Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Храм в колыбели искусства

Среди домовых храмов, возрожденных в 1990-е при высших учебных заведениях, церковь великомученицы Екатерины стала первой. В стенах Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина первую Литургию служили в ноябре 1991 года. Сегодня, 7 декабря, храм празднует свой 20-й престольный праздник.
Журнал: № 12 (декабрь) 2012 Опубликовано: 6 декабря 2012
Среди домовых храмов, возрожденных в 1990-е при высших учебных заведениях, церковь великомученицы Екатерины стала первой. В стенах Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина первую Литургию служили в ноябре 1991 года. Сегодня, 7 декабря, храм празднует свой 20-й престольный праздник.

Храм святой Екатерины привычно именуют Академической церковью. Она — неотъемлемая часть Императорской академии художеств. Когда в 1765 году приступили к строительству здания академии, начали с основания церкви. Сама императрица Екатерина II принимала участие в торжественной закладке первого камня, орудуя золотой лопаточкой. Архитекторы здания — профессора архитектурного класса Жан-Батист Валлен-Деламот и Александр Кокоринов. В плане оно представляет собой прямоугольник со вписанным в него кругом. Центральный вход находится в центре фасада на берегу Невы, а купол церкви возвышается на северной стороне прямоугольника — окнами в сад.
 
От главного вестибюля путь в церковь лежит через винтовую лестницу на второй этаж, по каменным плитам длинных гулких коридоров. 

Интерьер храма был сделан по проекту Константина Тона в 1837 году. В стиле классицизма, торжественный и уютный одновременно. На стенах между пилястрами — 12 рельефных панно на библейские темы, на углах свода — статуи евангелистов, на иконостасе — фигуры ангелов. Такое обилие скульптуры столь нехарактерно для православной церкви, что для утверждения проекта потребовалось особое разрешение правящего архиерея.

_SVM6133.jpg

Домовый храм по определению имеет камерный характер, его посещают в основном профессора и студенты — но в 1918 году, когда шла борьба за сохранение Академической церкви, то членами прихода записались пятьсот человек.

Сегодня, как и в прежние времена, в родные стены приходят педагоги, выпускники, студенты. Даже сам настоятель церкви архимандрит Александр (Фёдоров) — выпускник института им. И.Е. Репина, здесь же он окончил аспирантуру со степенью кандидата архитектуры, а в настоящее время является профессором института им. И.Е. Репина. Наиболее тесная связь у храма — с факультетом архитектуры: например, алтарник Кирилл Яковлев — выпускник архитектурного факультета и теперь руководитель архитектурной мастерской «Тектоника», которая была организована при храме в 2007 году. 

_SVM6071.jpg

В нишах на стенах храма представлены дипломные работы по теме «Церковное зодчество» выпускников института последних лет. Украшение стен проектами, конечно, вынужденная и временная мера: церковное убранство пришлось возрождать фактически с нуля. В советское время в храме был спортивный зал и студенческий клуб. Соответственно, все образа, иконостас, предметы прикладного искусства, живописные полотна — все вывезено или уничтожено. Сохранилось в целости, невзирая на «непрофильное» использование помещения, то, что высоко наверху — скульптура и живопись плафона и конхи алтарной апсиды. Все иконы в храме новые.

Четыре года ушли на обустройство. По эскизу настоятеля был сделан иконостас, образа написал Александр Стальнов. В 1995 году церковь святой Екатерины была освящена по полному чину епископом Тихвинским Симоном. Благоукрашение храма продолжается и по сей день.

Связь церкви с институтом укрепилась с воссозданием на живописном факультете в 1993 году мастерской церковно-исторической живописи. Распределение по мастерским в институте обычно бывает после второго курса, но в мастерскую церковно-исторической живописи под руководством профессора А. К. Крылова распределяются уже с первого —туда принимают верующих студентов факультета живописи, прошедших собеседование. 

Теперь в ГАИЖСА им. И.Е. Репина готовят высококвалифицированных церковных живописцев. Среди ведущих принципов обучения — изучение истории церковного искусства, привлечение студентов к практической работе в храмах. В библиотеке Академической церкви студентам читаются необходимые церковному художнику спецкурсы — основы литургики, история Древней церкви и др.

_SVM6030.jpg

Церковь святой Екатерины изначально украшали выпускники Академии художеств. Эта традиция воссоздана отцом настоятелем. В тимпане на западной стене Екатерининского храма размещена композиция «Этимасия» («Престол уготованный») — дипломная работа Ирины Кузьминой, выпускницы мастерской церковно-исторической живописи 2005 года. Рельефы «Сретенье» и «Вход в Иерусалим» на этой же, западной, стене также являются наглядным примером преемственности традиций классического искусства в стенах Императорской академии художеств. Это — дипломная работа выпускника факультета скульптуры 1998 года Андрея Гордеева, за которую скульптор получил диплом с отличием. 

Приход Академической церкви по возрасту в основном молодой, привычных «старушек» почти нет. Здесь венчают студентов, крестят детей. Кстати, для родителей крещаемых введена обязательная катехизация; катехизические курсы для взрослых отец Александр проводит в помещении Духовной академии. 
На воскресные службы проходят по академическим пропускам: рядом с охранником стоит дежурный из церкви. Но даже охрана уже узнает «своих» прихожан. В приходе есть библиотека духовной литературы и видеотека православных фильмов, проходят занятия детской церковно-приходской школы.

Клирик Екатерининской церкви отец Михаил Берницев организовал исторический клуб. По воскресеньям после службы он читает интересный цикл лекций о малоизвестных событиях советско-финской войны — и периодически организует поездки прихожан по местам боев.

В Академической церкви отпевают наших любимых педагогов. В 2005 году здесь отпели профессора Юрия Карловича Бойтмана, читавшего курс истории зарубежного искусства XX века, в 2009-м — профессора Николая Николаевича Никулина, заведующего кафедрой истории европейского искусства XV–XVIII веков и хранителя коллекции нидерландской живописи XV–XVI веков в Эрмитаже, в мае 2012-го — профессора Андрея Андреевича Мыльникова, народного художника СССР.

Академия художеств в Петербурге — это особый вид «малой родины», которая может вместить всю жизнь. В социальной сети «ВКонтакте» студенты организовали группу «Храм великомученицы Екатерины в Академии художеств» для тех, «кому наш храм не просто место, где регулярно проходят службы, а колыбель, Родина и Дом!»

Ангелина Тулякова 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ГЛОБУС ЕПАРХИИ"

27 июля, четверг