Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Войти как пользователь
  Войти      Регистрация
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Если бы не воскресная школа

В древности монастыри были культурными центрами. Только в древности? Вовсе нет. И в наше время дела обстоят не иначе. Если не верится, стоит отъехать куда-нибудь подальше от города, и это станет очевидным. Например, в поселке Ленинское Ленобласти воскресная школа при Константино-Еленинском женском монастыре стала именно таким оплотом культурной жизни округи.
Раздел: Служение
Если бы не воскресная  школа
Журнал: № 6 (июнь) 2013Автор: Марина ЛанскаяФотограф: Артемий Костров Опубликовано: 15 июня 2013
В древности монастыри были культурными центрами. Только в древности? Вовсе нет. И в наше время дела обстоят не иначе. Если не верится, стоит отъехать куда-нибудь подальше от города, и это станет очевидным. Например, в поселке Ленинское Ленобласти воскресная школа при Константино-Еленинском женском монастыре стала именно таким оплотом культурной жизни округи.

Мечты и реальность
Парадокс сочетания названий «Ленинское» и «Константино-Еленинский» будто повторяется в архитектуре этого населенного пункта. Здесь роскошные коттеджи за глухими заборами соседствуют с покосившимися избами, а нововозведенные развлекательные центры в виде усадеб — с не изменившимися с советских времен придорожными магазинчиками. И над всем этим разнообразием на красивом пригорке у озера — новенький монастырь. Семь лет назад из Новодевичьего монастыря, что на Московском проспекте, сюда приехали первые насельницы во главе с игуменьей Иларионой (Феоктистовой). Монахинь было всего пять. Примерно столько же было и детей в воскресной школе, которая к тому времени уже два года работала при храме равноапостольных Константина и Елены. Со свойственной ей добросовестностью матушка Илариона серьезно взялась за школу:

— Монашеское дело сугубо внутреннее, основательное. Школу хотелось сделать такой же — нацеленной на внутреннее содержание. Тратить силы на дело поверхностное нет смысла. Для чего существует воскресная школа? Для воцерковления детей и родителей. Говоря просто — хочется, чтобы все ощущали себя в храме не как посторонние, чтобы это был родной дом для души. А путь к этой цели не простой. Ведь как это представлялось в идеале? Что придут в нашу школу дети из воцерковленных семей, все православные, благочестивые. Да только это совершенная фантазия, как оказалось. Дети приходили сами — очень и очень разные. А причиной было то, что пойти тут больше и некуда.

5.jpg

У каждого своя причина
Общеобразовательная школа в поселке единственная. Учителей немного, возможностей для внеклассной работы и того меньше. Детям катастрофически не хватает внимания педагогов, элементарной организованности. Возлагать надежды на воспитание в семье здесь тоже оснований нет. Многие родители детьми не занимаются, есть совсем неблагополучные семейства. И отнюдь не вера, а простая детская жажда познаний, желание здорового досуга, поиск уютного места, добрых наставников и хороших друзей приводит ребят в монастырскую школу.

— Здесь всегда поддержат. Постоят за тебя в трудную минуту, — говорит 12‑летний Кирилл Метальников.

— В какую такую трудную минуту? — удивляюсь я, предполагая, что мальчик произносит шаблонные фразы.

— Есть свои ситуации в семье… печальные… Так вот, тут обязательно поддержат. Добрым словом, морально, материально. Всегда, — отвечает мальчуган, чуть смутившись…
А 14‑летняя Светлана Винклерис, кажется, в помощи не нуждается. Легка, весела, красива. У Светы были свои причины прийти сюда, свои ожидания:

— Мне здесь очень нравится: интересно, весело, хорошо, но главное, это занятия рисованием. Я люблю рисовать и ходила в кружок при школе, но там c нами совсем не занимались. Дадут тему и уходят… А здесь нас учат. И у меня уже стало хорошо получаться.

_KAF0003.jpg

Тане Николаевой тринадцать. В воскресную школу ходит давно, и не одна, а с братьями и сестрами. Всего их в семье пятеро. Татьяна рассуждает, как взрослая:

— Здесь гораздо лучше, чем на улице болтаться. Весь день мы заняты, а еще и на неделе приходим, многому учимся. Взять хотя бы английский. У меня такие проблемы были в школе, ничего не понимала и читать вообще не могла. А тут меня подтянули хорошо. Теперь и сестра стала ходить на английский.

Таня говорит просто и обстоятельно. Сложно и поверить, что еще несколько лет назад проблемы у нее были не только с английским, но и с русским: логопедические недостатки дополнялись страхом перед выражением своих мыслей, а уж при посторонних она и вовсе умолкала. Теперь Танина речь свободна, девочку не пугает даже корреспондент с диктофоном.

4].jpg

Кому спасибо?
Благодарить стоит внимательных педагогов и духовника школы иерея Дионисия Сизова, который неизменно отвечает своим подопечным душевным откликом.

— В организации воскресной школы главное — это люди. От них очень многое требуется: и вера, и терпение, и творческий подход, и педагогический талант. У нас сложился коллектив именно из таких людей, — считает матушка Илариона.

Директора воскресной школы Екатерину Юдкевич мы застали за работой. Она вместе с ребятами репетировала сцены из спектакля «Маленький принц». В главной роли семилетний Матвей. Текст знает назубок, как и все. Хотя вышколенными детей не назовешь: кажется, что большие роли выучиваются сами собой, а спектакль — лишь веселая игра.

— Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил, — говорит девочка – Лиса.

— Я в ответе за мою розу, — отвечает Матвей – Маленький принц.

— Быть человеком — это значит чувствовать, что ты за все в ответе, — добавляет не известный мне герой.

Этот персонаж появляется во всех важных местах спектакля и будто поясняет содержание книги, прибегая к словам «молитва», «вера», «Бог». Его нет в оригинале Экзюпери, но в спектакле он всегда оказывается к месту. Это ангел. Его пояснения и перевод текста на язык духовности, может, и не требуются опытному читателю. Но дети поселка Ленинский, в основном, вообще не читают, и им такой наглядный урок, разъясняющий нравственные истины, сокрытые в художественном произведении, просто необходим. В том, что они начинают читать, — тоже заслуга театральной студии при воскресной школе. Играть в спектаклях хотят все, вот и приходится браться за книги. А со временем развивается и вкус к чтению.

2.jpg

Вот на сцену выходит королева: походка величественная, жесты мягкие, речь плавная. Екатерина Юрьевна поправляет интонацию, чтобы реплики звучали по-королевски. Роль играет девочка, год назад совсем не говорившая по-русски. «Королева» по имени Карелия приехала в Ленинское из Молдавии и уже блещет на импровизированных подмостках. Каждая правильно сказанная ею фраза — труды педагога.

Правда, Екатерина Юрьевна считает успехи своих детей не собственной заслугой:

— У нас почти нет ребят, которых привели родители. Они приходят сами, самостоятельно, с искренним желанием заниматься, поэтому и результат есть. Когда человек сам принимает решение, он добросовестней ему следует.

Для Екатерины Юдкевич работа в школе — назначенное матушкой Иларионой послушание, давно ставшее делом жизни. В воскресенье занятия идут весь день. Еще — два вечера в будни. Но и в остальное время учитель и ученики не теряют друг друга из вида: директор школы принимает их не только в монастыре, но и у себя дома. Там же можно подтянуть сольфеджио или поучиться петь. В этом поможет дочь Екатерины Юрьевны — Мария Жучкова. Она тоже педагог воскресной школы, ведет здесь музыку для малышей и церковное пение для детей постарше. Мария твердо убеждена, что петь может любой ребенок. Все зависит только от усилий педагога. Если не поленится, то запоет и тот, кто убежден в собственной бездарности.

Чем заполнить пустоту
И все-таки воскресная школа это не дом культуры. Важнее всего развитие духовных, а не творческих задатков, а все остальное — лишь средство продвижения к этой цели, считает Екатерина Юдкевич:

— Театр, а как следствие — чтение классики, вынуждает детей задумываться над важными вопросами, размышлять, искать ответы. Еще у нас есть мастерская «Умелые ручки», включающая столярное дело, выжигание, рисование: акварель и пастель, роспись витражей, деревянных изделий, пасхальных яиц. Все это дает разнообразные навыки и учит трудиться. А если человек умеет работать руками, то ему легче заставить трудиться и свою душу.

Главные предметы в школе, несомненно, Закон Божий и литургика. Вы, наверное, думаете: «Может и главные, но, верно, самые скучные». Во всяком случае, я подумала именно так. Разубедили меня в этом сами дети. Уже упомянутый Кирилл Метальников, ребенок подвижный, смешливый и живой, неожиданно для меня признался, что Закон Божий его любимый урок:

— И совсем он не скучный. Много интересного рассказывают и задания дают любопытные. Мы там рассуждаем много. Очень интересно.

Этот главный предмет ведет, подходя к делу творчески и с душой, молодой диакон Димитрий Норкин. Уроки не всегда похожи на лекции. Чаще они проходят в форме вопросов и ответов. А вопросы у детей непростые. Например, спрашивают о смерти. Отец Димитрий не избегает никаких тем.

— Однажды мы писали размышление на тему «Что я хочу оставить после себя?». И отклик был неоднозначный. Многие дети настроены по-настоящему серьезно. Но одно сочинение меня особенно поразило. Пишет мальчик: «Я не знаю, что я хочу оставить после себя, потому что у меня в душе пусто». Вот для меня, как для преподавателя, такое признание — огромное поле деятельности. Пустоту, которую ребенок сумел в себе разглядеть, нужно попытаться заполнить верой в Бога.

1.jpg

По следам детей
Раз в месяц дети ходят на Литургию и причащаются. Сделать это без какого-либо участия родителей не так-то просто. Но в воскресной школе все давно поняли, что рассчитывать на семью в этом вопросе почти никогда не приходится. Поэтому обычно к Причастию дети ходят не с родителями, а с педагогами. Как уже говорилось, редко кого в школу, то есть и в храм, привела мама. Вот обратные ситуации встречаются чаще.

Даниил пришел в воскресную школу с классом: первая учительница оказалась верующей. Одноклассники, кроме еще одного, постепенно бросили занятия, а Даня остался. Приводила его сюда мама Анна. Сын не уставал напоминать ей: «Мама, надо перекреститься, проходя мимо храма». За Даней в школу отправился братик (это он и есть «маленький принц»), потом сестра, которой нет и трех лет. Анна признается:

— Если бы не воскресная школа, не Екатерина Юрьевна, в нашей семье не было бы Бога, ну или путь в Церковь был бы и дольше, и витиеватей.

Сейчас Даня прислуживает в алтаре. А все его домочадцы воцерковлены. И эта история не какая-то особенная, скорее типичная.

Трудно представить, как протекала бы жизнь этих детей (а на сегодня в воскресной школе около сорока учеников), если бы рядом не было монастыря. Хотя, может, и не трудно. Но это размышление не из приятных, равно как и знание, что поселков вроде Ленинского в стране еще множество. В них живут, зачастую, заброшенные и всеми забытые дети, которые вот-вот придут нам на смену. Чтобы потом они смогли строить достойное будущее, мы сейчас должны выстроить им доброе настоящее. 

Марина Ланская

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Служение"

22 февраля, среда
rss

Последний номер

№ 2 (февраль) 2017
Обложка