Ключ для многих дверей

Полтора года назад в Гатчине появился православный детский развивающий центр «Ключ разумения». Задумывался он как проект, основанный на традициях, но разрастался, охватывая самые современные области педагогики. За логопедами и дефектологами подтянулись нейропсихолог, эрготерапевт, появился зал для занятий сенсорной интеграцией и даже кружок программирования для детей от трех лет с использованием миниробота. Мы решили узнать, как в одном центре удается совмещать традиционное с новейшим.
Журнал: № 4 (апрель) 2023Автор: Марина Ланская Опубликовано: 21 апреля 2023

В новом доме все по-новому

Новый квартал, новый дом, новое помещение. Гатчинский детский центр «Ключ разумения» успел переехать. Заходишь — и сразу попадаешь в круговорот здешней жизни, очень активной, но такой собранной и организованной, что остается только удивляться, как в одном месте одновременно и без помех друг для друга умещается всё разнообразие. В большом зале урок речи, где сразу несколько детей рычат и шипят: учат звуки, в помещении рядом — занятие индивидуальное, ведет тоже логопед-­дефектолог, но ребенок один, перед ним не доска с картинками, как в группе, а большое зеркало. В отдельном кабинете девочка с педагогом рисуют песком, ведя неспешную беседу, их речь тихая и спокойная, как шорох падающих и рассыпающихся по стеклу струек песка. Зато из-за другой двери доносится возня и смех, а когда дверь открывается, нас заносит туда будто вихрем, то ли бегущие вовнутрь дети подхватили и увлекли, то ли сами наши ноги.

Попадаем в зал сенсорной интеграции, почти как в зазеркалье. Из огромного гамака под потолком высовывается смеющаяся мальчишечья голова, а сам он полощется, как парус, под которым плывет, лежа на животе на подвешенном мате, другой малыш, пытающийся поймать рыбу, пока его «корабль» качается на волнах. За волны, ветер и рыбу, как и за всё остальное в этом царстве, отвечает Ирина Добродей, нейропсихолог и эрготерапевт.


Когда чувствам нужна диета

— Это комната сенсомоторной интерграции, дети тут развиваются разносторонне. На что мы больше всего обращаем внимание: на аудиальную, визуальную системы, на перцептивную, то есть мелкую моторику. Все неврологи и психологи знают нормы развития малышей; в последнее время детей, которые этим нормам соответствуют, всё меньше. С чем это связано, с телефонами ли, с отсутствием длительных прогулок, не берусь говорить, но движения современным детям точно не хватает. Типичная картина в детской поликлинике: даже полуторогодовалые дети сидят с телефонами, да, у них там часто идет развивающее занятие, но они же не двигаются, работают только головой и двумя большими пальцами. Такие занятия не дают ничего, потому что интеллектуальное развитие у детей напрямую зависит от физического. Двигательная система влияет на речь, недаром говорят, что речь на кончиках наших пальцев, — замечает Ирина.

В сенсорной комнате дети покоряют высоту, проходят туннели, преодолевают гравитацию, учатся ходить по шаткому и неустойчивому, кружатся, прыгают, перебирают мелкие предметы, иногда издают или слушают громкие звуки, погружают руки в жидкое, липкое, сыпучее. Всё это делается не только для того, чтобы заставить работать все сенсорные системы малыша, но, если потребуется, и для составления ребенку индивидуальной сенсорной диеты.

— Вы, наверное, замечали, что некоторые дети очень некомфортно чувствуют себя при больших скоплениях людей или не выносят громкие звуки, затыкают ушки, их может раздражать яркий свет, некоторые малыши не едят овощи ­какого-­нибудь цвета, например красного, не могут вынести определенные запахи: вот сегодня на занятии девочке стало некомфортно от запаха кофе. Любой низкий порог чувствительности требует внимания со стороны взрослого, и отследить это можно в процессе игры, чтобы под каждого ребенка подобрать сенсорную диету, которая позволит избегать того, что ему неприятно, а заодно строить занятия и домашний быт так, чтобы повысить порог чувствительности и скорректировать к школе некоторые особенности ребенка, — объяснила эрготерапевт.


Тепло традиций

Дети остаются знакомиться с многообразием ощущений и своими чувствами, а мы отправляемся дальше, унося с собой мысль, что сенсорная диета — неплохая идея в любом возрасте. Снова идем за звуками. На этот раз попадаем в мир глубокой старины. Здесь, за большим столом, под протяжное народное пение из лоскутков и ниток мастерится ­что-то мягкое и уютное. Тут и рушник, и самовар, и румяные яблочки в берестяной корзине. Это занятие по народной игрушке. Ведет его Наталья Задорожная. Рукоделие — только часть занятия, дальше непременно будет игра с той игрушкой, которую дети сделали сами.

— Сейчас дети, к сожалению, при всем обилии игрушек, не умеют играть. К тому же сейчас игрушки такие, что играть не хочется, страшные. Когда я с внуками иду в магазин и вижу, что там продается, за чем они тянутся, мне страшно. А народная игрушка, она теплая. Что удивительно, современным детям нравится их мастерить, нравится с ними играть. Из чего мастерились раньше игрушки? Из того, что есть в доме: лоскутки от старой папиной рубашки, от маминого сарафана, в ход шли бабушкин платок, дедовы штаны. То есть игрушка хранила в себе семейное тепло. Сейчас, когда семьи неполные, бабушки и дедушки живут далеко, этого тепла семейного не хватает, потому что семья часто — это мама и я, — поделилась Наталья.

Когда педагог увлечен своим делом, это чувствуется сразу и сторонним наблюдателем, и детьми. Наталья — рукодельница, но мастериц немало. Однако у нее есть нечто еще: её собственное детство, в котором была бабушка, научившая внучку шить, вязать, крутить кукол, передав не только навыки, но и то тепло, которое получив, можешь и даже желаешь передавать другим.

— Всё, что передала мне бабушка, я стараюсь передать детям. Много лет я работала воспитателем в детском саду, и у нас был сундук, в который я складывала сделанные детьми куклы. Они там не просто лежали, мы с ними играли. И сейчас эти куклы здесь, в нашем саду «Ключ разумения», дети с ними играют, хотя этим куклам уже тридцать лет. Каждая такая игрушка дарит ребенку спокойствие, а отсутствие лица у народной игрушки делает её универсальной, эмоции ребенок вкладывает сам, в зависимости от игры: вот его кукла веселится, потому что у нее праздник, а вот уже грустит… И таким образом у ребенка развивается воображение, — рассказала Наталья.

Дети закончили делать кукол, на этот раз это куклы-­хороводницы, началась игра. Сначала прямо за столом происходило ­что-то похожее на самомассаж ручек: кукол крутили и так и этак, да всё с приговорками. Потом встали кружком, послушали побасенку, заучили то ли скороговорку, то ли прибаутку — и началось веселье: попробуй удержи игрушку на палке стоймя на ладошке, да еще и приговаривая нужные слова.



Чем раньше, тем лучше

Чтобы скороговорки поддавались, многим детям приходится подтягивать речь. Для этого в «Ключе разумения» есть целый штат логопедов-­дефектологов высокой квалификации.

— Сейчас такая тенденция, что особенностей развития у детей становится всё больше, в том смысле что растет их разнообразие, увы. А с сокращением числа коррекционных учреждений дети с особенностями развития идут в общеобразовательные школы. Но полноценной инклюзии не получается просто потому, что у педагогов и специалистов нет возможности в больших группах заниматься решением индивидуальных проблем ребенка. При этом коррекционных классов очень мало, например в большом Гатчинском районе школ с такими классами всего несколько, — поделилась компетентным мнением дефектолог Мария Разговорова.

Раз есть проблема, нужно искать решение. Современные родители нуждаются в тех местах, где их детям помогут в речевом развитии. И чем раньше, тем лучше. Чтобы освоение школьной программы не превратилось в нерешаемую задачу, помощь нужна в дошкольном возрасте. Именно поэтому в центре «Ключ разумения» дефектологическая работа с малышами стала ключевой. И местные родители за это благодарны.

— Раньше мы ходили в другой центр, но там были слишком сложные для ребенка двух с половиной лет занятия, групповые, по два часа, а здесь у нас индивидуальный преподаватель. Ребенок не напрягается, а результат уже есть. Речь еще только осваиваем, а вот многие социальные навыки, вроде горшка, освоены. Мы в восторге, дочку отсюда после занятий вообще не вытащить, — поделилась Наталья Клюшова, мама Ксении.

Наталья считает, что за дружелюбную атмосферу в группах отвечают педагоги, и здесь они, по её мнению, уникальные. Так думает не только она.

— Я узнала, что здесь учат детей по системе русской классической школы, а я давно к ней приглядывалась и не жалею, что выбрала. Еще ребенок занимается с логопедом, ходит в театральную студию, его игры стали разнообразными, он ставит сложные сценки, воображение работает. Но главное, ребенок ходит с удовольствием, хотя в государственном детском саду отбили желание туда возвращаться уже на второй день, — объяснила свой выбор детского сада Ксения Косарева, мама одного из воспитанников.



Театр сокрыт, английский — наоборот

Пока мы беседовали, начала работу театральная студия. Однако туда заглянуть нам не удалось. Театр в этот раз не нуждался в зрителях, наоборот, были созданы все условия для того, чтобы дети расслабились, раскрепостились, дали выход накопившейся энергии через сценические образы. Зато на занятиях по английскому языку ребята нас уже ждали: сразу представились, рассказали про своих домашних питомцев, о любимых занятиях и даже блюдах, всё на английском. Потом начались игры, с песнями, с мячом, друг с другом и с учителем. Подумалось, что здесь и английский язык подается как часть игротерапии.

— Как можно научить ­чему-то ребенка? Только заинтересовав. Положительные эмоции помогают лучше усваивать материал, а для этого нужно создать такую среду, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, чтобы и с учителем, и с другими ребятами был контакт, — считает учитель английского Анна Ковган, или, как её называют здесь, мисс Анна.

На английский кроме малышей приходят школьники, для них специально проводятся вечерние занятия. Детсадовцы тоже здесь до вечера. То у них урок по экспериментам с водой, то творческая мастерская по изготовлению ковра или народного костюма, то рисование, или поход в библиотеку, или урок, где рассказывают о чудесах природы, а иногда и такой, где говорят о чудесах другого рода, например о житии блаженной Ксении Петербургской.


О Христе шепотом

В Нижегородской области, в городе Балахна, в кладбищенском храме находится местночтимая икона «Ключ разумения», в общих чертах повторяющая пришедший из католичества образ Божией Матери «Прибавление ума», хотя в Италии, в Лорете, этот образ именуется русской иконой «Ключ мудрости». Как бы там ни было, традиция сложилась так, что перед этой иконой совершаются молебны перед началом учения детей, особенно таких, кому учение дается с трудом. Богородица на иконе изображена в полный рост, а внизу нарисован ключ, который, вероятно, открывает дверь не только к школьным знаниям, но и к верному их источнику — Божией премудрости. Хотя в центре «Ключ разумения» главная икона Божией Матери — Владимирская, освященная в Свято-­Благовещенской Никандровой пустыни.

— Когда я была преподавателем дошкольного учреждения, параллельно изучала народное творчество, на занятия по программе «Годовой круг» («Годовой событийный круг», программа включения традиций православных праздников в жизнь дошкольников. — Прим. ред.) мы ходили в храм Александра Невского. Мы учились праздновать православные праздники в традициях, а потом проживали их вместе с детьми. Но не все родители относились к этому с пониманием, и поэтому нам приходилось называть евангельские события сказками. Например, так: «Сегодня у нас будет сказка — вертепное представление Рождество», а слово Христово мы добавляли тихонько, шепотом, — поделилась воспоминаниями Людмила Стуглева, руководитель детского развивающего центра «Ключ разумения».

Из личного опыта Людмила Стуглева вынесла знание: российские законы разрешают вести в государственных детских учреждениях духовно-­нравственное воспитание, но так, что православное вероисповедание приходится прикрывать всем чем угодно, лишь бы не было оно явлено в первозданном виде. А хотелось в этом вопросе большей свободы. Так и возникла идея открыть свой детский центр, где говорить о Христе можно, не переходя на шепот. Воодушевившись, Людмила подготовила презентацию и отправилась с ней в гатчинский Покровский собор к священнику Александру Асонову. Он и благословил, и помог найти помещение для открытия такого центра. Сначала группа была малочисленной и занимала небольшую площадку в школе имени императора Александра III. Но о центре пошла хорошая молва, и поток новичков не иссякал.

— Соседство со школой дало мне серьезный толчок к развитию. Я очень благодарна директору Людмиле Михайловне Васильевой за то, что она давала нам помещения, без её поддержки мы не встали бы на ноги. С её помощью я поняла, что можно не ограничиваться православными праздниками. Я наблюдала, как они вводят молитву в свою повседневную школьную жизнь. Молятся перед началом учебы, перед едой. Празднуют не только основные церковные праздники, но и остальные. Отказываются от восьмого марта в пользу празднования дня жен-мироносиц. Их пример повлиял на развитие нашего центра. Наш день тоже начинается с молитвы, во время которой мы перечисляем всех наших детей, даже если их в этот день нет на занятиях. Но мы ­все-таки стараемся подходить к этой теме деликатно: многие наши родители далеки от веры, но вполне принимают то, как с детьми говорим о вере мы, — рассказала Людмила.

В подборе педагогов акцент сразу было решено делать на квалификации специалистов, исходя из запросов родителей и современности.


А где же робот?

Достаточно быстро стало ясно, что речевые проблемы — бич современных детей и боль их родителей. Поэтому логопеды и дефектологи в центре оказались специалистами первой необходимости. Сейчас таких педагогов в центре трое, у всех высшее специальное образование и большой опыт практической работы с детьми, в том числе сложными. Следующей выявленной проблемой стала повышенная детская тревожность, поэтому в центре появилась песочная терапия, занятия по которой ведет дефектолог. С гиперактивностью и двигательными нарушениями решили справляться методами сенсорной интеграции и при помощи театра. В центре есть специальные программы для детей с ДЦП и другими нарушениями. Те, кому требуется подготовиться к школе, ходят на занятия по программе русской классической школы, а те, кому до школы далеко, — на игровые занятия по раннему развитию. Вот только про программирование для малышей при помощи миниробота «Умная пчела» мы вам рассказать не сможем: не были, не видели, не знаем. Но говорят, дети в восторге.

— И ­все-таки для нас важнее всего посеять в детях зерна доброты, чтобы они научились любить, думать и заботиться о ближних. Мы получили статус социального предприятия, стараемся ставить перед собой общественно полезные цели. Наши дети ездят с театральными представлениями в интернаты для детей с инвалидностью. Удивительно наблюдать, как после представления они играют, обнимаются и обещают приехать снова. Это дорогого стоит. У нас есть проект с вырицким детским домом. Вместе мы проводили телемост, ездили к ним на Рождество и на Масленицу, делали с ними подарки друг для друга, — поделилась руководитель центра. — Еще мы ездим на одну гатчинскую ферму, у нас с ними общий проект: мы показываем детям, сколько труда нужно, чтобы на их столах было молоко, масло, хлеб. Еще один наш социальный партнер — Союз ветеранов Ленобласти: дети поздравляют ветеранов, готовят тематические праздники. Что мы хотим? Дать детям понимание, что они в этой жизни не одни и им предстоит нести в мир любовь. 


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"