Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Клуб для православных и еще не совсем

— Меня зовут Александр. А это моя жена Кристина. Мы из Петрозаводска…
— Как же вы к нам угодили?
— Приехали в Петербург по медицинским делам, пришлось остаться ненадолго. Захотели познакомиться с православной молодежью — и в молодежном отделе нам посоветовали пойти именно к вам: «Если хотите посмотреть на хороший православный молодежный клуб, езжайте в храм святого Георгия Победоносца на проспекте Славы — не ошибетесь».
 
Раздел: Проект
Клуб для православных и еще не совсем
Журнал: № 5 (май) 2018Автор: Евгений Перевалов Опубликовано: 3 мая 2018

В храм через «молодежку»

Обычно молодежный православный клуб — это внутриприходское объединение девушек и молодых людей, которым стало скучно просто «ходить в храм», а захотелось общения, понимания и, иногда, работы на пользу Церкви. Это сообщество молодых прихожан чаще всего остается замкнутым в самом себе, редко когда принимая посторонних в свои ряды, особенно со стороны, из других приходов, а тем более с улицы. А вот клуб «Слава» при храме Георгия Победоносца в Купчино отличается тем, что с самого начала был задуман как место, с которого будет начинаться дорога молодежи в Церковь.

— В нашем храме большинство прихожан — взрослые и пожилые люди, — говорит руководитель и духовник молодежного клуба «Слава» иерей Павел Коновалов, — и я стал размышлять над тем, как привлечь к нам молодежь. «Надо создать „молодежку“!» Хотелось поделиться с ребятами теми знаниями, тем богатством, что я приобрел в семинарии и Академии, слушая лекции, читая книги.

 

В клуб по объявлению

Оно было вывешено на дверях храма и в приходской группе в «ВКонтакте». На первую субботнюю встречу в сентябре 2014 года пришли пять человек.

— Они-то, конечно, уже были прихожанами, — рассказывает отец Павел, — но в том и заключалась моя идея, чтобы они делились информацией о клубе со сверстниками, одногруппниками или коллегами по работе, а те, если интересуются православием, но не знают, как сделать первый шаг, приходили к нам на встречи.

Сегодня таких людей, пришедших в клуб со стороны, в «Славе» большинство. Теперь на субботних встречах собирается иногда до 40 человек — в небольшом помещении воскресной школы не всегда хватает и стульев для всех желающих.

Сами участники молодежного клуба считают, что главный успех «Славы» кроется в том, что здесь не просто рассказывают о православии, а совместными усилиями — священника и прихожан — стараются свою веру понять и осмыслить. Например, в этот раз в клубе проходила очередная лекция отца Павла Коновалова по истории развития православного богослужения.

— Фелонь, риза, поручень — все эти детали священнического облачения заимствованы из одеяния римского чиновника. Постепенно к ним добавляются новые элементы: митры, орлецы, которые также имеют вполне светское происхождение. Вводятся символические объяснения этих привнесенных извне деталей, когда, например, митру епископа сравнивают с терновым венцом Спасителя. Хотя на самом деле митра — это императорская корона, которая стала использоваться в богослужении греческими архиереями после падения Византии — сначала верховным епископом, а потом и всеми остальными.

 

Беседы о смыслах

— Меня литургика интересует очень давно, — комментирует отец Павел Коновалов, — я много прочитал литературы по этому вопросу. В лекциях опираюсь на работы протопресвитера Александра Шмемана, «Толковый Типикон» профессора Михаила Скабаллановича, лекции Виктора Алымова.

Каждая лекция отца Павла завершается обсуждением услышанного:

— Я недопонял немного: православная Литургия эволюционирует постоянно? Можем ли мы сказать что-то определенное о том, например, как богослужение выглядело при Иоанне Златоусте или Василии Великом?

— Мы сегодня бы не смогли отслужить именно ту Литургию, которую служил Василий Великий. Первые источники, которые фиксируют Литургию Василия Великого, датированы VIII веком, в то время как святитель жил в IV веке. Считается, что авторство Василия Великого сводится к семи молитвам: молитвы приношения, анафора, главоприклоненная молитва, молитва возношения Даров, благодарственная молитва после Причащения и заамвонная молитва.

Вопросы отцу Павлу задают самые разные, ведь и уровень подготовки и понимания у каждого пришедшего свой. Собрания клуба посещают и давно воцерковленные прихожане, и только-только пришедшие к вере, и даже те, кто еще не определился, христианин ли он вообще. Михаил, например, сам о себе говорит, что старается брать от всех религий понемногу: истина, на его взгляд, есть в словах и Христа, и Будды, и Заратустры. Может быть, именно «молодежка» Свято-Георгиевского храма станет местом, где Сергей наконец-то сможет сделать окончательный выбор. Впрочем, клуб «Слава» не ставил перед собой миссионерских задач — привести людей к вере, скорее — помочь прийти в Церковь тем, кто внутренне уже готов это сделать.

 

Социальное служение

Староста клуба Захар Горбачевский, занимаясь бизнесом, старался понять — а есть ли вообще смысл в его работе и жизни? Когда в делах возникли трудности — а было это в 2015 году — он решил впервые в жизни прочитать утреннее и вечернее правило, а потом зайти в храм, куда до этого заглядывал раз в год «поставить свечку». В храме увидел приглашение в молодежный клуб.

— Старостой стал в этом году, — рассказывает он. — Мне в удовольствие организовывать молодежь, устраивать поездки, привлекать людей к миссионерской работе: мы ведь не только на беседы здесь собираемся. В этом году купили 500 Евангелий и раздали в очереди за водой на праздник Крещения. И социальное служение у нас развито.

В храме на информационном стенде вывешен номер Ильи Попова — именно к нему в первую очередь обращаются люди, которым нужна помощь. Очень часто требуется помощь водителей — например, отвезти пожилую прихожанку в больницу. Просят помочь с ремонтом в квартире, принести продуктов, присмотреть за больным человеком.

— Не все просьбы мы удовлетворяем, — говорит Илья. — Если человек очень настойчиво требует денег здесь и сейчас, а никакой другой помощи принимать не хочет, значит, он, скорее всего, нечестен. Но с попытками манипулировать нами мы сталкивались считанные разы. Обычно обращаются действительно нуждающиеся люди.

 

Община в храме и в миру

— Я тоже начала свое воцерковление с собраний молодежного клуба, — говорит Любовь Мальцева, — это было чуть более года назад. Мне нужно было чем-то заполнить образовавшуюся в сердце пустоту — Бог привел меня в этот храм. В клубе мы учимся быть рядом с другими людьми: ведь, несмотря на то, что все мы принадлежим к одной Церкви, между нами случаются несогласия. Так что мы все здесь проходим школу смирения.

Иногда знакомства, приобретенные в «молодежке», продолжаются и за церковной оградой. Здесь завязывается дружба, создаются семьи, формируются компании по интересам.

— Недавно в Духовной академии проходила встреча с писателем Евгением Водолазкиным, — вспоминает Любовь Мальцева, — на встречу ходили три девушки из нашего клуба. Жизнь становится более насыщенной: если со своими нецерковными друзьями я скоро пойду на концерт Мумий Тролля, то на концерт Дивны Любоевич я с ними не смогу сходить — они не понимают, как и зачем надо такую музыку слушать. Поэтому слушать Дивну я пойду с ребятами из клуба. Благодаря «молодежке» я не разделяю свою светскую жизнь и церковную — она вся целиком стала для меня исповеданием веры.

Каждый год летом молодежный клуб «Слава» устраивает выезд в деревню Хвалово, где не так давно был возрожден Свято-Троицкий храм. Вечерние костры, мастер-классы по фотографии, самообороне и пользованию лекарственными травами, евангельские чтения и совместная молитва:

— Стараемся, чтобы нашей молодежи было еще и интересно, — говорит отец Павел, — к тому же, приглашаем к нам в лагерь и местных ребят, хваловских. И приходят, слушают, участвуют в жизни лагеря. Так что это еще и миссионерский проект.

Отец Павел вспоминает, что никогда не планировал, как должен развиваться клуб «Слава» в будущем. За четыре года, что прошли с момента первой встречи в воскресной школе, «молодежка» смогла стать общиной в общине, открытой для всех, кто хочет поближе познакомиться с православием и Церковью. Священник говорит, что и по сей день не знает, какое еще служение может взять на себя «Слава», например, через год.

— Может, будем развивать добровольческое служение, выходить за стены храма с добрыми делами, придумывать новые интересные проекты! Хочется, чтобы ребята были при храме, а в чем это будет выражаться — посмотрим, — считает он.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Проект"