Князь Владимир: умоперемена, определившая судьбу России

Больше тысячи лет Русь живет под патронажем своего крестителя равноапостольного князя Владимира Святославича. В самом конце X века в нашей стране появился правитель, который, наперекор языческому окружению и настроениям «народных масс», отрекся от языческого прошлого, принял новую веру и начал строить жизнь в государстве по заповедям Божиим. Может быть, на начальном этапе его привлекали политические последствия принятия христианства, открывавшиеся новые рынки или выгодная женитьба, но в конечном итоге вера Христова перевернула его жизнь, превратила обычного восточноевропейского «царька» в просветителя целой державы. А Русь под его началом стала стремиться быть Русью Святой, именоваться Третьим Римом.
Раздел: Имена
Князь Владимир: умоперемена, определившая судьбу России
Миниатюра из Радзивилловской летописи. Прием русских посланцев византийскими императорами Василием II и Константином VIII; ожидание посланцев Владимиром и боярами
Журнал: № 7 (июль) 2015Страницы: 2-7 Автор: Инна Серова Опубликовано: 28 июля 2015

Богомудрая княгиня

О князе Владимире известно совсем немного. По всей видимости, родился он в 960 году от любви киевского князя Святослава к ключнице Малуше, находившейся в услужении его матери княгини Ольги. Кем была эта Малуша, мы точно не знаем. По одной из версий — дочерью того самого древлянского князя Мала, который убил жадного князя Игоря, отца Святослава, вздумавшего взять с древлян дань повторно. Согласно «Повести временных лет», князь Мал после сокрушения зарвавшегося сюзерена решил присвататься к его вдове киевской княгине Ольге; она же страшно отомстила древлянам за смерть мужа: сожгла их столицу Искоростень, расправилась с местной знатью и самим князем. Не исключено, что, умертвив Мала, Ольга взяла себе в услужение его детей — дочь Малушу, которую потом соблазнил Святослав, и сына Добрыню, ставшего впоследствии воспитателем и наперсником «незаконнорожденного» Владимира (в некоторых источниках отца Малуши называют Мал(к)ом Любечанином, т. е. уроженцем не древлянской столицы Искоростеня, а Любеча, который, впрочем, тоже принадлежал древлянам).

Кем бы ни была Малуша, княгиня Ольга, как гласят ранние источники, совершенно не одобрила связи своего высокородного сына с неровней, разлучила любовников, отправила беременную несостоявшуюся невестку рожать в село Будутино (ныне маленькая деревня Будник под Псковом), затем сама занялась воспитанием внука — однако без большого успеха; как и его отца Святослава, Владимира не особо привлекали идеалы православия. А еще, возможно, он тосковал в разлуке с матерью (бабушка приложила усилия, чтобы Малуша «не портила» княжича).

Какой она была, княгиня Ольга, ставшая равноапостольной, прозрев для Руси путь православия? Летописные источники, а за ними и жития называют ее «богомудрой». Что это значит? По-видимому, умение «услышать» в гомоне окружающего мира Божий промысл и готовность исполнить услышанное.

Равноапостольная княгиня Ольга

Правила Русью с 945 до 962 года после гибели мужа, великого князя Киевского Игоря Рюриковича. Княгиня Ольга расширила границы Древнерусского государства, ввела систему податей, положила начало каменному строительству. В 957 г. она крестилась и стала первой из древнерусских правителей, принявшей христианство. В княжение Ярополка (970–978) княгиня Ольга начала почитаться как святая.

Историческая наука выдвигает массу гипотез, зачем княгиня Ольга посетила Царьград после расправы с древлянами; сама она не оставила дневниковых записей, на основании которых мы могли бы точно знать о ее намерениях. Видимо, она постигла, что в столице Византии должно произойти нечто важное, не только для нее, но и для всей Руси, чье будущее окажется сопряжено с этим вроде бы локальным визитом. Итогом посещения княгиней Ольгой Византии стало ее крещение. Был создан прецедент — киевская правительница в открытую, официально исповедовала Христа, получила христианское имя, отреклась от своего языческого прошлого, «объявила курс» на христианизацию своей земли.

Безусловно, это имело особое геополитическое значение. Киев переставал быть дикой периферийной державой, грозящей языческим кулаком всем соседям. Русь входила в тогдашнее европейское сообщество, предсказуемость членов которого обеспечивало единство веры во Христа.

Но куда важнее значение для будущего крещения Ольги. Наша богомудрая княгиня, крестясь в Византии, не могла знать, что через несколько веков Константинополь падет, святыни его будут разграблены и уничтожены, и Русь станет духовной преемницей Царьграда. Княгиня Ольга «услышала» Божий промысл о Византии и Руси и смиренно исполнила свою роль в его претворении.

Вернувшись из Константинополя, Ольга-Елена занялась воспитанием внуков, особенно надеясь на сообразительного и благочестивого старшего Ярополка. Строила погосты, закладывала церкви, молилась, всецело вверив себя, своих присных и подданных под десницу Божию. То есть всею своею жизнью после крещения исповедовала Христа, как и подобает христианке.

Князь-богоискатель

Владимиру было всего девять лет, когда княгиня Ольга преставилась ко Господу. В том же 969 году, отправляясь во 2-й балканский поход, Святослав выделил своим сыновьям вотчины: старшему Ярополку — Киев, среднему Олегу — земли древлянские, младшему Владимиру — Новгород, куда последний и отбыл со своим дядькой и воспитателем Добрыней.

Через пару лет походной жизни князь Святослав погиб (весной 972 г.). Вскоре между Ярополком, Олегом и Владимиром случилась междоусобица, в результате пал древлянский князь Олег, а юный Владимир бежал к варягам; Ярополк же, унаследовавший киевский стол, присоединил к себе вотчины братьев.

В 978 году Владимир с дружиной варягов-наймитов пошел на Ярополка. Заняв Полоцк, он пытался посвататься к княжне Рогнеде, ранее просватанной за Ярополка. Будучи с презрением отвергнут (Рогнеда заявила, что не собирается разувать, как жене положено разувать супруга, «рабычича» — сына рабыни), Владимир двинулся к Киеву. Вскоре Ярополк был убит варягами из свиты Владимира, который сам стал киевским князем. Летописные тексты бесстрастно перечисляют борения, страсти, а главное — метания Владимира в поисках чего-то основательного и важного для его душевного мира и спокойствия.

Почему князь вел себя столь демонстративно? Не мстил ли он своей бабке-христианке за мать, соорудив в Киеве языческое капище, установив рядом с княжеским дворцом шесть идолов, обязав подданных поклоняться Перуну?

Князь Владимир, несомненно, искал Бога, подобно апостолу Фоме сомневался, испытывал Господа, стремился понять Его волю умом. В те времена совершались человеческие жертвоприношения. Так, в 983 году, одержав победу над ятвягами, дружина князя решила принести Перуну кровавую благодарность. Жребий указал на молодого варяга-христианина Иоанна. Княжеские дружинники пришли на двор к его отцу Федору объявить, что сын его удостаивается чести быть принесенным в жертву. Федор ответил, что есть только один Бог, которому поклоняются в Византии, в капище же собраны рукотворные деревянные идолы, в которых не иначе как вселились бесы, требующие кровавых жертв, и он не отдаст своего сына Иоанна. В результате воины обрушили дом Федора (он стоял на том месте, где впоследствии князь Владимир построил Десятинную церковь), под обломками погибли и отец, и сын.

Десятинная церковь

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Киеве, называемая Десятинной потому, что князь Владимир выделил на поддержание церкви и митрополии десятую часть своих доходов, стала первым каменным храмом Древнерусского государства. Она была воздвигнута князем на месте кончины русских первомучеников варягов Феодора и его сына Иоанна. Церковь была построена в 990–995 гг., а разрушена в 1240 г. войсками хана Батыя. До наших дней сохранился ее фундамент.

Митрополит Киевский Иларион (†1055) в Слове о Законе и Благодати свидетельствует: «Сей славный, рожденный от славных, благородный — от благородных, князь наш Владимир возрос, окреп от детской младости, паче же возмужал, крепостью и силой совершенствуясь, мужеством же и умом преуспевая, и единодержцем стал земли своей, покорив себе соседние народы, иных — миром, а непокорных — мечом.»

Так и шел князь Владимир от победы к победе. Но призывающая благодать Господа не давала ему покоя. Он не хотел признавать очевидной правоты и мудрости своей бабки княгини Ольги. Но всё более и более понимал, что сбился с пути.

«Испытание вер»

И вот человек, по сути владевший значительной частью славянского мира (не зря он назывался Владимиром!), решает «испытать» разные веры, о чем рассказывает «Повесть временных лет».

«Великий князь Владимир выбирает веру». И.Е. Эггинк. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург
«Великий князь Владимир выбирает веру». И.Е. Эггинк. Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург

Князя не устроило в иудаизме, что Бог иудеев рассеял их за неповиновение; логичен был вопрос: если славяне примут иудаизм, то и их со временем ждет рассеяние? Однако мысль о народе Божием и Израиле, очевидно, запала в душу князя. Первый Израиль рассеян; не значит ли это, что Бог в лице славян желает для Себя нового народа, нового Израиля? Древние источники, зафиксировавшие богоборчество князя Владимира, рассказывают и о другом: уже приняв крещение, князь крестит двенадцать (!) своих сыновей. Сколько их было на самом деле, никто не знает. Однако же налицо аллюзия на двенадцать колен Израилевых. В Ветхом Завете рассказывается история богоборца Иакова, ставшего Израилем, родившего двенадцать сыновей, от которых пошел народ Божий. Богоборец Владимир стал Василием (василевсом, царем!), и от двенадцати его сыновей должен был созидаться новый Израиль.

При сравнении и выборе вер князь Владимир предпочел православие, которое и по форме, и по содержанию ближе к душе и разуму славян. Правильность выбора история подтвердила.

Проповедники христианства, пришедшие с Запада, были отосланы князем: их и ранее не приняли, не станет слушать и он (возможно, воспоминание о несостоявшейся миссии папского легата в княжение Ольги сыграло свою роль).

Византийский же проповедник заставил князя всерьез задуматься о Христе. А может быть, вспомнить то, чему учила в свое время княгиня Ольга и от чего он по детству и необузданности отказывался. Выбор был сделан. В 987 (988) году князь принял решение о крещении «по закону греческому».

Крещение Руси

Крещение князя Владимира произошло после взятия им города Херсонес (Севастополь) в 988 г. (по данным «Повести временных лет») или в 987 г. (по данным Иакова Мниха). Вслед за этим присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. В 990–991 гг. был крещен Новгород, еще позже — другие русские земли.

Еще раз о политике

Спустя год князь Владимир решает взять за себя византийскую царевну Анну, породниться с василевсами, через брак самому стать василевсом. Цареградские императоры-соправители Василий II Болгаробойца и Константин VIII, весьма нуждавшиеся в могущественном союзнике в лице киевского князя (им надо противостоять проискам самозванно провозгласившего себя императором и претендующего на власть полководца Варды Фоки), получают из Киева предложение о браке с царевной.

Князю Владимиру в ответ предъявляют требование креститься: византийская царевна не может стать женой язычника. Он изъявляет готовность! Князь Владимир принимает христианство и посылает в Константинополь отборное войско, чтобы помочь будущим родичам справиться с узурпатором. Сторонники Варды Фоки оказываются наголову разбиты, сам бунтовщик гибнет в затеянной им же авантюре.

Далее — ход за василевсами: они должны отдать царевну за уже не варвара, а христианина Владимира, нареченного в крещении Василием. Но Василий II и Константин VIII медлят; не рвется под венец и сама Анна.

Анна Византийская(963–1011/1112)

Царевна из Македонской династии (в «Повести временных лет» — царица), сестра императоров Василия II и Константина VIII, жена князя Владимира. В период своего правления построила много церквей. Крещение князя Владимира произошло после взятия им города Херсонес (Севастополь) в 988 г. (по данным «Повести временных лет») или в 987 г. (по данным Иакова Мниха). Вслед за этим присланное Константинопольским Патриархом Николаем II Хрисовергом духовенство крестило киевских людей в водах Днепра и (или) Почайны. В 990–991 гг. был крещен Новгород, еще позже — другие русские земли.

И тогда князь Владимир-Василий осаждает Херсонес, важнейший стратегический оплот Византии на Черном море. Войско князя сильно, и Бог явно на его стороне: город сдается на милость победителя.

Желание князя Владимира креститься прокладывало дорогу православию на Русь, становилось точкой отсчета для формирования нового народа Божия, которому предстояло еще воплотиться, переплавиться в горнилах княжеских междоусобиц, татаро-монгольского ига, многочисленных войн и смут, ожидавших русскую землю. И неслучайно в некоторых источниках приводится альтернативная версия крещения князя Владимира, в которой он сопоставляется с апостолом Павлом, потерявшим зрение, став гонителем христиан, и обретшим его вновь, крестившись во Христа. Этот же мотив вошел и в тропарь святому князю Владимиру

Преображение

И вот свершилось: из Византии прибыла царевна Анна, с нею — священники. Организовывается Киевская митрополия, идолы главного языческого капища демонстративно уничтожаются, главный — Перун — топится в Днепре, следуют массовые крещения людей в Киеве и других городах.

«Крещение князя Владимира». В.М. Васнецов. Настенная живопись в Князь-Владимирском соборе в Киеве
«Крещение князя Владимира». В.М. Васнецов. Настенная живопись в Князь-Владимирском соборе в Киеве

Что происходит после крещения с князем, бывшим язычником? Он переживает самую настоящую метанойю — покаяние, перемену ума, полный пересмотр жизненных установок, отказ от того, чем ранее дорожил, трансформацию личности. Эта умоперемена оказывается поистине судьбоносной для Руси. Киевский князь, задававший тон своим подданным, демонстрирует им пример непритворного покаяния. Вчерашний варвар, князь Владимир становится образцом смирения и милосердия, молитвенником, устроителем богаделен, попечителем больных и убогих.

Святитель Николай Сербский пишет: «Язычник Владимир, сын отца, прозванного „диким вепрем“, должен был решиться на совершенно новый, на Руси дотоле неведомый и неисхоженный путь. Он, никогда не отказывавший себе ни в одном земном удовольствии, доходивший до предела разврата, необузданной кровожадности, грабежа, местелюбия, — должен был умереть старой душой и начать жить новой, по глаголу Христа: Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. <…> Владимир-идолопоклонник преобразился в христианского святого… С этого державного святителя начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестивши русский народ, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день».

Летописи донесли до нас некоторые сведения о добрых свершениях князя Владимира, прозванного Красным Солнышком (распространено мнение, что это ласковое именование народ дал князю за доброту, широту натуры; но может быть и символическое толкование: «свет Христов просвещает всех» — слышим мы в церкви, «солнышком» же, пролившим благодатный свет Христов на Русь, стал князь Владимир). Крестившись, князь Владимир дополнил свой родовой герб Рюриковичей христианской символикой. В центр он поместил образ Церкви в виде дерева, уходящего корнями вглубь и устремившегося Крестом в небо. Вместе с боковыми частями — это символ Святой Троицы. Герб являет Единство в многообразии, Святость — смысл жизни, Целеустремленность и Преемство поколений.

Сразу по крещении Руси, как уже упоминалось, были созданы Киевская митрополия, епархии в Новгороде и Белгороде Киевском; началось масштабное строительство храмов, и князь не жалел средств для их благоукрашения. Острая необходимость в «национальных кадрах» для Церкви повлекла за собой учреждение первых на Руси учебных заведений, в которые набирали сыновей именитых и зажиточных людей. Летописцы рассказывают, что, отдавая своих детей в «книжное учение», матери плакали по ним, как по мертвым: до той поры русичи вменяли себе в доблесть воспитание воинов, вскормленных с конца копья, а не грамотеев-книжников. Святой Владимир, просветитель Руси, таким образом, стоит у истоков отечественной системы образования, которая созидалась под его непосредственным патронажем.

Князь, прославленный щедростью, нищелюбием и странноприимством, устраивает многодневные пиры и раздачу милостыни по поводу освящения каждого нового храма, открытия богаделен. Летописи рассказывают, как по Киеву в воскресные дни разъезжали снаряженные князем обозы с провиантом, предназначенным для раздачи нуждающимся. Это ли не яркая иллюстрация воплощения князем в жизнь заветов Спасителя — накормить голодных, поделиться богатством, отдавать Христа ради.

Равноапостольный Владимир после неоднократных обсуждений со своими советниками упраздняет смертную казнь — меняет ее на виру, денежный штраф. Этот и другие образцы законотворчества князя характеризуют его как гуманного, рачительного правителя-христианина.

Златник князя Владимира

Только на монетах, чеканившихся при дворе Владимира Святославича, как на этом златнике из собрания Государственного Эрмитажа, можно увидеть прижизненное изображение князя. Златники и сребреники князя Владимира (его дело продолжили Святополк Окаянный и Ярослав Мудрый) — первые древнерусские монеты, выпуск которых продолжался не более 30 лет. До наших дней дошло около 340 штук.

Внешнеполитическая деятельность князя Владимира главным образом сводится к укреплению южных рубежей Киевской Руси, особо подверженных набегам печенегов. По рекам Десне, Остеру, Трубежу, Стугне строятся новые города-крепости, в которые переезжают люди из других областей. Целью князя было создание линии непрерывных укреплений. Очень важно, что по принятии христианства он практически отказывается от походов для завоевания новых земель, основным принципом внешней политики Киева становится защита своих территорий.

Во внутренней политике равноапостольный Владимир готовит реформу престолонаследия. Христианин, осененный благодатью Духа Святого, он надеется, что его двенадцать сыновей, получив соответствующие вотчины, станут жить в мире и любви между собой, заботясь о своих уделах и подданных. История показала иллюзорность этих упований: сыновья начали борьбу за киевский стол еще при жизни отца, а по его смерти поубивали друг друга.

Однако любые, даже самые страшные деяния людей Господь по милосердию Своему и человеколюбию приводит ко благим последствиям. И христианская держава, которую начал строить равноапостольный Владимир, преодолевая многие испытания, снова и снова возрождается, несет Господу плоды своего покаяния.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Имена"

19 марта, вторник
rss

№ 7 (июль) 2015

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Интервью / В ответе за живое
/ Крупный план / Люди вокруг иконы
ПРОПОВЕДЬ
Вслед за первоапостолами
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / На иконе с лошадьми
/ Lingua Sacra / Райская перспектива
/ Имена / Князь Владимир: умоперемена, определившая судьбу России
/ Имена / Ян Гус: православный, католик, протестант?
/ Умный разговор / Крещение Руси: Теории и гипотезы
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Служение / Пчелы, виноград и Достоевский
/ Служение / Размышления у больничного подъезда
/ Служение / БОРИС И ВЛАДИМИР
/ Из окна в Европу / Немного Афона в финском лесу
/ Из окна в Европу / Остаться русским в Германии
/ Из окна в Европу / Вера в сердце Европы
/ Из окна в Европу / Английское православие: мужество среди комфорта
/ Место жительства - Петербург / Храм в Шушарах: Возрождение из небытия
/ Подари журнал / «Подари журнал»: кому?
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Преображенная наука
Три дня на Валааме
Музыка в июле
Выставки в июле – августе