял неподалеку от нового Пантелеимоновского храма, а в старом, Тихвинском, во время войны оборудовали мастерскую по ремонту гусеничной техники. Через село пролегал путь, по которому подвозили грузы для Дороги жизни. После войны храм отдали под склад фосфатных удобрений, остатки которых, как рассказывают местные жители, лежали здесь буквально до наших дней. Олег Лагойда, около восьми лет назад переехавший из суетливого Петербурга на постоянное место жительства в Колчаново, вспоминает:

— В 2013 году в разоренном Тихвинском храме отслужили первую за долгие годы Литургию. Перед этим мы, пантелеимоновские прихожане, помогали выносить из храма остатки этих самых удобрений. Счистили с пола, наверное, семидесятисантиметровый слой фосфатов. Представляете, почти метр спрессованных удобрений. Как это повлияло на кладку стен и фундамента?

Община храма святого великомученика Пантелеимона в Колчаново существует с начала 2000-х годов, когда рядом с детским пульмонологическим санаторием началось строительство небольшой часовни. Её возводили стараниями главврача санатория Александра Ершкова и на средства, завещанные его матерью. Строительство продвигалось медленно, с приостановками и долгими простоями. Однако нет худа без добра — в процессе возведения часовня «превратилась» в храм, который и был достроен лишь к 2012 году. Прихожане храма — местные жители и дачники, переезжающие в Колчаново на летние месяцы.

— Хорошо, что в Колчаново есть новый действующий храм, — говорит настоятель прихода иерей Геннадий Титов, — но очень прискорбно, что рядом с ним стоит заброшенная святыня. Мы решили, что надо её восстанавливать. 

Храм Тихвинской иконы Божией Матери построен в 1862 году. В 1930 годы был закрыт, последний его настоятель протоиерей Михаил Осьминский расстрелян в 1937 году. Во время войны церковь использовалась для нужд фронта: в ней разместились технические мастерские по ремонту военной техники и сельскохозяйственных машин. После закрытия мастерских в 50-х годах храм опустел, а с 90-х начал стремительно разрушаться. К настоящему дню утрачены покрытия глав, крыши, обрушены значительные участки сводов.

 

Три этапа

Воссоздание храма — задача долгая и непростая. Для её решения требуется выполнить следующие условия: поверить в то, что с Божией помощью всё обязательно получится, заинтересовать людей неравнодушных, и, конечно, привлечь необходимые средства. С первым пунктом у православных проблем нет, заниматься активным поиском средств на реставрацию пока рано, а вот начинать привлекать общественность к проблеме восстановления храма стоит уже сейчас. Именно этим и занялись в Колчаново.

И первым делом помочь разрушенному храму пригласили православных прихожан Тихвинской епархии и Санкт-Петербурга. Летом прошлого года более сотни молодых людей впервые съехались в Колчаново, чтобы помочь в уборке территории вокруг храма. Опыт оказался удачным, и в этом году было решено снова собрать здесь неравнодушных прихожан из разных храмов — на этот раз на целых двое суток. Для ночевки перед Пантелеимоновской церковью они разбили палаточный лагерь. И отправились работать к Тихвинскому храму.

 

Спасти фундамент

Вокруг Тихвинского храма — страшный шум, переговариваться можно только стоя почти вплотную к собеседнику: так работают газонокосилки на бензиновом двигателе. Скосить выросшие выше человеческого роста сорняки нужно не только для того, чтобы «смотрелось красиво», а в первую очередь затем, чтобы снизить влияние негативных факторов на фундамент здания.

— Камень и кирпич разрушаются не только под воздействием ветра или дождя, но и из-за бурной растительности вокруг, — поясняет древлехранитель Тихвинской епархии Татьяна Балт. — Изобилие растительности у фундамента — это плохо. Специалисты советуют убирать траву и вычищать почву у фундамента, чтобы он не разрушался так быстро. Поэтому проводимая сегодня работа очень важна не только с декоративной точки зрения, но и как первый шаг в процессе последующей реставрации храма.

Наряду с добровольцами у храма трудятся и местные прихожане вместе с диаконом Владимиром Казанским. Отец Владимир служит в Пантелеимоновском храме с 2017 года, а до этого несколько лет помогал здесь же в качестве чтеца и алтарника.

— Еще в 2013 году мы служили Литургию под сводами храма, — вспоминает отец Владимир, — но храм быстро разрушается, лучше внутрь без лишнего повода не заходить. Поэтому завтрашнее воскресное богослужение мы проведем вот здесь, на площадке перед храмом, если будет солнечно, конечно. — Отец Владимир обводит рукой аккуратно подстриженный участок перед притвором, дверной проем которого перегорожен двумя прибитыми крест-накрест досками. — Ну а если пойдет дождь, помолимся в новом храме.

Диакон Владимир Казанский служит в Колчаново уже почти 10 лет

Диакон Владимир Казанский служит в Колчаново уже почти 10 лет 


На погосте

За Тихвинским храмом — старое сельское кладбище, в его густых зарослях сохранились развалины еще более древнего Рождественского храма, возведенного в 1792 году на средства помещицы княгини Феодоры Мещерской. Этот храм уже вряд ли подлежит восстановлению — слишком далеко зашло его разрушение. А вот погост еще можно привести в порядок, здесь сохранились старые захоронения многих видных деятелей Новоладожского уезда (к которому до 1927 года принадлежало село Колчаново), в том числе купца первой гильдии Тимофея Филипповича Луковицкого, крупного мецената, строившего храмы и богадельни по всему уезду. Поэтому на кладбище сейчас тоже кипит работа: прихожане храма святой благоверной Анны Кашинской и храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище очищают погост от бытового мусора, веток, листвы.

— Наша задача на сегодня — расчистить памятники, потому что вскоре сюда должны приехать краеведы, чтобы всё подробно изучить, — говорит Любовь Кропач, руководитель клуба молодежи при храме преподобной Анны Кашинской. — Нас приехало восемь человек, не считая ребенка, и собака. Справляемся. Честно говоря, согласились не раздумывая. Больно смотреть на такое запустение, хочется хоть чем-нибудь помочь!

Прихожане храма святой Анны Кашинской тоже приезжают в Колчаново во второй раз. Прошлым летом они уже провели на кладбище немалую работу: помогли, например, поднять поваленное на землю надгробие на могиле Тимофею Луковицкого — вот оно, самое высокое на всем погосте. В паре метров от надгробия в траве острием вверх валяется крупный осколок стеклянной бутылки — волонтеры, подняв его с земли, с удивлением замечают:

— Судя по дате на донышке, эта бутылка из-под кефира — 1979 года выпуска. Да, давно здесь не было уборки.

  


Ничей храм

— Все реставрационные и предреставрационные работы регулируются федеральным законом № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», — рассказывает древлехранитель Тихвинской епархии Татьяна Балт. — Согласно этому закону мы, с помощью администрации, оформили кадастровый паспорт храма. Теперь его необходимо передать в собственность Церкви — это тоже долгая процедура. Дело в том, что после административной реформы 2005 года Колчановский храм остался без владельца. Собственником памятника регионального значения, каким и признан храм в Колчаново, должна быть Российская Федерации, которая, в свою очередь, может оформить договор безвозмездного пользования и передать его Церкви. Так что сейчас храм нужно поставить на баланс государства, а потом — для этого уже готовы все документы — епархии. Затем храм нужно будет законсервировать — закрыть купол, проемы в стенах, — чтобы спасти его от дальнейшего разрушения, и лишь после всего этого приступать к реставрации.

Немалая часть работ — например обследование памятника и составление сметы на проектные изыскания для составления заявки на получение бюджетного финансирования — делается в рамках проекта «Колчановская святыня. Спасаем храм от разрушения», который приход разработал вместе с Межрегиональным общественным фондом «Палитра искусств». Весной 2020 года на реализацию этого проекта приходу удалось получить президентский грант.

По всей России, говорит Татьяна Балт, порядка шести тысяч заброшенных храмов, или, как их называют в официальной документации, «объектов религиозного назначения».

— При этом у нас, в Ленинградской области, ситуация еще не столь катастрофична, как, например, за Уралом. Надеюсь, мы сможем добиться включения Тихвинского храма в Колчаново в госпрограмму «Развитие культуры и туризма в Ленинградской области» и добиться финансирования из регионального бюджета.


Дауншифтинг по-колчановски

После нескольких часов работы всех приглашают в трапезную в крипте Пантелеимоновского храма. Отец Владимир рассказывает, что еще в 1980-е годы в Колчановском доме культуры обустроили небольшую молельную комнату, настольный крест из которой теперь стоит в трапезной Пантелеимоновского храма.

— К сожалению, подробностей я не знаю, — говорит отец Владимир. — Крест нам был передан сельским музеем в праздник Крестовоздвижения, однако как он попал туда и что стало с часовней в доме культуры, мне неизвестно. А вот для самого храма местные жители передали нам очень старую икону Рождества Христова — как знать, может быть, когда-то перед ней молились в Рождественской кладбищенской церкви.

За обедом удается разговориться с двумя бывшими горожанами, разменявшими жизнь в Петербурге на сельскую. Первый из них, Олег Лагойда, большую часть жизни провел в маленьких городах. Жизнь мегаполиса была ему очень непривычна, и, вырвавшись оттуда, он очутился в родной стихии:

— Мне здесь спокойнее. Поначалу завели с супругой хозяйство, но сейчас отказались от коров. Слишком тяжело. Когда вывожу коз на выгон, всегда разглядываю колокольню Тихвинского храма и представляю, как бы иначе всё смотрелось, предстань храм в своей былой славе! Мне рассказывали местные жители, которым, в свою очередь, рассказывали старожилы, что до революции у храма дежурил урядник, к притвору вела мощеная дорога, рядом с церковью была стоянка для лошадей. Собственно, сохранились и старые фотографии, можно увидеть, как наш храм выглядел в былые времена.

А вот фермер Мария Попова, также променявшая городскую жизнь на сельскую восемь лет тому назад, всю жизнь до того прожила в большом городе.

— В 25 лет я считала себя сугубо урбанистическим человеком. А уже годам к 30 поняла, что город — ужасное место, что это «человейник», из которого надо бежать. Что такое жизнь в городе? Это переноска денег с одного места на другое: получил зарплату на работе, потратил в магазине, эти деньги пошли на зарплату продавца, который потом тоже потратил их в другом магазине… и так далее. Бег на месте. Ненормальная какая-то жизнь. Сейчас у нас большое хозяйство: куры, перепелки, коровы, собираемся свиней заводить.

После работы всех приглашают на трапезу
После работы всех приглашают на трапезу

 

Молодежная столица

После трапезы гостей Колчановского прихода ждет культурная программа — посещение сельского музея и участие в празднике Дня села, который традиционно проводится каждый год во второй половине лета. И музей, и современная площадь — в противоположном конце Колчаново, в окружении типовых кирпичных и панельных пятиэтажек. По дороге туда прихожанка Пантелеимоновской церкви Надежда Васильева, с самого детства проводящая на даче в Колчаново летние месяцы, рассказывает интересные факты из жизни села. Оказывается, пульмонологический детский санаторий, рядом с которым возвышается Пантелеимоновский храм, расположен в здании бывшей купеческой усадьбы. Её в 1865 году построил рядом с маяком купец Михаил Шарапов. Говорят, потомки этого самого купца сумели после 1917 года спастись, лишь добровольно отдав всё свое добро новой рабоче-крестьянской власти. А сам Шарапов, кстати, тоже был выходцем из крестьянского сословия.

— Как вы думаете, что важнее, восстанавливать заброшенные храмы в сельской глубинке или строить новые в городах? — Надежда Васильева обращается одновременно и ко мне, и к петербургскому фотографу Василию Щербинину, оказавшемуся в одной с нами машине.

Между Надеждой и Василием разгорается дискуссия, которая имеет прямое отношение к судьбе Колчановского прихода. Здесь отлично понимают, что восстановить храм — это лишь полдела, ведь еще нужно будет поддерживать его в надлежащем состоянии. А как сделать это без прихожан, или, в случае с Тихвинским храмом в Колчаново, при их крайней малочисленности?! (Все-таки двадцать-сорок прихожан вряд ли смогут содержать такой огромный храм, будь он отреставрирован.) Однозначного ответа на этот вопрос у прихода пока что нет, но есть некоторые идеи, которые помогут, если всё пойдет как задумано, привлечь в Колчаново людей.

— В годы войны Колчаново выполняло немаловажную роль в снабжении Дороги жизни, — говорит настоятель Пантелеимоновского прихода иерей Геннадий Титов. — Поэтому храм важен и ценен не только как памятник архитектуры и собственно храм, но и как памятник событий Великой Отечественной войны. В будущем он должен быть включен в экскурсионные и паломнические маршруты, у этих мест огромный потенциал, — делится священник. — Ну и, как руководитель отдела по делам молодежи Тихвинской епархии, я бы хотел видеть Колчаново центром молодежного движения епархии. У Колчаново в этом плане очень удобное местоположение — оно находится в географическом центре нашей епархии, равноудаленно от основных её центров, сюда можно добраться и на автомобиле, и на автобусе, и электричкой. Так что если храм будет восстановлен, пустовать ему точно не придется.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"