Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Когда стены помогают

В проекте «Древние сакральные пространства Северо-Запада России: звуковая карта» довольно трудно отделить научное от исполнительского: большинство певчих — сами ученые-музыковеды, специалисты по древнерусскому пению. Но, тем не менее, одно дело — расшифровывать старинную нотную рукопись, а другое — исполнять в древнем храме, где эта музыка и звучала. Тут уже невозможно оставаться беспристрастным исследователем — неизбежно «включаются» чувства, эмоции. Беседуя с участниками проекта, которые делятся опытом и впечатлениями, понимаешь, что основной эмоцией была радость. 
Раздел: ПОДРОБНО
Когда стены помогают
Журнал: № 03 (март) 2021Автор: Татьяна Кириллина Опубликовано: 17 марта 2021

Одна душа, один голос

Основная цель проекта — составление интерактивной звуковой интернет-карты древних церквей Северо-­Запада. Выбрав любой из храмов, нанесенных на карту на специальном сайте, пользователь сможет услышать аутентичные древнерусские песнопения, записанные в пространстве именно этого храма. Автор и разработчик сайта — Роман Шиков, тексты для сайта пишет Роман Поимцев, принявший участие в записи двух выпусков проекта и как дирижер.

Серия трансляций лекций-концертов из знаменитых древнерусских храмов Великого Новгорода, Пскова и Старой Ладоги состоялась осенью 2020 — зимой 2021 года. Первоначально планировались общедоступные концерты, но из-за пандемии коронавируса была осуществлена видеозапись без слушателей. На концертах-лекциях звучат произведения XII–XVII веков знаменного, строчного, демественного распевов, авторских распевов царей Иоанна Грозного, Алексея Михайловича и Феодора Алексеевича. Для записи выбраны шесть храмов Новгорода, семь храмов Пскова и три храма Старой Ладоги. Каждому храму подобран репертуар из 5–8 песнопений, имеющих к нему непосредственное отношение: либо они с большой степенью вероятности могли исполняться в его стенах, либо посвящены святым, в честь которых назван храм, иконам, находившимся в нем, либо относятся ко времени постройки храма. В разделе каждого храма опубликовано видео концерта-трансляции, включающего исполнение музыкальных произведений и лекцию. Помимо храмов Северо-Запада, в которых проходили трансляции, на интерактивную карту могут быть впоследствии нанесены и другие храмы.

— При записи в студии надо максимально красиво показать саму музыку, голоса, подвести всё под определенные стандарты, — объясняет звукорежиссер проекта, участник ансамбля подворья Псково-Печерского монастыря Владимир Остапец. — Здесь же задача была немного другая: показать оригинальную акустику храма, поэтому обработка звука была минимальная, чтобы песнопение звучало не «рафинированно», а слушатель понимал бы акустические особенности пространства каждого храма. По сравнению с работой в студии это не так просто. И был еще один момент, усложнявший нашу работу: храмы находятся в городе, нередко были слышны уличные шумы. Рядом с одним из храмов вообще стройка шла, сваи забивали. Мы пытались, насколько возможно, посторонние шумы убрать. Проект еще не до конца записан, но многое уже готово и скоро будет доступно на сайте.

Научный консультант программы — завкафедрой древнерусского певческого искусства и сотрудница регентского отделения СПбДА Екатерина Смирнова. Специально для проекта были расшифрованы средневековые рукописи, в основном крюковой нотации. Подготовка концертных программ, поиск и расшифровка песнопений, составление текстов лекций-концертов были проведены преподавателями Санкт-Петербургской консерватории Татьяной Швец, Екатериной Смирновой, Натальей Мосягиной, Софией Никольской-Тимуск, а также студентами кафедры летом, во время каникул. В концертные программы вошли песнопения и многоголосные композиции, переписанные из певческих рукописей, хранящихся в РНБ, Библиотеке Академии наук, Российской государственной библиотеке, Государственном историческом музее. Некоторые многоголосные композиции, прозвучавшие в программах, были расшифрованы московским исследователем Ладой Кондрашковой.

— Мы уже смонтировали и подготовили к публикации десять выпусков из четырнадцати, — рассказывает руководитель организации «Культурное и духовное наследие» и регент Хора духовенства Санкт-­Петербургской митрополии Юрий Герасимов. — Все они находятся на YouTube-канале и в группе «Культурное и духовное наследие» в соцсети «ВКонтакте». Наш хор принял участие в концертах в Успенском соборе и Георгиевской церкви Старой Ладоги, в Снетогорском, Мирожском монастырях и Свято-Троицком соборе Пскова. Участвовали двенадцать певчих хора: материал и не рассчитан на их большее число. Возрождение и сохранение техник исполнения древнерусских церковных песнопений, безусловно, одна из важнейших задач, стоящих перед музыкальными коллективами, исполняющими духовную музыку. Древнерусские песнопения требуют от исполнителей исключительной сосредоточенности, виртуозного владения голосом и слаженности исполнения, особенно для многоголосных партий. Мне пение в древних храмах особенно близко, так как я вырос во Пскове и здесь учился. А для нашего коллектива это новый опыт глубокого погружения в область древнерусского пения, и для нас большая честь принимать участие в столь значимом и масштабном проекте.

— Пласт древнерусской музыки немного подзабыт, её нечасто можно услышать в современных храмах, — дополняет участник Хора духовенства иерей Андрей Бондарев. — Интересна не только сама музыка, но и язык, на котором она исполняется. Я очень благодарен проекту, который позволил соприкоснуться с этим наследием. С исполнительской точки зрения это было необычно, в унисонном пении совершенно другая музыкальная задача. Нужно использовать особые музыкальные приемы, чтобы не «терять» других исполнителей, звучать как один человек. Это одна душа, один голос. Я участвовал в нескольких записях во Пскове и в Старой Ладоге, это было глубокое соприкосновение с нашей культурой, и я чувствую благодарность по отношению к людям, которые её сохраняют.

Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии и Ирина Герасимова в Мирожском монастыре
Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии и Ирина Герасимова в Мирожском монастыре

В хоре только девушки

Доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории и художественный руководитель консерваторского ансамбля древнерусской духовной музыки «Знамение» Татьяна Швец — одна из тех, кто и расшифровывал старинные ноты, и сам участвовал в записях.

— Первое, что нужно сказать, — прекрасно исполнять древнерусскую духовную музыку в старинных храмах, в средневековой акустике, — говорит она. — Реализовать все возможности звучания древнерусского распева и раннего русского многоголосия в концертном зале, даже самом прекрасном, невозможно. К счастью, Великий Новгород богат древними храмами. Насколько это чудесное звучание донесла до слушателя видеозапись наших концертов — нам, конечно, судить сложно. Но как исполнители мы получили колоссальное удовольствие от работы в средневековых храмах и, что очень важно, понимание, как эта музыка звучала на богослужении, какое эмоциональное воздействие производила на молящихся.

Коллективы Санкт-Петербургской консерватории — ансамбли «Знамение», «Ключ разумения» и «Инъ рос­певъ» — участвовали в разработке и реализации концертных программ, посвященных храмам Великого Новгорода. Студенты кафедры древнерусского певческого искусства вместе со мной побывали в церкви Спаса Преображения на Ильине улице, это храм постройки XIV века (1374 год), где сохранились фрески Феофана Грека. С другим преподавателем, Натальей Мосягиной, была записана программа в церкви Симеона Богоприимца Зверина монастыря (он построен в 1468 году), с Софией Никольской-Тимуск — в Знаменском соборе постройки конца 1682 года. Также мужской состав вокального ансамбля «Инъ роспевъ» под руководством Софии Тимуск участвовал в лекции-концерте в церкви Спаса Преображения на Нередице. Это древний храм, построенный в 1198 году, он был сильно разрушен в годы Великой Отечественной войны и потом восстановлен. Все перечисленные храмы входят в состав Новгородского объединенного музея-­заповедника.

А вот петь в действующих храмах нам пока не довелось, очень сильно помешала пандемия. К сожалению, программы, посвященные собору Святой Софии и Георгиевскому собору Юрьева монастыря, пока удалось записать не полностью из-за карантина и запрета на публичные мероприятия. Ждем разрешения от правящего архиерея — митрополита Новгородского и Старорусского Льва, и как только его получим, снова поедем в Новгород.

В разных концертных программах число участников было различным: «Во-первых, ансамбли Консерватории изначально разные по количеству певчих, — объясняет Татьяна Швец. — Во-вторых, это было связано с объемом храма, в котором планировалась запись, с выбором различных песнопений. Например, в записи концерта в очень небольшой церкви святого Симеона Богоприимца приняли участие всего пять человек из ансамбля „Ключ разумения“. В более значительных по объему храмах пели по восемь-десять человек, в Знаменском соборе исполнялась многоголосная музыка с привлечением мужских голосов».

Исполнение песнопений консерваторскими коллективами нельзя считать полностью аутентичным, поскольку в древнерусских храмах хоры были исключительно мужскими.

— У нас такая специфика — учатся и, соответственно, поют в основном девушки, — говорит Татьяна Викторовна. — Есть всего один студент мужского пола, он был привлечен в качестве чтеца в программе Спаса-на-Ильине.

— Поскольку я учусь на кафедре древнерусского певческого искусства, этот материал мне давно знаком и любим мною, — делится впечатлениями студентка IV курса бакалавриата Санкт-Петербургской консерватории Серафима Кудрявцева. — Учебный процесс и посвящен изучению древних рукописей и песнопений, которые звучали в храмах Руси до XVII века, когда произошла смена певческого стиля и в храмах стала звучать партесная музыка. Участвовать в проекте было очень интересно и важно для всех студентов нашей кафедры. Я была в Зверине монастыре в составе ансамбля «Ключ разумения» под руководством Натальи Мосягиной, в храме Спаса-­на-Ильине с фресками Феофана Грека в составе ансамбля «Знамение» под руководством Татьяны Швец. Кроме того, в составе ансамбля «Инъ роспевъ» под руководством Софии Никольской-Тимуск мы участвовали в записи в Знаменском соборе, там исполняли уже более позднюю музыку, в том числе партесную. У нас было много репетиций, первый концерт состоялся в Зверине монастыре, мы только приехали с каникул, сразу включились в работу. У нас есть опыт исполнения в старинных храмах, но это были разовые акции, а здесь проект, целиком посвященный пению в сакральном пространстве Древней Руси. Было радостно, что песнопения звучат в тех храмах, в которых и должны звучать. Сами стены, казалось, помогали нам.

Ансамбль «Ключ разумения» 

Ансамбль «Ключ разумения»  

Особое пространство для молитвы

Еще одна участница проекта и с научной, и с певческой стороны — руководитель ансамбля «Ключ разумения» Наталья Мосягина.

— Программу, подготовленную специально для Софийского собора, из-за карантина нам пришлось записывать в Антониевом монастыре, — говорит Наталья Викторовна. — В нее были включены песнопения, связанные с историей Софийского собора, Новгородской певческой школой, с фресками и иконами, святыми, чьи мощи находятся там сейчас.

В ходе проекта Наталье Мосягиной удалось сделать открытие в области изобразительного искусства.

— Работа над программой для храма Симеона Богоприимца в Зверине монастыре и сама запись в этом месте для меня была особенной, так как история создания этого храма удивительным образом перекликается с нашими днями, когда мир охвачен пандемией коронавируса, — продолжает она. — Церковь была построена в 1466 году — тогда в новгородских пределах бушевала страшная эпидемия, унесшая десятки тысяч жизней. И однажды по благословению митрополита Ионы новгородцы отправились с вечера в лес, каждый провел у своего дерева всю ночь, заготавливая бревно для строительства, а на следующий день на месте захоронения погибших была возведена церковь. Через год построили каменную церковь, и мор прекратился. В храме сохранились фрески XV, XVII, XVIII и XIX веков: около четырехсот поясных фигур и тридцать три фигуры в рост. Сама роспись храма Симеона Богоприимца уникальна для русской традиции — это так называемый настенный месяцеслов. При изучении росписи храма я обратила внимание на фреску святой на северо-западном столбе. По одной из гипотез, на ней изображена равноапостольная княгиня Ольга, искусствовед Наталья Введенская считает, что это мученица Голиндуха Персидская, я же предполагаю, что это преподобная Анастасия Сербская, супруга великого жупана Стефана Немани (святого Симеона Мироточивого) и мать первого Сербского архиепископа святителя Саввы и первовенчанного короля Стефана (святого монаха Симона). На фреске есть надпись «Анастасия», а иконописный образ соответствует чину именно преподобной, а не равноапостольной княгини и не мученицы. Кроме того, для настенной живописи не только этого храма, но и для некоторых других новгородских церквей характерны балканские черты, что позволяет исследователям утверждать, что в Новгороде в XIV веке фрески писали балканские художники. В этом храме нами было записано величание преподобной Анастасии в современной сербской церковно-певческой традиции.

Говоря о значении проекта в целом, Наталья Мосягина отметила:

— Это уникальный проект, и я надеюсь, что у него будет продолжение. Возрождение древнерусской церковно-певческой традиции выходит сейчас на новый уровень. Древнерусские песнопения всё чаще звучат за богослужением. Помимо концертных залов и доступных нам храмов Санкт-Петербурга, мы сейчас можем петь в аутентичном пространстве. Это не только исполнительский, но и научный опыт. Восстановление песнопения включает не только прочтение невм (средневековой нотации) — расшифровку, но и воссоздание звучащего образа, что требует, помимо прочего, и соответствующих акустических условий. Человек, его голос и храм — это единый инструмент. Звучание позволяет создать особое пространство для молитвы.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"