Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Идеал и реальность в Русском музее

В Михайловском замке в марте открываются сразу две интересные выставки. Со 2 марта можно будет увидеть работы мастеров русского символизма на экспозиции «Виктор Борисов-Мусатов и мастера общества „Голубая роза“». С 30 марта — выставку графика Георгия Верейского.
Г. Верейский. Жатва. Дата неизвестна
Журнал: № 3 (март) 2017Автор: Мария Сухова Опубликовано: 1 марта 2017

Живописные рощи, обветшалые усадьбы, дамы в кринолинах по моде прошедших времен — на картинах Виктора Борисова-­Мусатова (1870–1905) разворачивается идеализированный мир старых «дворянских гнезд». Мир прошлого для художника бесконечно поэтичен, идеально прекрасен и потому почти неуловим. Борисов-Мусатов приходит к символизму как собственному стилю. Несмотря на то, что свои картины художник писал только с трех натурщиц, включая жену и сестру, его персонажи — не конкретные люди, а лирические образы, они обобщены и романтизированы. Прекрасные дамы словно застыли в неспешных позах, что производит впечатление вневременности происходящего. «Какая это эпоха?» — спросите вы. А это, знаете ли, просто красивая эпоха. Наконец-то я нашел форму мечты!», — писал художник в своем дневнике. Пастель и темпера, дающие нежные, приглушенные тона, стали излюбленными материалами мастера. Сквозь тонкий слой красок проступает фактура холста, что делает картины похожими на старинные гобелены.

Живопись Борисова-Мусатова объединила вокруг себя молодых художников-символистов: Павла Кузнецова, Николая Крымова, Сергея Судейкина, Николая Сапунова, Мартироса Сарьяна, Петра Бромирского, Петра Уткина, братьев Милиоти и других. Эмблемой своего объединения они выбрали голубую розу и провозгласили Борисова-Мусатова своим идейным лидером. Любовь художника к оттенкам синего цвета выражала поэтическую мечту о несбыточно-прекрасном, по аналогии с «голубым цветком» Новалиса. Для символистов цвет неба и воды стал еще олицетворением чистоты и духовности.

В 1907 году, спустя два года после смерти Борисова-Мусатова, в Москве состоялась выставка символистов под названием «Голубая роза», после которой это название закрепилось за участниками творческого объединения. Работы молодых художников отличались нежными, дымчатыми красками и зыбкими, ускользающими формами, передающими иллюзорную реальность.

Выставка произвела настоящий фурор и породила горячую полемику среди интеллигенции и художественных критиков. Одни призывали художников «выйти из царства теней в солнечный мир реальности», другие отстаивали право художников на самобытность, называя их стиль новым словом в русском искусстве.

«Голубая роза» просуществовала недолго: в 1910 году объединение распалось. После плодотворного сотрудничества художники разошлись каждый по своему творческому пути. «Голубая роза» стала не только вехой в творчестве участников объединения, но и представляет собою уникальное явление в культурной жизни России начала ХХ века.

Выставка показывает творчество Борисова-Мусатова и развитие его идей в деятельности общества «Голубая роза». Экспозиция открывается спустя 110 лет после первой выставки творческого объединения. Наряду с произведениями крупных мастеров, классиков русской живописи, будут показаны работы художников, чьи картины и рисунки редко встречаются в музейных и частных собраниях. Экспозицию составят около 80 живописных и графических работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и частных коллекций Петербурга.

Словно в противовес идеализированным, будто сотканным из воздуха, образам «Голубой розы» в Русском музее будут выставлены работы классика советской графики Георгия Верейского (1886‒1962). Он не получил систематического художественного образования, однако продолжал традиции общества «Мир искусства». В 1920-е годы Верейский был хранителем отдела гравюр Государственного Эрмитажа. Его работы отличают четкие линии, точность характеристики модели, твердость рисунка. Прежде всего художник известен как автор портретов деятелей русской культуры: Александра Бенуа, Евгения Мравинского, Иосифа Орбели, Евгения Лансере, Веры Мухиной. Выставка впервые представит наследие художника столь полно, раскрывая все этапы его творчества. Кроме портретов можно будет увидеть малоизвестные изображения Ленинграда и Москвы, а также пейзажи. В экспозицию войдет около 150 графических произведений — рисунки, офорты, литографии и живописные работы художника из собрания Русского музея.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"

29 апреля, суббота
rss

Последний номер

№ 4 (апрель) 2017
Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
В новом формате. Клуб интеллектуального общения "Ортодокс"
Плоды "Причастия". Молодежная община Смольного собора
Улицы ждут. Александр Антонюк о проекте "Атриум"
Что такое современное миссионерство? Круглый стол о православной миссии в современном мире
Проповедь с чистого листа
СМЫСЛЫ И ОБРАЗЫ
Ленинская вера. Почему Володя Ульянов порвал с Церковью?
/ Имена / Человек своего революционного времени
/ Умный разговор / Отцы и деды: между зависимостью и разрывом. Психолог о том, как правильно выстроить отношения с дедушками и бабушками
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
Матушка с фотоаппаратом. Инокиня Ксения (Белова) и ее серьёзное хобби.
Больничная симфония. Храм святой Марии Магдалины в детской больнице № 2
Рокер у престола. Рассказ иерея Александра Видякина о себе
Еще вчера средь нас. Памяти Юрия Петровича Костыгова
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
«Путь независимости»: как избавиться от шопоголизма и трудоголизма
Выставки в апреле
Музыка в апреле