Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Хор на рубеже эпох

Уже много лет в самом центре Петербурга детскими голосами звучат византийские и древнерусские знаменные песнопения. Детско-юношеский хор имени святого Иоанна Дамаскина под руководством композитора, исследовательницы древних певческих традиций Ирины Болдышевой — самобытное явление в музыкальной истории города. В прошлом году хор отметил свое 30-летие, но по известным причинам отметить дату в срок не удалось — теперь празднование запланировано на конец текущего года.
Раздел: ПОДРОБНО
 Хор на рубеже эпох
Журнал: № 10 (октябрь) 2021Страницы: 36-41 Автор: Игорь Лунёв Опубликовано: 26 октября 2021

Хор по благословению

— Из книги Бытия мы знаем, что жизнь в человека вдохнул Бог. С этим Божественным дуновением обрели мы душу живую. Адам начал дышать, жить — мыслить, действовать, созерцать. Дыхание сопряжено с какими-то глубинными, сокровенными основами нашего бытия, а пение всецело основано на дыхании. Поэтому пение таинственно, глубоко и непостижимо связано с жизнью нашей души, — говорит Ирина Болдышева.

Сегодня хор Иоанна Дамаскина и певческая школа при нем — одни из самых известных в Санкт-Петербурге, а начиналось всё с 15-минутных занятий перед уроками Закона Божиего в воскресной школе вновь открывшегося храма. Еще раньше композитор и органист Ирина Болдышева получила благословение на работу с детьми от архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Она вспоминает, что поначалу не решалась браться за столь ответственное дело, но, увидев глаза пришедших детей, сразу нашла ниточку к их сердцам.

На занятиях Ирина Валентиновна не только обучает технике вокала, но, обращая внимание на разучиваемые тексты, старается донести до детей основы христианской веры:

— Текст каждого песнопения дает повод о многом поговорить. И все педагоги, трудящиеся для Господа, знают, как щедро Он подсказывает и вдохновляет, — говорит Ирина Болдышева.

В этой певческой школе кроме музыкальных предметов преподают Закон Божий, а также церковнославянский и греческий языки.

Прихожан Владимирского собора среди ребят отнюдь не большинство. На занятия приезжают дети со всего города и даже из пригородов. По словам Ирины Валентиновны, в последние лет 15 большинство приходящих в хор — это дети верующих родителей, а поначалу будущие певчие приходили, как правило, из семей, далеких от Церкви. Было немало случаев, когда родители воцерковлялись вслед за детьми.


Справка

Хор имени преподобного Иоанна Дамаскина выпустил уже 15 аудиоальбомов, на которых представлен обширный и уникальный репертуар — не только древние песнопения в расшифровках и переложениях для церковнославянского языка Ирины Болдышевой, но и её авторские произведения на стихи русских поэтов. Ириной Болдышевой написано уже более 100 сочинений для хора. Музыкальный критик Сергей Тухленков сказал о них так: «Органичность её музыки позволяет отнести почти каждую композицию к высшему творческому образцу. Лично меня поражает то, что дипломированный композитор, владеющий всей совокупностью музыкального языка от древних распевов до музыкального авангарда XX века, смог создать такое притягательное и чудное пространство простоты, лишенное всяческих ухищрений!» Вышло 14 нотных изданий с хоровыми произведениями Ирины Болдышевой (почти все — в издательстве Союза композиторов) и четыре сборника с созданными ею церковнославянскими переложениями византийских песнопений. Все они востребованы профессиональными и любительскими взрослыми и детскими хорами. Особенно стоит выделить впервые изданные в России ноты византийских песнопений Литургии и нотную антологию «Рождество Христово в песенной традиции православных народов». 



Монахов радость

В основном составе хора поют опытные, наиболее способные ребята, а школа состоит из нескольких подготовительных групп для детей разных возрастов. Хор не только регулярно поет за богослужениями, но и ездит в концертно-паломнические поездки, причем не только по России.

— Трижды мы с хором милостью Божией побывали на Святой Земле, — вспоминает Ирина Валентиновна. — Семь раз удостоились со старшими петь ночную Литургию у Гроба Господня. Монахи Святогробского братства искренне радовались, что мы поем византийские песнопения Литургии и на славянском, и на греческом языках. Иерусалимские христиане, мои друзья, молившиеся на этих службах, говорят, что не могут забыть их до сих пор. Пели мы Литургии и в Пещере Рождества Христова в Вифлееме, и в Горненском монастыре, и в Гефсимании — у Гробницы Божией Матери, и во многих других святых местах. Возможность молиться и петь на Святой Земле ни с чем нельзя сравнить, наши поездки туда — великий дар Божий.


Лица светлые, глаза скорбные

Хор побывал в Сербии, Черногории, Греции, Польше, Франции, Киргизии, Украине, Белоруссии. Давал концерты в филармониях и концертных залах разных городов России и за рубежом. И хористы, и их регент свидетельствуют, что особенно дороги и важны для них стали многократные поездки на фестиваль «Царские дни» в Екатеринбург.

Несколько лет назад вышел фильм режиссера Андрея Павловича об этом коллективе, он так и называется: «Хор имени Иоанна Дамаскина». Один из самых ярких фрагментов документальной ленты — рассказ о поездке хора в Косово.

— В Косово мы были в 2011 году, когда уже ни один сербский хор туда не ездил. Организацию поездки взяло на себя Российское посольство в Сербии, оно же обеспечило нас вооруженной охраной. То, что мы увидели, оставило впечатления навсегда. Сербский народ всю свою историю страдал, защищая свое право оставаться православным. И вот мы встречаемся с людьми — у кого брата убили, у кого мужа, у кого ребенка… Лица светлые, глаза скорбные, глубокие, полные любви… После этой поездки хористы очень повзрослели. Помню, на одном из косовских концертов вижу: мои поют и плачут. Поворачиваюсь к зрителям на поклон — и они плачут… А после было не расстаться — столько счастья во взаимном узнавании! Мы были в сербских анклавах, куда почти никто не приезжал, где люди живут в очень трудных условиях, во враждебном окружении. Сербы — очень благодарный народ, живо помнят всё, что сделала для них Россия. В какую бы страну мы ни поехали, детей, молодежь везде встречают тепло, — но любовь сербов буквально пронзила наши сердца, пробудила и преобразила.

 


Детская любовь к древним песнопениям

Главное в репертуаре хора — музыка богослужебная, а именно византийское и знаменное пение. Ирина Болдышева осознала его ценность ещё в 1990-е годы.

— Никаких учебников и пособий не было, необходимо было создать методику, — рассказывает она о тех временах. — Утром я преподавала в Консерватории на недавно открывшейся кафедре древнерусского певческого искусства, днем сидела в Публичной библиотеке, переписывая песнопения из древних рукописей для студентов, вечером шла во Владимирский собор к детям, делясь своими открытиями и с ними.

Ирина Валентиновна рассказывает, что дети стали на удивление глубже проникаться словами песнопений и даже перестали отвлекаться на занятиях. Уже несколько поколений хористов поют осмысленно, ценят и любят византийские и древнерусские песнопения, изучают их знаковые системы. Они чувствуют особую красоту древних распевов, мелодика которых вырастает из слова и позволяет лучше сосредоточиться на смысле богослужебных текстов, в которых изложено православное вероучение.

 

Справка

Методика преподавания церковного пения в школе основана именно на исследовании природы певческого слова. Ирина Валентиновна поясняет:

 — Древние распевы создавались святыми отцами так, чтобы пелось именно слово, а не мелодия. Его содержание, его смысловой вес среди других слов, его звуковая пластика в значительной степени определяют развитие мелодии в песнопении. Такое распевание слова делает его живым, действенным, дает ему крылья, чтобы оно летело от сердца к сердцу, от уст святых отцов к молящимся, и раскрывало свои смыслы. Конечно, требуется много труда, чтобы обрести культуру произнесения слова, соответствующую древней певческой традиции. Древнее пение невероятно выразительно, и при этом — целомудренно. В нем заложен канон, который удерживает проявление страстей. А ведь это большая проблема. Нередко люди думают, что если пение всколыхнуло их эмоции, значит, они хорошо помолились. Но святые отцы нас учат совсем другой, трезвенной молитве. Богослужение — это пир веры, а Церковь — любящая мать, которая усердно заботится, чтобы её дитя не ушло с этого пира голодным. Святые веками создавали соборно каноны церковных искусств, чтобы через высшие чувства — зрение (иконопись, архитектура, внутреннее убранство храма) и слух (священный язык богослужения, особый распев) душа наша наполнялась правдой и образами горнего мира, познавала Бога. Люди слышат древнее пение, и у них душа приникает к словам молитвы. Святым отцам, таким как Иоанн Дамаскин, было дано «расслышать» неуловимую словесную интонацию и вплести её в пение. Церковь заботилась о том, чтобы напитать своих чад непостижимым богатством святоотеческих мыслей, откровений и озарений, россыпями жемчужин лежащих в православной гимнографии; чтобы вдохновить их следовать за Христом. Отсюда и такое дивно бережное отношение распева к слову: не затенить, не забрать внимание на себя, дать время на осмысление более глубокого, труднопостигаемого, поддержать душу, когда в богослужениях Страстной седмицы она таинственно прикасается к Cтрастям Христовым… Когда занимаешься древним пением — в нем знаки (знамена) показывают тебе, как «прорисовать» каждое слово: какой слог облегчить, какой «потянути», какой «постояти», в какой степени подчеркнуть тот или иной ударный слог. И всё это не искусственно, но органично вытекает из природы слова, помогая восприятию смыслов богослужебного текста. В церковнославянском языке есть звательный падеж, в русском он, к сожалению, утрачен. Когда расскажешь о нём детям, они естественно чувствуют, что если мы произносим: «Богородице Дево», мы саму Матерь Божию зовем, и Она уже готова нам внимать! Совсем не трудно учителю в этот момент призвать детей и подростков к благоговейному и внимательному предстоянию сначала на спевке, а потом и на богослужении.   

   

Контраст византийского утра

Из недавних выступлений хора в нашей стране можно вспомнить участие во Всероссийском фестивале православных певческих традиций «Истоки».

— Для меня устроение духовной жизни в Санкт-Петербурге неразрывно связано с хором, носящим имя святого песнописца Иоанна Дамаскина, и с его бессменным руководителем Ириной Болдышевой — замечательным музыкантом и не менее замечательным православным человеком, — рассказывает председатель оргкомитета фестиваля протоиерей Димитрий Кулигин. — Хор отличает особый, отточенный за три десятилетия до возможного совершенства почерк исполнения, который не спутаешь ни с каким иным, бережное, я бы сказал даже целомудренное отношение к звуку, который рождается в благопочтении к исполняемым песнопениям, аутентично передавая тем самым строй древней молитвы. Этот хор — хор-эпоха: не в смысле протяженности по времени (хотя и в этом плане, заметьте: он существует уже 30 лет и на рубеже двух тысячелетий), а по своему внутреннему наполнению, по той неоспоримой значимости, которую отмечают его благодарные слушатели и сомолитвенники по всему миру.

Люди вырастают, в их жизни происходят всё новые и новые события, а хор имени преподобного Иоанна Дамаскина остается частью не только их прошлого, но и настоящего. Мария Смолева говорит, что до сих пор ориентируется в своей работе на полученный в те годы опыт:

— Хор — светлая страница моих детства и юности. В настоящее время, когда пою в храме, руковожу хором, пытаюсь рассказать ученикам воскресной школы или певчим о Боге, всегда думаю: «Как бы сказала Ирина Валентиновна?»

Анна Кириллова добавляет:

— Я благодарна хору за возможность учиться у такого педагога, как Ирина Валентиновна, выступать на концертах в России и за рубежом, встретить многих друзей и единомышленников, а главное — за возможность петь на богослужении и осваивать древнее церковное пение — византийскую и знаменную певческие традиции. Но не менее прекрасно погружение в византийскую атмосферу прямо здесь, в нашем храме, в центре Петербурга. Непередаваемо — ехать с ранней Литургии на занятия и понимать, что утро было таким наполненным, как будто ты уже прожил целый день. Этот контраст — между «византийским утром» и обычным распорядком дня — самое удивительное ощущение, которое никогда не становится привычным.

Многие воспитанники хора стали певчими и регентами, не только в Петербурге, но и в других городах, даже в других странах, некоторые стали священниками и монашествующими. Кому-то оказалось достаточно двух-трех лет обучения в певческой школе, чтобы поступить на регентское отделение Духовной семинарии, кто-то занимался в хоре в течение 15–20 лет, кто-то, повзрослев, остается рядом: бывшие хористы приводят в хор уже своих детей. Есть среди выпускников хора и те, кто, продолжая петь на клиросе, посвятил свою жизнь классической музыке, и после окончания Консерватории концертируют, преподают. Нескольких учеников Ирина Валентиновна подготовила к поступлению на кафедру древнерусского певческого искусства. Сама она так говорит о своей работе:

— Часто хочется больше, чем делаешь, — но просто по-человечески тебя не может на всё хватить. Иногда устанешь, иногда поленишься… Но всякий раз, когда не поленишься, — не пожалеешь, это всегда принесет по милости Божией плоды. Ведь, по слову апостола Павла, «Бог производит (в нас) и хотение, и действие по Своему благоволению». Вообще душа человеческая непостижимо премудро создана Богом! Общаясь с детьми, поражаешься, как велик потенциал святости в человеческой душе.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"