К святыням Северной земли

Старая Ладога, Зеленец … Когда-то эти земли относились к Новгородской епархии, а сейчас это Санкт-Петербургская митрополия. Это еще одно подтверждение факта, что церковная жизнь в нашей епархии возникла задолго до синодального периода: обители Северной земли — самая настоящая седая древность. Об этом и призван рассказать новый паломнический маршрут «Обители Северной земли».
Раздел: ПОДРОБНО
К святыням  Северной земли
Храм Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе
Журнал: № 06 (июнь) 2022Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Андрей Петров Опубликовано: 24 июня 2022

Самый древний храм

Первая поездка по маршруту состоялась 6 мая. Организатор — паломническая служба Староладожского Никольского монастыря по согласованию со Староладожским Свято-­Успенским и Свято-­Троицким Зеленецким монастырями. Поездка уникальна — это редкая возможность посетить сразу три обители, познакомиться с жизнью каждой из них, помолиться перед святынями, включая мощи преподобного Мартирия Зеленецкого.

Автобус отправился в путь от станции метро «Площадь Александра Невского». Здесь паломников лично напутствовал настоятель Староладожского Никольского монастыря игумен Филарет (Пряшников).

— Видя, как десятки автобусов каждый день едут в Тихвинский Успенский и Александро-­Свирский монастыри, я задумался — почему о монастырях в Старой Ладоге, а тем более  о Зеленецком монастыре, где хранятся мощи выдающегося подвижника веры, люди так мало знают? — говорит отец Филарет. — Ведь иногда даже от петербуржцев, когда мы проводили просветительские мероприятия в городе, я слышал: «Где находится ваш монастырь? Надо же — всю жизнь здесь живем и никогда о нем не слышали…» Наша цель — чтобы как можно больше людей соприкоснулись с духовным наследием Святой Руси: это наша древность, наши истоки. Это не только моя идея — монастыри, которые участвуют в нашем проекте, тоже заинтересованы в том, чтобы как можно больше людей к ним приезжали.

Вторую часть паломников забрали на станции метро «Улица Дыбенко». Группу сопровождала экскурсовод Наталья Сервие. В автобусе можно было написать записки, чтобы не тратить на это время в монастырях.

Первый пункт программы — знакомство со Староладожским Свято-­Успенским девичьим монастырем, одной из древнейших обителей Северо-­Запада России: ей больше 900 лет. В монастырской трапезной паломников ждал завтрак, затем насельница монастыря инокиня Иоанна провела экскурсию. 

По преданию, основала обитель шведская принцесса Христина, жена князя Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха. Успенский храм XII века восстановлен, в нем частично сохранились фрески. Поскольку храм летний, в нем нет отопления, богослужения совершаются в основном на престольный праздник. Другие дошедшие до нас монастырские здания построены в XIX веке по проекту знаменитого архитектора Василия Горностаева. Один из сестринских корпусов разрушен, восстановить его нельзя, а разобрать не разрешают — памятник архитектуры.

Староладожский Никольский мужской монастырь
Староладожский Никольский мужской монастырь


Исторические личности

Богослужения совершаются в домовом Крестовоздвиженском храме, который находится в бывшем больничном корпусе. В обители особо чтут память настоятельницы схиигумении Евпраксии (Нахотининой; 1733–1823), прославившейся праведной жизнью и многими чудесами. В 1718 году в монастырь была переведена из Суздаля первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина, в иночестве Елена. Она пробыла здесь вплоть до смерти Петра I в 1725 году. На месте её келии сейчас находится деревянный домик. Обитель начали восстанавливать в 2005 году. В Крестовоздвиженском храме паломники приложились к мощам великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского и святых жен Дивеевских, преподобных Арсения Коневского и Антипы Валаамского, преподобномученицы Марии Гатчинской.

Затем паломники отправились к собору Рождества Иоанна Предтечи на Малышевой горе, построенному в XVII веке. В свое время это был главный храм Старой Ладоги, вокруг храма располагался не сохранившийся Иоанновский монастырь. В настоящее время храм приписан к Староладожскому Никольскому мужскому монастырю, летом здесь совершаются богослужения. В куполе сохранилась часть росписей. Современное убранство храма создано на пожертвования местных жителей; интересно, что пространство между иконами не расписано, а покрыто вручную вышитым бархатом.

С горы открывается дивный вид на Волхов, а у подножья её находится источник святой Параскевы Пятницы с купальней, где окунулись наиболее смелые из группы.

Вид через ворота на Зеленецкий монастырь
Вид через ворота на Зеленецкий монастырь


Расстрелянные иконы

Завершилось пребывание в Старой Ладоге посещением Староладожского Никольского мужского монастыря. В монастырском кафе группу ждал обед. Паломники побывали в восстановленном храме святителя Иоанна Златоуста, а также в монастырском музее, узнали об истории монастыря, о плачевной судьбе старинного Никольского собора, который долгие десятилетия ждет своего восстановления. Экскурсию по обители и музею провела Наталья Сервие. Экспонаты для музейной коллекции в основном приносят местные жители, ­что-то получено в дар. Здесь находится икона Богоматери, написанная на листе железа, одна из тех, что располагались на наружной стене храма святителя Иоанна Златоуста. Она хранит следы пуль — в годы поругания монастыря в советское время служила «мишенью» для красноармейцев. Наталья рассказала о драматичной судьбе еще одной иконы — чтимого образа Богоматери Черниговской-­Гефсиманской. Образ этот был тоже прострелен, а также поврежден топором. Икона находилась в доме неверующих людей, где ей не выказывалось никакого уважения, даже наоборот: икона «плакала» черными слезами, и в этом видели дурной знак. Родственник «хозяев» иконы, прихожанин монастыря, рассказал о её судьбе тогдашнему настоятелю архимандриту Варфоломею (Чупову; 1957–2020), и в 2004 году образ был выкуплен, отреставрирован и помещен на почетное место в храме святителя Иоанна Златоуста.Инокиня Иоанна проводит экскурсию по Успенскому девичьему монастырю

Инокиня Иоанна проводит экскурсию по Успенскому девичьему монастырю

«Хочу изучать деревню…»

Часть экспозиции посвящена примечательной личности здешнего края — художнику Василию Максимову (1844–1911). Он был из крестьянской семьи, жил в селе Лопино на противоположном берегу Волхова, учился в школе при монастыре. Школа для крестьянских детей была бесплатной, но образование в ней давали на высшем уровне, выпускники могли спокойно продолжать обучение в Петербурге. Василий поступил в Академию художеств, учился вместе с Репиным, и тот говорил о Максимове, что он был «один из первой десятки».

Максимов заканчивает академию за три года. Ему предлагают участвовать в конкурсе на золотую медаль, он отказывается: победитель, по тогдашним правилам, должен был уехать за границу и там продолжать образование, а Максимов не хотел уезжать. Он говорил: «Я хочу остаться здесь, изучать деревню, все её скорби, все её нужды, которых никто не знает».

Умер художник в 1911 году, отпевали его в Академии художеств. Исполняя волю покойного, похоронили его на родине. Гроб привезли по железной дороге, было это в начале декабря, Волхов только встал. Лошади не смогли бы перебраться на тот берег, и крестьяне из села Лопино переходят Волхов, простукивая лед палками, и перевозят гроб. На противоположном берегу они несут гроб на руках до храма святого Василия Кесарийского (от него теперь остались лишь развалины). Дочь художника Ариадна вспоминает: «Могила была приготовлена как раз на том месте, где отец написал самого себя. На кладбище, возле могилы родителей. Картина называлась „Опять на родине“».

Картины Василия Максимова хранятся во многих российских собраниях живописи, в том числе в Русском музее и Третьяковской галерее. Самые известные из них — «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Больной муж», «Всё в прошлом». В монастырском музее мечтают о выставке художника.


Рядом с преподобным

У мощей преподобного Мартирия Зеленецкого
У мощей преподобного Мартирия Зеленецкого

Последним пунктом паломнической поездки было посещение Свято-­Троицкого Зеленецкого монастыря, первые упоминания о котором датируются XVI веком. Духовник монастыря иеромонах Иоанн (Сёмин) совершил молебен перед ракой с мощами основателя обители преподобного Мартирия Зеленецкого. Расцвет этого монастыря связан с именем митрополита Новгородского Корнилия, здешнего же постриженика. Попечением митрополита Корнилия Зеленецкий монастырь в 80‑х годах XVII века был полностью отстроен в камне. Похоронен митрополит рядом с ракой преподобного Мартирия. Общецерковное почитание преподобного Мартирия связано с именем императрицы Елизаветы Петровны, посетившей обитель в 1747 году. Судьба Зеленецкого монастыря в ХХ веке типична: в 1930‑е он был закрыт, в его зданиях размещались различные организации, с середины 1970‑х он пустовал. Возрождение монашеской жизни началось в 1990‑е. После чаепития в монастырской трапезной — возможно, именно там, где принимали императрицу Елизавету Петровну, — группа отправилась домой, в Санкт-­Петербург.


Поездки будут проводиться в первую и последнюю неделю каждого месяца лета. Записаться можно на сайте Староладожского Никольского монастыря. nikmonas.ru


Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"