Камень целомудрия

На Смоленском православном кладбище нашли свое упокоение многие подвижники и молитвенники Российские, к которым не зарастает народная тропа. Одно из таких мест поклонения — захоронение протоиерея Александра Михайловича Косухина, почившего сто лет назад, 4 апреля 1912 года.
Журнал: № 3 (март) 2012Автор: Ирина Чернышова Опубликовано:
На Смоленском православном кладбище нашли свое упокоение многие подвижники и молитвенники Российские, к которым не зарастает народная тропа. Одно из таких мест поклонения — захоронение протоиерея Александра Михайловича Косухина, почившего сто лет назад, 4 апреля 1912 года.

По преданию, известному до сего дня немногим, это был великий подвижник и молитвенник, который помогал страждущим и повторил подвиг Серафима Саровского — моление на камне. 

Камень, на котором молился отец Александр, был встроен его духовными детьми в надгробную гранитную голгофу. Летом можно видеть, как подходят к могилке бабушки, снимают сандалии, прикладывают к камню ноги и через некоторое время уходят довольные.

Металлические кресты, воздвигнутые на голгофах, проржавели и грозили вот-вот упасть. Игумен Мстислав (Дячина), секретарь Санкт-Петербургской епархии, благословил восстановить кресты. Так началась работа по возвращению из небытия памяти о протоиерее Александре Косухине. Почти два года длились исследования, поиски в архивах и библиотеках по молитвам игумена Мстислава и протоиерея Иоанна Миронова. И все ахнули, что это был за батюшка!

Родился Александр Михайлович Косухин 20 октября 1857 года в селе Кезадра Вышневолоцкого уезда Тверской епархии в семье потомственного священника Михаила Косухина, служившего настоятелем храма Рождества Христова, расположенного в том же селе на высоком берегу озера Кезадра. Когда Александр достиг ученического возраста, отец определил его в Тверское Духовное училище, а затем в Тверскую Духовную семинарию. 

По окончании семинарии Александр поступил в Санкт-Петербургскую Духовную академию, после которой был рекомендован митрополитом Новгородским, Санкт-Петербургским и Финляндским Исидором к поступлению на службу в Учебный комитет при Священном Синоде и определен псаломщиком в церковь Святых отцев семи Вселенских Соборов.

Служба Александра Михайловича Косухина в Учебном комитете, под наблюдением которого находились все духовные семинарии и училища, пришлась на период серьезных реформ духовного образования, начавшихся в 1884 году. В частности в 1884 году был введен новый академический устав. Предстояла титаническая работа, за которую с усердием принялся Александр Михайлович. Талантливый аналитик и богослов, он успевал с большой ответственностью и смирением выполнять все поручения. Несмотря на огромный труд в учебном комитете, А.М. Косухин служил псаломщиком в церкви при Священном Синоде и вместе с тем состоял преподавателем Закона Божия в Санкт-Петербургской воскресной Андреевской школе. 

Общеизвестно, что в те времена людям не дворянского сословия очень сложно было достичь высоких чинов. Однако в 1886 году Александр Михайлович был произведен в титулярные советники, в 1889 — в коллежские асессоры, а с 1893 года он уже был надворным советником. 12 лет А.М. Косухин прослужил в Священном Синоде. Однако данные ему в юности откровения влекли его на службу к Престолу Господню: «Взглянув на небо, увидел Тайную Вечерю в живых лицах. Между Святыми Апостолами шел совет, для меня не слышный, — Се Господь Иисус Христос в слышание мое рек — Божественные Сладчайшие словеса — Примите, ядите, сие есть тело Мое... и пейте от нея вси, сия есть кровь Моя. И затем благоволил Пречистою Своею Десницею указать на мя, грешного. Это было очень задолго до моего священства». (Из дневника отца Александра.)

19 марта 1895 года Александр Михайлович Косухин был рукоположен епископом Нарвским Никандром в сан священника и определен в Симеоновскую церковь. С тех пор каждый день отец Александр благоговейно служил Литургии, а по вечерам — молебны у чудотворной иконы «Троеручица» с чтением акафиста Божией Матери. 
 
Его духовная дочь писательница В. Микулич в своем очерке «Свет Мира» вспоминает: «Началась литургия. Служба у Симеония была всегда прекрасна. И чтецы, и дьякон, и прекрасные голоса хорошо спевшегося, смешанного хора не оставляли желать ничего лучшего. Сам отец Александр молился так сильно и искренно, что настроение молящихся всегда было повышенно и никакие непристойности вроде разговоров или хождения по Церкви не были мыслимы. Bce были рады и счастливы молиться внимательно и сосредоточенно».

В Рождество Христово 1898 года у отца Александра горлом пошла кровь. Тогда приехал отец Иоанн Кронштадтский, отслужил молебен, и священник встал: после этого он еще 14 лет служил у Престола. Отец Александр был духовным сыном, сомолитвенником и другом святого праведного Иоанна Кронштадтского. Понимая, как нужен отец Александр своей семье и пастве, праведный Иоанн Кронштадтский писал ему: «Умоляю тебя братскою моею любовью — беречь себя ради Бога и семьи твоей, да и чтущих тебя духовных детей твоих, не тратить слишком сил своих, не напрягать гортанных и дыхательных органов, которые у тебя слабы. Поезжай немедленно на дачу, отдохни, замени себя кем-либо. Говорят, что опять у тебя горлом пошла кровь…» 
 
Отец Александр часто молился вместе с Кронштадтским чудотворцем, неоднократно обращался к батюшке с вопросами и пользовался его наставлениями и советами. Вот как он сам говорит об этом в своем дневнике: «Тогда же спрашивал дорогого отца Иоанна о том, что многие ко мне обращаются в недугах за благословением, и свидетельствуют, и сам я замечаю, — получают или исцеление или облегчение недугов, то надо ли мне делать это или отказывать? Отец Иоанн сказал: „надо делать, дабы поддержать веру пасомых, ибо все дается по вере“».

А вот запись беседы из того же дневника: «Вопрос. Раньше молился на камне, чтоб стяжать целомудрие, можно ли продолжать это, ибо с болезни я оставил? Ответ. „Молился, чтобы удручать плоть? — Можно продолжать“».

За терпение, смирение и благочестие Господь наделил отца Александра Косухина даром исцеления недугов: «Сколь дивны милости Твоя, Господи, ко мне — многогрешному Иерею. Ты даровал еси мне туне благодать Твою на исцеление недугов. Многие свидетельствуют, многие приносят мне благодарение в исцелении или облегчении болезней. Но Боже, Боже мой Милосердый, Твоим именем, Твоею всемогущею силою, Твоею благодатью сия содеваются. Тебе, Господи, благодарение и поклонение и слава подобает во вся роды века веков» (Из дневника отца Александра).
Отец Иоанн Кронштадтский с большой любовью относился к отцу Александру, называл его молитвенником и говорил ему: «А Вы-то и сами священник, и лучше меня молитесь».

Отец Александр вел аскетическую жизнь: «С первых дней своего священства он испросил разрешения проделать ход из своей квартиры на чердак, — писала одна из духовных дочерей Косухина в газете «Известия по Санкт-Петербургской Епархии», издаваемой при журнале «Отдых Христианина» (№ 9 за 1912 год), — где и устроил себе отдельный уединенный уголок и там предавался молитве, как единственному утешению. Только после смерти узнали, что это была за вышка, на которой молился батюшка и что она из себя представляла?! Когда вы подниметесь по узкой лестнице, то увидите узкий и маленький темный коридор. При входе в маленькую узкую комнату, прежде всего вы увидите на окне образ Воскресения Христова, на стене Нерукотворный образ Спасителя, по углам — шкафики «угольники» наполненные образами, в переднем углу — аналой, на нем крест, евангелие и епитрахиль. На полу перед аналоем камень — камень, покрытый ветхим ковриком, по стенам стоят этажерки с церковными книгами, маленький столик, на котором лежало много акафистов; перед иконами — лампады. Во всей комнате три стула и маленькое кресло, затем шерстяной красный занавес, отделявший отшельническую убогую кровать подвижника-батюшки от комнаты. И вот здесь, среди этой убогой обстановки отшельника, изливал в молитвах к Богу свою душу пастырь-подвижник, почивший отец Александр».

Скончался он 22 марта (по старому стилю) 1912 года, на 55-м году жизни после продолжительной болезни. Начал служить батюшка в Великий Четверг и скончался в Великий Четверг: «Хоронили его на святой неделе при большом скоплении народа. Церковь была переполнена молящимися. За стенами церкви тоже все росла толпа разнородного люда, несметная толпа, запрудившая две улицы и препятствующая движению экипажей и пешеходов. Конные и пешие жандармы усердно водворяли порядок. Многие прохожие с удивлением спрашивали: — «Кого это так хоронят?» И большинство впервые слышало имя протоиерея Александра Косухина. Шли мы все по богатым и людным улицам; литии служили у Казанского и у Исаакиевского соборов; потом перешли Неву... А на Смоленском кладбище, в двух шагах от часовни блаженной Ксении, под высокой, развесистой березой, нас ждала раскрытая могила, вырытая подле могилы жены отца Александра, скончавшейся в 1905 г.» (В. Микулич).

Похоронен отец Александр был в камилавке, подаренной святым праведным Иоанном Кронштадтским: «Один священник рассказывал мне, — говорил священник Николай Вертоградский, — что он был свидетелем того, как батюшка отец Иоанн подарил отцу Александру свою камилавку. Отец Александр был вне себя от восторга. И теперь в этой камилавке с головы батюшки, как бы в его напутствии в мир иной, лежит отец Александр во гробе. И я уповаю, возлюбленный собрат наш, что святая душа батюшки отца Иоанна встретит тебя в ином мире, поможет тебе в прохождении страшных мытарств и отгонит от тебя страшные лица демонские. Кланяйся от нас дорогому батюшке. Желаем тебе быть вблизи его там, как ты недалек был ему по духу здесь».

Письма святого праведного Иоанна Кронштадтского к отцу Александру Косухину

Любезный, дорогой во Христе брат и друг
Александр Михайлович!
Умоляю тебя братскою моею любовью — беречь себя ради Бога и семьи твоей, да и чтущих тебя духовных детей твоих, не тратить слишком сил своих, не напрягать гортанных и дыхательных органов, которые у тебя слабы. Поезжай немедленно на дачу, отдохни, замени себя кем-либо. Говорят, что опять у тебя горлом пошла кровь.
Дай Бог, чтобы это была кровь лишняя, ненужная для организма, извергаемая целесообразно природою и экономией. А если она насильственная, болезненно исторгающаяся из легких? — Тогда это не хорошо и обличает твое излишнее рвение.
— До свидания, — я направился в путь далекий. Помоли за меня Господа, Которому мы с тобою служим.
Кланяюсь тебе и жене твоей и братии вашей и моей.
Протоиерей Иоанн Сергиев.
Пароход «Любезный».
26 Мая 1899 г.




Дорогой собрат отец Александр Михайлович!

Поздравляю тебя с милостью Божиею и — прекращением кровотечения. Но вы крайне слабы от потери крови. Вам необходимо наилучшее питание, и пост вам запрещается, т. е. постная пища. Вы должны есть молоко и яйца.
Пост теперь для вас — убийство. Вспомни премудрое учение Господа о ризе ветхой и о мехах ветхих. Эта риза ветхая — твоя плоть изможденная, обессиленная кровоизлиянием; эти меха ветхие — опять же твоя плоть. Когда поправишься совсем, тогда постись. А теперь — нет.
И Господь и церковь повелевают тебе поддерживать свои физические силы хорошим питанием.
Служить тебе до Рождества нельзя. А там Бог даст — окрылатеешь, как орел.
Присылаю тебе в дар мой теплый подрясник. Носи на здоровье!
Почитающий тебя собрат во Христе
Протоиерей Иоанн Сергиев.
16 Ноября 1899 г.



Дорогой собрат Александр Михайлович!

Молюсь за твое драгоценное здоровье.
Молю и тебя беречь себя, и легкие свои не напрягать сильно в их болезненном состоянии. При наступлении очереди, в случае немощи, — прошу заменяться здоровыми священниками.
Кланяюсь тебе и жене и братски целую.

Протоиерей Иоанн Сергиев.



14 Января 1900 г.
Досточтимый друг отец Александр Михайлович!

Шлю тебе мой сердечный привет с парохода, на коем путешествовал, — и всей душой желаю тебе восстановления твоих физических сил — духовные, надеюсь, у тебя нормальны. Кланяюсь твоей жене, Вере Александровне, и ей желаю благодушествовать. Скоро я возвращаюсь в Кронштадт — в конце Июля или в начале Августа. Мое путешествие было вполне благополучно. Часто служил Литургии во всех городах по пути.
Главное мое дело было освятить женскую обитель с церковью, — что я и совершил помощию Божией.
Остаюсь доволен всеми постройками и сестрами. Как ваше здоровье — улучшилось ли? Веселее ли вы, сильнее ли, бодрее ли? Дай Бог вскоре увидеться.
До свидания.

Протоиерей Иоанн Сергиев.
18 Июля 1900 г.





Добрейший отец Александр Михайлович!

Все доброжелатели ваши, между коими и я — от души советуют тебе взять продолжительный отпуск для поправления вашего слабого здоровья, чтобы не возвращаться постоянно к своей чередной. Подумайте, какую пользу вы можете принести себе и семейству — поберегите тщательно свое здоровье в летние месяцы. Начальство хорошо знает, что отпуск ваш — не прихоть, а вопиющая потребность.
Ей, друже и брате, — береги данный тебе от Бога талант жизни, чтобы умножить таланты благополучия себе, жене и детям и всем, тебя ценящим и любящим: ибо в столице многие тебя истинно ценят и любят.
Я написал тебе, дорогой брат, несколько строк надеясь, что ты не бросишь их за спину.
Братски целую тебя.
Вспомни, как часто мы предстояли в благоговении одному Престолу благодати.
Твой собрат и почитатель
Протоиерей Иоанн Сергиев.
31 Мая 1901 года.



Письмо отца Александра.

Дорогой мой наставник и отец, Иоанн Ильич!
Премного благодарю Вас за присланный мне, дорогой батюшка, теплый подрясник и Ваши отеческие наставления. Твердо верю, что Вашими устами Сам Бог говорит, и я в точности исполню все то, о чем Вы написали мне: о вкушении пищи и служении.
Прочитав письмо Ваше, я тотчас же оставил постную пищу и принялся за молоко и прочее, а надев подрясник Ваш, я сразу почувствовал распространившуюся по всему телу моему благодатную теплоту. Служить не буду до Рождества, как Вы мне писали.
Помоги Вам, Господи, во всем, дорогой мой отец и наставник, и ниспошли Вам доброго здравия.
Я непрестанно молю о Вас Бога и Царицу Небесную. Усердно прошу Вас — молить Бога и за меня, немощного.
Умоляю Вас, дорогой батюшка, навестите меня в день моего Ангела, 23-го Ноября.
Вашего Высокопреподобия глубоко любящий, сыновне преданный и всегда благодарный.
Иерей Симеоновской церкви
Александр Косухин.
С.-Петербурга, 17 Ноября 1899 г.


Поделиться

29 марта, пятница
rss

№ 3 (март) 2012

Обложка

Тема номера:Христианский ответ на национальный вопрос