Искусство делает свободным

Господь Бог наделил человека, созданного по Его образу и подобию, способностью творить. Потребность в творческой реализации становится для нас одной из важнейших, как только удовлетворена потребность в пище и безопасности. Неудивительно, что и восприятие искусства, и участие в создании художественных произведений оказывает благотворное воздействие на тех, кто по собственной ли вине, по воле ли злого случая оказался за решеткой. Помочь людям вновь почувствовать свою ценность, обрести спокойствие и уверенность в себе призван проект «Арт-терапия в пенитенциарной системе при оказании психологической помощи заключенным».
Осужденные обещают следить за росписью, приводить её в порядок. Ждут тёплых дней
Журнал: № 02 (февраль) 2021Автор: Татьяна КириллинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 20 февраля 2021

Дорога к цвету

В рамках проекта в СИЗО-5 была открыта постоянно действующая галерея живописи, составленная из репродукций картин Русского музея. Первой экспозицией галереи стала выставка «Женские образы в русском изобразительном искусстве». Открывает галерею икона Божией Матери «Умиление» (Белозерская) XII века. Но в основном изображения — светские: портреты как императриц и светских дам, так и женщин из народа. Здесь известные картины Дмитрия Левицкого, Владимира Боровиковского, Ореста Кипренского, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева, Юрия Самохвалова и других художников. Примечательно, что в пояснительных текстах приводятся сведения не только о художниках, но и о портретируемых. Акцент — на непростых судьбах многих из них, с тем чтобы женщины-подследственные могли увидеть за привлекательной внешностью и богатым нарядом не очень счастливого, претерпевающего различные трудности человека. Рассказывают и о судьбах художников, например о том, что Борис Кустодиев бóльшую часть жизни был прикован к инвалидному креслу, а Зинаида Серебрякова — навсегда разлучена с двумя из четверых своих детей и умерла в эмиграции.

Перед открытием экспозиции 17 декабря молебен на начало всякого доброго дела совершил председатель епархиального отдела по тюремному служению протоиерей Олег Скоморох в сослужении настоятеля храма-часовни святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в СИЗО-5 протоиерея Георгия Сычёва.

— Это начинание очень важно, оно хорошо будет влиять в целом на обстановку, которая очень непроста и с психологической, и с духовной, и с культурной точек зрения, — делится впечатлениями отец Олег. — Люди в местах лишения свободы, особенно в СИЗО, находятся в стесненных условиях, в стрессовом состоянии, и любую возможность облегчить положение человека, находящегося в камере, необходимо использовать. В рамках арт-проекта появилась такая уникальная возможность: вообще-то правилами внутреннего распорядка размещение любых изображений на стенах в СИЗО запрещено, мы, например, иконы не можем разместить из-за этого в камерах. Эти картины выполняют много разных задач: и глаз радуют, и говорят о богатстве русской культуры. Коридоры СИЗО нечасто посещаются подследственными. В основном они находятся в камерах, а в коридор попадают, только когда их оттуда выводят — на прогулку, на свидание, на следствие. Каждый из этих моментов хорошо использовать, чтобы снять стресс и приобщить к высокому. В «Крестах», где начинался наш проект, экспозиция была больше, потому что там и пространства больше, а нынешняя экспозиция — небольшая, но назначение свое — снять остроту внутренних отношений, неизбежную при камерном режиме, — эти картины выполняют. Кроме того, большинство подследственных и осужденных вряд ли когда-то в своей жизни доходили до Русского музея. Мы ожидаем, что выставка будет способствовать не только повышению культурного уровня, но и обращению к духовной жизни: задумавшись о прекрасном, о вечном, человек, в конечном итоге, задумается о Боге и спасении души.

Протоиерей Олег Скоморох совершает молебен в день открытия экспозиции в СИЗО-5. 17 ноября 2020 года. Фото предоставлено организаторами
Протоиерей Олег Скоморох совершает молебен в день открытия экспозиции в СИЗО-5. 17 ноября 2020 года. Фото предоставлено организаторами


Замдиректора Русского музея по развитию просветительской и образовательной деятельности Анна Цветкова напомнила, что среди проектов, которые постоянно реализует Русский музей, — программа «Доступная среда»: репродукции картин размещаются на улицах города. «Мы стремимся создать возможность для знакомства с экспонатами нашего музея всем, независимо от социального статуса и физических возможностей», — отметила она и выразила надежду, что женщины, которые увидят эти работы, смогут поверить, что тяжелые времена рано или поздно закончатся.

Впервые подобная акция состоялась в 2014 году в СИЗО-1 «Кресты» — тогда Русский музей и Православный центр духовного возрождения передали в изолятор более ста репродукций картин великих мастеров живописи. Автором идеи и инициатором её реализации выступил член попечительского совета СИЗО-5, член Союза православных предпринимателей бизнесмен Владимир Митрофанов.

— Репродукции картин размещаются в самых разных местах: в Москве на автобусах, в Питере на стенах домов, — говорит Владимир Валентинович. — Возникла идея соединить возможности Православного центра духовного возрождения, мои и Русского музея, сделать инновационный продукт для тех, кто ждет своего срока. Жизнь подследственных весьма отличается от жизни осужденных. Они крайне ограничены в своих действиях: могут только есть, спать, мыться, ходить на прогулки, к врачу, следователю и адвокату. Они сидят по шестнадцать человек в камере, ждут суда по четыре года и более. Небольшую часть этих людей отпустят до суда, часть — после суда. Но представьте себе — четыре года находиться в тесном общении с людьми, совершенно разными по возрасту, культурному уровню, воспитанию и так далее! Им нужно хотя бы что-то дать, какую-то отдушину. Неслучайно выставку в 2014 году в «Крестах» открывал митрополит Варсонофий. И это было первое мероприятие, куда он приехал как правящий архиерей нашей епархии. Кстати, часть этой экспозиции переехала в новые «Кресты», а половина осталась в старых «Крестах», поскольку в этом изоляторе еще находится какая-то часть подследственных.


Мастер-класс Гарри Зуха. Фото предоставлено организаторами
Мастер-класс Гарри Зуха. Фото предоставлено организаторами

 

Не просто коридор

— Что удалось сделать в СИЗО-5 в непростых условиях пандемии? — продолжает Владимир Митрофанов. — Здесь всего 25 картин. Они концентрированно даны в одном коридоре, мимо которого не удается пройти никому. И те, кто служат в тюрьме, и те, кто ждет срока, и осужденные из хозвзвода неизбежно ходят здесь. Союз православных предпринимателей вложил средства в покраску стен и приобретение освещения. В результате вместо сумрачного, темного коридора мы видим светлый коридор и цифровые копии картин, предоставленные Русским музеем. Это дает возможность проходящим здесь людям хотя бы на какое-то мгновение почувствовать себя людьми, а не просто заключенными. Этим проектом мы боремся и с сумраком в коридорах, и с сумраком в душе человека.

Руководитель проекта Светлана Геворская познакомилась с Владимиром Митрофановым в 2017 году. От него она и узнала об акции в 2014 году в «Крестах». Было решено развить этот проект и подать на конкурс только что организованного Фонда президентских грантов.

— Меня пригласили как специалиста по фандрайзингу в Санкт-Петербургскую епархию, по образованию и по роду своей деятельности я — продюсер, — говорит Светлана. — Стали думать, как подать заявку на конкурс и разработать социальный проект. Прошлая акция была осуществлена на спонсорские средства. А чтобы получить государственные деньги из Фонда президентских грантов, нужно прежде всего ответить на вопрос, зачем и кому это вообще нужно. Возникла идея использовать идею выставки в СИЗО-5 как арт-терапию для заключенных. Но на проект для Фонда президентских грантов это не очень тянуло, потому что нужна была конкретная социальная направленность, определенные благополучатели, если говорить специальным языком. Сначала у меня была идея соединить этот проект с театральным спектаклем, но не сложилось. К счастью, я познакомилась с художником Игорем Сукманским (Гарри Зухом) из Москвы, когда он делал персональную выставку в Музее современного искусства Санкт-Петербурга (МИСП). Во время выставки он представил международный проект «Арт-субботник». Суть его в том, что жители различных городов, уже не только в России, но и во многих странах, под его руководством разрисовывают унылые стены и собственными руками превращают мрачные пространства в произведение искусства. Мы решили осуществить подобную акцию в тюрьме, соединив её с размещением репродукций картин. Для экспозиции, поскольку изолятор женский, я придумала, что это будут не просто картины, а женские образы. Концепцию выставки и отбор картин из собрания Русского музея осуществила молодой искусствовед Ольга Деева.

— Почему так важно наряду с художественной акцией разместить и картины в коридоре? — уточняет Владимир Митрофанов. — Потому что в акции смогут участвовать только уже осужденные из хозвзвода. Люди, которые ждут срока, не могут участвовать — только смотреть. Они видят из окошка разрисованную стену, но сами участвовать не могут. А по коридору, мимо картин, они ходят каждый день.

Начальник СИЗО и замдиректора Русского музея дали согласие на участие в проекте. Проект должен быт начаться в мае, но пандемия внесла свои коррективы. Поначалу даже была задумка снять мастер-класс Гарри Зуха на видео и просто показать в изоляторе, но художник и его помощники сдали тесты на ковид, и им разрешили присутствовать лично.

Помимо осужденных женщин из хозвзвода в акции разрешили принять участие несовершеннолетним подросткам-подследственным:

— Руководство СИЗО было очень довольно: они признавались, что этих детей нечем занять, а они друг с другом ни о чем не разговаривают, кроме как о наркотиках. Любое занятие было кстати, а особенно творческое. Мальчикам очень понравилось, они кричали художнику: «Приходите к нам ещё!», — говорит Светлана. — И СИЗО, и УФСИН просили нас о продолжении. Мы задумали акцию в колпинской колонии для несовершеннолетних: хочу в этот раз поработать с Музеем современного искусства ХХ–ХХI века и с другими художниками.

Гарри Зух и его помощница на мастер-классе в СИЗО-5. Фото предоставлено организаторами

Гарри Зух и его помощница на мастер-классе в СИЗО-5. Фото предоставлено организаторами 


Людям это нужно

Одна из стен в прогулочной зоне для заключенных была изменена с помощью коллективной живописи под руководством художника Гарри Зуха. Участниками художественной акции стали содержащиеся в женском СИЗО-5 несовершеннолетние юноши и девушки, а также осужденные из хозвзвода: участники рисовали так называемых зуховских лошадок, ставших визитной карточкой художника. И обшарпанная стена преобразилась: её покрывают изображения диковинных зверей. Они только отчасти похожи на лошадей: некоторые напоминают кошек, собак, бегемотов, а то и вовсе неведомых зверушек.

— Акции «Арт-субботник» я провожу давно, только в Санкт-Петербурге в нынешнем году был третий, — рассказывает Гарри Зух. — Лошади — это «лицо» моих арт-субботников. В этом есть глубинный смысл: лошадь — друг человека, изображения лошадей мы находим на наскальных рисунках древних людей. Мысль о Боге у человека появилась, когда у него уже был помощник-лошадь, когда он мог более эффективно обрабатывать землю, у него появилось свободное время, он мог посидеть, подумать, и у него появилось ощущение Бога. Но человек тысячелетиями эксплуатировал этого своего друга. А у меня лошади, обратите внимание, — на свободе, на них нет сбруи, они могут свободно бегать. Это дань, которую мы отдаем природе.

На вопрос, какое ощущение у него осталось от акции в тюрьме, художник ответил так:

— Я волновался. Люди ограничены в свободе, прошли через испытания, внушала опасение сама обстановка тюрьмы: не сочтут ли заключенные это унижением? Непонятно было, какую степень свободы дадут нам. Но я понял, что начальник и персонал настроены доброжелательно. Когда моя команда прошла тестирование на ковид, мы получили возможность общаться с заключенными, и процесс пошел. Я понял, насколько это нужно людям, которые сидят там: женщины поначалу смущались, им было неудобно, а потом с настоящим азартом это делали. И мальчишки, которые сидят там и ждут приговора, некоторые очень домашние. Каждый из них попал в какую-то историю, многие оказались в тюрьме по трагической случайности. Я, конечно, не хочу останавливаться на раскрашивании стен и заборов, собираюсь еще раз приехать и заниматься с ними живописью, это уже практически согласовано. Создадим серию картин, и уже есть договоренность с Русским музеем, что мы эти картины там покажем. Жду, когда потеплеет, чтобы приехать. Они ждут, это им нужно, поэтому оставить их уже нельзя. Когда человек рисует, ему всё равно, где он находится, появляется внутренняя свобода и надежда на лучшее. Если у них хватит сил и веры в Бога, они вырвутся из этого порочного круга.

Мы поговорили с осужденными женщинами из хозвзвода, принимавшими участие в проекте.

— Нам сказали, что готовится проект, где мы будем рисовать лошадей, — говорит Татьяна. — Приехал московский художник, привезли краски. Мы стали раскрашивать лошадок, которые нарисовал на стене сам Гарри и его ассистент Екатерина Русских. Очень необычно, яркие краски, к тому же возможность долгое время быть на свежем воздухе. Большое пространство для творчества. Мы рисовали два дня, некоторых лошадок художник предложил нарисовать самим, так что среди нас — авторы и некоторых контуров тоже.

— Было неожиданно встретить такой проект в стенах тюрьмы, — дополняет Елена. — Мы привыкли, что здесь всё серое, бесцветное. Было очень приятно вносить каплю цвета в этот серый мир. Думаю, что людям, которые находятся в камерах напротив и видят эту стену из окна, это понравилось даже больше нас: они смотрели, что-то кричали в окна, смеялись… Не все «лошадки» похожи на лошадей, но художник сказал, что это всё лошади, просто они очень разные — пластичные, так сказать.

— Конечно, когда видишь свою лошадку, всегда думаешь: «Это я рисовала», и становится теплее на душе, — делится Наталья. — Все радуются, что внесли свою лепту в общее дело. Изображение останется после нас, а пока мы здесь, будем за ним следить. Нам краски оставили, будем подкрашивать, ухаживать, следить, облагораживать.

Женщины рассказывают, что деревья, которые растут у разрисованной стены, — это яблони и вишни, они плодоносят, и плоды очень вкусные. «Летом здесь хорошо… но дома лучше», — говорят они.

Член комиссии по досрочному освобождению Общественной палаты РФ психолог Кира Ипатова рассказала, что все проанкетированные участники (подозреваемые, осужденные и сотрудники) отметили позитивный эффект проведенных мероприятий, в особенности — сеанс коллективной живописи, предложенной Гарри Зухом. Такая практика впервые реализована в следственном изоляторе в России.

— Воздействие на психоэмоциональный фон осужденных и подследственных было комплексным: свою роль играет и восприятие художественных произведений, и совместное рисование, — рассказывает психолог. — Важен и предложенный художником образ лошади: он вызывает положительные эмоции, напоминает о дикой природе. А лицезрение художественных произведений, напротив, приобщает к мировой культуре. В результате уходят негативные эмоции, у людей формируется стремление к социальной адаптации.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"