Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Христова елка

В поэзии XX века новогодняя елка часто отождествляется с образом женщины: сначала прекрасной и желанной, потом увядшей, постаревшей выставленной на улицу и забытой навсегда. Такова Ель Булата Окуджавы в песне «Прощание с новогодней елкой».
Журнал: № 1 (январь) 2013Автор: Ольга Надпорожская Опубликовано: 10 января 2013
В поэзии XX века новогодняя елка часто отождествляется с образом женщины: сначала прекрасной и желанной, потом увядшей, постаревшей выставленной на улицу и забытой навсегда. Такова Ель Булата Окуджавы в песне «Прощание с новогодней елкой». 

«… Ель моя, Ель — уходящий олень,
зря ты, наверно, старалась:
женщины той осторожная тень
в хвое твоей затерялась!
Ель моя, Ель, словно Спас-на-Крови,
твой силуэт отдаленный,
будто бы след удивленной любви,
вспыхнувшей, неутоленной».

Само слово «Ель», написанное с прописной буквы, напоминает женское имя, а в Древней Руси елку иногда называли «елиной». Похожее имя носит Елена Камбурова, в репертуаре которой есть песня «Как показать зиму» на стихи Юрия Левитанского. В этой песне образы женщины и ели сближаются еще больше: 

«Безлюдный двор
и елка на снегу
точней, чем календарь, нам обозначат,
что минул год,
что следующий начат.
Что за нелепой разной кутерьмой,
ах, боже мой,
как время пролетело.
Что день хоть и длинней,
да холодней.
Что женщина...
Но речь тут не о ней.
Здесь речь о елке.
В ней-то все и дело». 

Елена Камбурова, умная и тонкая актриса, не оставляет сомнений в том, что речь здесь — все-таки о женщине, и только о ней. Росла, дышала, благоухала, пленила красотой, понадобилась в праздничную ночь, еще несколько дней носила прекрасное платье — а потом была безжалостно отвергнута. А чего жалеть-то? Может, еще розы пожалеть вместе с Юрой Шатуновым — те, которые оставляют умирать «на белом, холодном окне»? 

Но ель можно увидеть и совсем по-другому — правда, не новогоднюю, а рождественскую. В рождественских рассказах и пьесах часто встречается один и тот же сюжет, в котором Елке отведена ключевая роль. Увидев свет Вифлеемской звезды, поклониться новорожденному Христу отправляются не только пастухи и волхвы, но и Яблоня, Роза, Орешник, Колокольчик... Вместе со всеми пришла к Богомладенцу и Ель. Каждый дарил Христу свои плоды, у кого что было: яблоки, орехи, цветы. Только у Елки не было ничего. Не станешь же дарить новорожденному колючки! 

Как быть, если один во славу Божию сочиняет поэмы, другой — сказки, третий пишет иконы, четвертый восстанавливает храм, пятая родила десять детей, и каждый оправдан плодами трудов своих пред Господом? А у тебя ничего нет, кроме этих колючек, от которых самому-то невмоготу! Не их же нести Господу в дар, не грехи свои! А как же выразить любовь, переполняющую сердце, и эту боль? Тут поневоле заплачешь.

Когда Елочка из безымянной рождественской пьесы и вправду заплакала, с ней случилось чудо: : 

«…блеснули, зажигаясь,
На ней брильянты скорбных слез.
И обернулся, улыбаясь,
Ее сиянию Христос.
И с этих пор Христовой елкой
Она зовется у людей,
И блещут скромные иголки
В огне рождественских свечей. 
(Елка вспыхивает огнями гирлянд)»

Слезы колючего и бесплодного дерева, которое художники любят рисовать возле избушки на курьих ножках, Господь принял как лучший дар. От роли такой Елки не отказалась бы и великая актриса!

«…А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. Ей же сказал: прощаются тебе грехи. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7, 47-50).

По словам митрополита Сурожского Антония, любовь — это единственное, что мы можем подарить Богу. Только наше сердце — не в Его власти, а все остальное принадлежит Ему и так. 

Так что рождественская елка может быть образом христианской души, плачущей о своей негодности и приносящей в дар свое сердце. Тогда ее присутствие в храме в праздничные дни покажется глубоко символичным. Она ведь и сама похожа на храм, прав Булат Окуджава. Ну, а обнаженные деревца в сугробе у мусорного бачка... пусть они напомнят другие евангельские слова: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). 

Ольга Надпорожская

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ"

26 мая, пятница
rss

Последний номер

№ 5 (май) 2017
Обложка