Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Хорошая вещь под названием брак

Отгремели залпы шампанского, смолкли крики «горько»… Теперь мы женаты. И что делать дальше? Кто подскажет? Может быть, друзья в интернете или родители? Это так страшно — остаться наедине друг с другом, — особенно когда первая волна влюбленности откатилась от нашего берега. Тут не обойтись без совета опытного священника. Потому «Вода живая» решила узнать о проблемах молодой семьи у клирика Свято-Иоанновского монастыря, духовника молодежного клуба «Чайка» протоиерея Димитрия Галкина.
Раздел: Интервью
Хорошая вещь под названием брак
Журнал: № 5 (май) 2011Страницы: 11-13 Автор: Тимур ЩукинФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 20 ноября 2014

Проверка ЗАГСом

— Отец Димитрий, у искренне верующих молодых людей часто срабатывает максималистская установка: зачем мне брак, если есть более предпочтительный путь монашества? Как разобраться, что для конкретного человека лучше?

— Монашество требует особой внутренней призванности, готовности целиком и без остатка посвятить себя Богу. Конечно, честь и хвала тому человеку, который выбирает это служение. Но, думая о монашеском пути, необходимо соизмерять свои силы. Прежде чем принимать окончательное решение, имеет смысл пожить в монастыре в качестве трудника, «примерить на себя» монашеский образ жизни. Впрочем, и брак требует от человека немалой жертвенности. Терпение по отношению к немощам супруга, колоссальные усилия для воспитания детей, трудности в организации семейного быта — все это тоже путь креста. А какой путь предпочтительнее?.. Это вопрос вопросов, и ответ на него человек должен найти сам.

— А возможно, что осознание приходит уже после вступления в брак?
— Это означает, что человек не любит своего партнера, только и всего.

— То есть разводиться ради монашества — плохо?!
— Нужно все-таки до вступления в брак определиться, по какому пути идти. Иначе можно оказаться предателем. Конечно, церковная история знает массу случаев, когда семейные люди уходили в монастырь. Но, как правило, это происходило по взаимному согласию, когда оба супруга в какой-то момент своей жизни осознавали необходимость устремления к более высокой духовной жизни, когда их дети достигали совершеннолетия и все остальные обязательства перед миром были выполнены. Вспомним преподобного Серафима Вырицкого.

— Впрочем, что говорить о стремлении к духовной жизни, если многие и к венчанию относятся формально…
— Воцерковленные православные христиане относятся к Таинству Венчания серьезно. По отношению к невоцерковленным я бы не стал применять клише: «Венчаются, потому что модно». Как показывает опыт, даже весьма далекие от Церкви пары видят в этом Таинстве попытку придать их браку некую полновесность. К сожалению, невоцерковленные люди склонны воспринимать венчание магически, как гарантию удачи в дальнейшей совместной жизни. И весьма удивляются, если их венчанный брак потом разваливается. На это следует напомнить: благодать Таинства не подается механически, а усвояется человеком в меру устремленности к христианскому образу жизни. По моему личному мнению, невоцерковленным христианам имеет смысл сначала заключить брак в ЗАГСе, и лишь проверив свои чувства, пройдя определенный путь воцерковления, венчаться. Ведь участие в любом церковном Таинстве не только сообщает благодать, но и накладывает определенную ответственность. Но, подчеркиваю, это мое личное мнение относительно венчания крещеных, но фактически далеких от Церкви христиан.

— Вот Вы говорите о проверке чувств. Что это значит? Ведь чувства — вещь эфемерная.
— Как правило, словом «любовь» обозначается тот сильный всплеск чувств, который возникает в начальной стадии отношений между мужчиной и женщиной. Но как блестяще показал психолог и философ Эрих Фромм, это еще не любовь, это всего лишь влечение. Подлинная любовь должна еще родиться и окрепнуть в браке. Влечение — производная от эмоций и физиологии, любовь же носит жертвенный характер и является производной от воли человека. Вспомним слова Христа: «… да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин. 15, 12). А Он нас возлюбил до креста, до смерти. Так и в браке любовь — готовность служить друг другу, своей семье, своим детям.

— Если главное — любовь, зачем нужна такая формальность, как гражданская регистрация?
— Христианский брак имеет две стороны: религиозную и социальную. Благодать Божия для созидания семейных отношений даруется в Таинстве Венчания, но семья живет не в изоляции, а в социуме. Поэтому «печать в паспорте» — вовсе не формальность. Это исповедание перед обществом того, что на основании взаимных обязательств, юридической ответственности и взаимной любви мы будем выстраивать отношения. Именно поэтому «Основы социальной концепции РПЦ» признают невенчанный, но зарегистрированный брак все-таки браком. Кстати, согласно нормам церковной жизни венчать мы можем лишь зарегистрированный брак. Совместное же проживание без гражданской регистрации и без венчания мы можем квалифицировать, к сожалению, как блудное сожительство. Согласно наблюдениям фактически все внебрачные связи рано или поздно распадаются. У нас в России сейчас и с официальными-то браками катастрофа: они расторгаются у 50%. А отношения, не скрепленные хотя бы гражданскими узами, обречены на развал. Знаете, это как у нового автомобиля днище покрывают антикоррозийным покрытием. Если этого не сделать, каким бы ни был хорошим автомобиль, через 2-3 года он сгниет.

— А где та грань, за которой уже невозможно избежать развода?
— Развод — это всегда трагедия, это разрушение Богом данного института семьи. Наиболее пострадавшей стороной при разводе являются вовсе не взрослые, а их дети. Поэтому Церковь всегда настаивала на нерасторжимости брака. Единственным допустимым основанием развода Господь Иисус Христос назвал прелюбодеяние. В 1918 году Поместный собор РПЦ в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки и ряд других причин.
Мне кажется, что даже в семьях, в которых трудно складываются отношения между мужем и женой, супруги должны искать не повод для развода, а, напротив, способы преодоления семейных нестроений. И тут огромную помощь может оказать Церковь с ее спасительными Таинствами Покаяния и Евхаристии. Опыт показывает, что воцерковление супругов очень часто помогает вдохнуть новую жизнь в их семейные отношения.



Типичные ошибки

— Но и помимо этого молодоженов в первый год подстерегает множество опасностей? С чем они связаны?
— Нет смысла говорить о конкретных трудностях и ошибках в семейной жизни, если мы не зададимся вопросом: «Что должно стать фундаментом внутрисемейных отношений?» Ведь правильно положенный фундамент обеспечивает целостность всего здания. Ответом на этот вопрос может стать цитата и 1-го Послания к Коринфянам: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1 Кор. 11, 3).

— А мужчина в каком смысле должен быть главным? Актуальна ли сейчас такая строгая субординация?
— Сейчас многим такой подход может показаться анахронизмом. Прошедший XX век — время весьма жесткой и последовательной эмансипации. Ныне идеалом воспитанного мужчины является «джентльмен, который во всем уступает даме». В значительной части молодых семей именно женщина пытается взять бразды правления в свои руки, а мужчина волей-неволей оказывается отстраненным от управления в семье. В результате формируется тип мужа-подкаблучника, который теряет ответственность за семью, устраняется от необходимости материально ее обеспечивать, заботиться о детях и принимать важные жизненные решения. При этом жены часто упрекают мужей, что они, мол, тряпки, эдакие диванно-кроватные существа. Но не надо похищать власть у мужчины! Дайте ему почувствовать себя главой семьи, и он в лепешку расшибется, стараясь быть подлинным созидателем семейной жизни. Фраза, обращенная к мужу: «Сделаем так, как ты решишь», — обладает почти волшебным действием. Милые дамы с ярко выраженными качествами лидера! Вы свое лидерство проявляйте на работе, а в семье оставляйте последнее слово за мужчиной. Пусть даже он в чем-то ошибется, принимая то или иное решение. Не беда! На ошибках учатся. Главное, мужчина будет себя чувствовать на своем месте.

— Женщины часто выбирают супруга по принципу финансовой состоятельности. Но ведь с христианской точки зрения это неправильно?
— Все-таки во главу угла должна быть поставлена взаимная любовь, тяготение и уважение друг к другу. Вопрос финансовой составляющей, думаю, стоит перенести в иную плоскость. Часто молодые люди откладывают заключение брака до той поры, когда у них получится заработать энное количество денег, купить квартиру, машину и заложить основу своей карьеры. Как показывает опыт, подобная мотивация является лукавой. Человек под благовидным предлогом не желает брать на себя ответственность. А ведь брак для того и заключается, чтобы муж и жена, осознав себя одним целым, вместе, рука об руку выстраивали то, что называется финансовым благополучием.

Мы вместе, остальные — рядом

— Подобные вопросы православные семьи часто обсуждают в интернете. Допустимо ли выносить внутреннюю жизнь семьи на всеобщее обсуждение?
— Я могу показаться ретроградом, но мне блогерская активность некоторых семей иногда внушает ужас. Просто шокирует, когда некоторые православные супруги «по секрету всему свету» рассказывают, о том, как они вчера поссорились и каким образом сегодня помирились. В этом чувствуется нечто нездоровое. Словно человек, не находя глубины взаимопонимания и какой-то реализации во внутрисемейных отношениях, пытается к этому подключить всех окружающих. В семейной жизни должно быть некоторое внутреннее пространство, куда нет входа посторонним.

— А если в это личное пространство вторгается кто-то третий, допустимо ли такое чувство, как ревность?
— С одной стороны, ревность — проявление чувства собственника, с другой стороны, она стремится к ограждению целостности семьи, к защите ее от посягательств извне. Проявления ревности страшны. Она вызывает агрессию, потерю доверия между супругами, обиду и отчуждение. Лучше не подавать поводов для ревности. В идеале супруги призваны вести себя так, чтобы всем окружающим было понятно: это цельная семья, и третий здесь явно лишний. Если один из супругов видит, что его партнер по браку ревнует, он должен не радоваться этому, получая греховно-садистское удовольствие, а задуматься над тем, что он сам является соблазнителем. А грех соблазна, по Евангелию, очень тяжелый грех.

— Другие частые нарушители семейной границы — родители. Насколько активно они должны участвовать в жизни молодоженов? Всегда ли их стоит слушать?
— К родителям надо относиться с уважением. Их надо почитать. К их жизненному опыту прислушиваться. Но все-таки чрезмерная опека со стороны родителей часто оказывается разрушительной для семьи. Пытаясь оградить детей от тех ошибок, которые им все равно придется совершить, чтобы набраться жизненного опыта, старшее поколение вторгается в деликатную сферу совместной жизни. Родителям не видна система взаимоотношений молодоженов изнутри. К тому же неизбежен «синдром тещи (свекрови)». Ведь растили же свою кровиночку, всю душу вкладывали, а теперь ее приходится отдать какому-то бармалею!

— И что же делать?
— Лучше всего реализовывать схему отношения с родителями по принципу «жить не вместе, но рядом». Желательно, чтобы родители находились в пределах досягаемости, чтобы к ним можно было бы обратиться за советом, попросить посидеть с маленьким ребенком, чтобы вся семья могла бы собраться вместе за праздничным столом. Но свои отношения молодым лучше выстраивать самостоятельно. Хуже всего, когда кто-то из супругов начинает выносить сор из избы, жалуясь отцу или матери на немощи второй половины. В результате родительская сторона начинает ненавидеть своего нового родственника. И эта ненависть на долгие годы.

Беседовал Тимур Щукин
Все фотографии

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Интервью"

12 августа 2014 Радость встречи Не так давно мы отмечали столетнюю годовщину со дня рождения любимого многими проповедника и богослова митрополита Сурожского Антония (Блума, 19.06.1914 – 04.08.2003). Его наследие не только не изучено, но и далеко не полностью издано. Предлагаем вашему вниманию нигде раньше не публиковавшееся интервью владыки, предоставленное нам руководителем сектора коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии Натальей Родомановой. Записанное восемнадцать лет назад в Лондоне, оно и сегодня свежо и своевременно. Потому что, по словам самого митрополита Антония, «если какая-нибудь фраза, действие Христово тебя вдруг ударит в душу так, что в тебе загорится сердце, - ты этого не предавай. И тогда запускается процесс: надо менять жизнь»... Умеем ли мы менять свою жизнь? Не предаем ли первой встречи с Богом? Для христиан всегда актуальны эти вопросы... ...