Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Единственный государев. Феодоровский собор в Царском Селе

«Феодоровских соборов много, а Феодоровский Государев — один», — любит повторять его настоятель епископ Царскосельский Маркелл. Может быть, сторонний наблюдатель и не согласится, что этот пушкинский храм уникален — но для прихожан он действительно неповторим. Судите сами: часто ли встретишь архиерея, столь близкого к своей пастве?
Раздел: Приход
Единственный государев. Феодоровский собор в Царском Селе
Журнал: № 3 (март) 2017Страницы: 32-37 Автор: Татьяна МазепинаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 10 марта 2017

ЛЮБИМЫЙ ХРАМ ИМПЕРАТОРА

Николай II не пропускал ни одной воскресной и праздничной службы в Феодоровском Государевом соборе Царского Села, если, конечно, находился в это время в своей любимой резиденции. «Служба была торжественная и замечательно красивая в нашем прелестном храме», — восклицает в своих дневниках государь император. У царской семьи был свой особый вход в храм — с правого крыльца. Многие хотели помолиться вместе с государем. Но мирян пускали только по билетам, получить их можно было у дворцового коменданта или ктитора собора.

История

Государев собор Собственного Его Величества Конвоя и Сводного пехотного полка, именно так он назывался изначально, был воздвигнут в 1912 году. Построен в неорусском стиле по проекту архитектора В. А. Покровского. Считается, что зодчий, готовя этот проект, вдохновлялся Благовещенским собором Московского Кремля. Рядом с храмом был возведен целый комплекс зданий в этом же стиле, получивший название Феодоровский городок. Роспись Пещерного храма Феодоровского собора была выполнена по образцам церкви Иоанна Предтечи «на Толчках» в Ярославле и Воскресенского храма Ростовского кремля. В верхнем храме расписать успели только колонны — на одну треть, растительным орнаментом. В 1917 году собор становится приходским храмом. (К этому моменту, а именно в 1914 году, церковь получила официальное название Феодоровский Государев собор). В 1922 году изымают его имущество. Часть убранства и облачений была передана в Екатерининский дворец-музей, а часть — в Русский музейный фонд. Закрыт в 1933 году. В верхнем храме был устроен кинозал, в нижнем — склад для хранения кинопленки. Во время Великой Отечественной войны храм сильно пострадал от обстрелов. Возвращен Церкви в 1991 году.



— Может показаться, что царь был далек от народа. Это совсем не так, — объясняет референт собора и администратор приходского сайта Ирина Горбачёва. — Он молился в храме вместе с полками, несшими службу по охране государя, а в дни говения царская семья уединялась для молитвы в Пещерном храме вместе с нижними чинами конвоя и полка. В своем дневнике император писал: «В 10.30 поехали к обедне. Так хорошо молиться в Феодоровском соборе с казаками и солдатами»(4.12.1916); «Христосовался с 700 человек…» (21.04.1907); «Перед завтраком христосовался со всеми служащими, а Аликс давала им фарфоровые яйца, сохранившиеся из прежних запасов. Всего было 135 человек» (1917). Не знаю как вам, а мне лично трудно представить себе современного высокопоставленного чиновника лобзающим свой коллектив на Пасху. Как минимум нужно очень любить людей — и уж, конечно, никем не гнушаться. Попасть на службу в охрану государя могли лишь лучшие представители русской армии и казачества, и критерием отбора служили не знатность рода, а доблесть, любовь к Отечеству и вера в Бога.

Но всем известно как трагически, практически в полном одиночестве, император и его семья окончили свою жизнь. Настоятель собора епископ Царскосельский Маркеллговорит, что когда он служит в соборе, не может не думать о том,сколько людей окружало царя, сколько военных его охраняло, но никого не оказалось рядом с ним в самом конце, кроме личного водителя — ни казаков, ни охраны:

— Невольно задумываешься, что то же самое происходило 2000 лет назад. Когда Спаситель входил в Иерусалим, люди возглашали ему: «Осанна!» А через несколько дней эти же люди кричали: «Распни! Распни Его!»


ТРУДНОСТИ РЕСТАВРАЦИИ

Сам владыка пришел в собор игуменом и «возрастал» вместе с возрождением храма.

Молельня императрицы Александры Феодоровны в любимом всей царской семьей пещерном храме преподобного Серафима Саровского
Молельня императрицы Александры Феодоровны в любимом всей царской семьей пещерном храме преподобного Серафима Саровского
 

— Государев собор был сильно руинирован. О серьезной реставрации мы могли лишь мечтать, поэтому основная задача была приспособить храм для богослужения. Денег хронически не хватало, многие работали, как говорится, «во славуБожию». Но этот соборный духовный порыв позволял ощутить близость Господа. Нередко бывало так: нужно 50 000 рублей (по курсу 1995 года) на очередной ремонт, помолимся вечером, а утром после Литургии находим в кружке ровно 50 000 рублей, — рассказывает Ирина Горбачёва, член общины с начала восстановления собора. — Нужны кастрюли в трапезную, посетуем, что денег взять негде, на следующий день приходит прихожанка и спрашивает: «Вам кастрюли не нужны?» Удивительное было время, в прямом смысле чудесное!

Вместо бумажных икон для нижнего храма отдали настоящие, изъятые при попытке вывезти их контрабандой под крышей поезда. Чудесным образом находили дорогу к храму иконы, бывшие здесь изначально, например два образа из пророческого ряда иконостаса верхнего храма. Но в результате самый большой вклад в реконструкцию храма внесла российская строительная компания ЛСР, лично Андрей Молчанов.

— Для меня ценно, что эти стены видели всё — старую историю, новую и новейшую, — делится настоятель. — Видите этот цвет, я сам его подбирал по образцу… — владыка показывает одно из многочисленных помещений нижнего храма Серафима Саровского.

Владыка Маркелл является настоятелем Феодоровского Государева собора уже 21 год
Владыка Маркелл является настоятелем Феодоровского Государева собора уже 21 год

Эта церковь, согласно планам храмоздателей, вообще могла не сохраниться до наших дней. Еще когда «большой» собор только проектировался, была построена временная церковь, освященная в честь дивеевского святого. По замыслу строителей, ей предстояло исчезнуть после завершения работ — но в итоге её полностью перенесли в нижний придел и сделали пещерным храмом.

— Когда мы начали служить в нижнем храме, на потолок пришлось натянуть сетку, чтобы кирпичи не падали людям не голову, — вспоминает владыка Маркелл. — А иконостас соорудили из фанеры. До Феодоровского Государева собора я семь лет служил в Спасо-Преображенском соборе. Он никогда не закрывался. Там было и тепло, и комфортно. А здесь мне приходилось поначалу оставаться ночевать в нижнем храме, спать на лавке с зажженным фонарем, чтобы отпугивать крыс.

Фотографий прежнего пещерного храма преподобного Серафима Саровского практически не сохранилось. Его воссоздавали заново
Фотографий прежнего пещерного храма преподобного Серафима Саровского практически не сохранилось. Его воссоздавали заново

ЦЕРКОВЬ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

Совмещать служение настоятеля собора и викарного епископа митрополии — непростое дело. Как и вначале, владыка по-прежнему вникает во все детали восстановления храма.

— Если владыки самого нет при каких-то работах, он просит сфотографировать и послать ему фото, — рассказывает чтец Алексей Гонтарчук. — Звонит узнать, как прошла служба, если из-за дел не может присутствовать сам.

После службы люди буквально «ловят» владыку в коридоре: у кого-то вопрос, кто-то делится переживаниями, другой предлагает помощь нуждающимся членам общины. Владыка разговаривает со всеми, его долго не хотят отпускать.

— Он часто сам замечает, когда что-то не так, и тут же хочет узнать, что случилось, — говорит чтец и иподиакон Алексей. — Расспрашивает, интересуется, дает совет.

Епископ Маркелл убежден, что часто именно в глазах простых людей можно увидеть настоящую сущность христианства. «Простые люди дают мне вдохновение на служение, — говорит он. — Я считаю, что Церковь — для людей, а не люди для Церкви».

Регент собора Наталья Медведь рассказывает: «Моя задача состоит в том, чтобы выучить с хором ноты, соотнести их с текстом и сделать из всего этого молитву»
Регент собора Наталья Медведь рассказывает: «Моя задача состоит в том, чтобы выучить с хором ноты, соотнести их с текстом и сделать из всего этого молитву»


ОБЩИНА В ОБЩЕНИИ И СЛУЖЕНИИ

Несмотря на то, что приходского дома у храма нет, приходская жизнь у него есть, и весьма активная. Хорошо развито социальное служение. Молодежь навещает больных прихожан и подопечных психоневрологического интерната в Петергофе, детские дома и многодетные семьи, нуждающиеся в помощи и духовной поддержке. Духовенство уже более 20 лет окормляет «Дом надежды на Горе» — реабилитационный центр для людей, страдающих алкогольной зависимостью. Приход был одним из соучредителей этого центра. Методика исцеления в «Доме надежды на Горе» строится на перемене сознания зависимого, что невозможно без личной встречи с Богом, стремления к Нему — в основу лечения положено воцерковление, катехизация. Владыка вместе с духовенством посещает и заключенных нескольких следственных изоляторов, в том числе знаменитых «Крестов». Окормляют они и узников, и сотрудников исправительных учреждений.

  

Продолжая традиции собора, владыка поддерживает связь и с другими учреждениями органов правопорядка, например с военной полицией, с Военным инженерно-техническим университетом, Академией тыла и транспорта. А Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулева присвоила ему звание почетного доктора; владыка также награжден медалями.

Кстати, владыка Маркелл — председатель епархиального отдела по взаимодействию со спортивными организациями. Сам он большой любитель футбола. Это увлечение сложилось еще во времена его учебы в Духовных школах, когда будущие священники играли с военными из расположенных неподалеку частей и учащимися спортивного техникума. Поэтому неудивительно, что именно епископ Маркелл — духовник епархиальной футбольной сборной.

— На самом деле футбол лишь повод для общения, — объясняет настоятель. — Святитель Николай Японский сказал: «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе». Прежде всего нужно сделать так, чтобы тебе доверяли. Образно говоря, чувствовать, когда человеку нужно предложить «стакан воды». Чтобы к Церкви было доверие, необходима самоотдача.

Регулярно проводятся турниры с командами других конфессий, со сборными Правительства Санкт-Петербурга, прокуратуры, актеров, врачей, детских колоний, реабилитационных центров, ветеранов, с зарубежными командами, сборными епархий многих городов, в том числе Москвы. Владыка общается и с игроками, и с фанатами. Перед выездными матчами фанаты приходят помолиться на службу в Казанский собор или в Александро-Невскую лавру. Во время самой игры к епископу может подойти любой болельщик, и порой бывает, что какой-нибудь фанат в порыве радости нарушает субординацию и приветствует епископа по-своему, так, как может.

Народный артист России Сергей Мигицко - иподиакон Феодоровского собора
Народный артист России Сергей Мигицко - иподиакон Феодоровского собора

В ШКОЛАХ И НА ХОЗЯЙСТВЕ

Конечно, приход храма держится не только на энергии и харизме своего настоятеля. В соборе, как и положено, несколько штатных священников. И у каждого из них — свой талант, каждого прихожане любят за что-то свое.

Протоиерей Георгий Гонтарчук курирует общеобразовательные учреждения. Он регулярно посещает школы № № 477 и 530 Пушкинского района, беседует с детьми о вере, рассказывает им о новомучениках, царственных страстотерпцах, обязательно приходит перед Рождеством Христовым и Пасхой, чтобы познакомить ребят с самыми главными праздниками Церкви. Иногда школьники с родителями организованно приходят в храм. Отец Георгий проводит для них экскурсии: показывает иконы, рассказывает об изображенных на них святых и праздниках, упоминает о важных моментах церковной жизни.

— Отношения с учителями и руководством школ у меня очень хорошие, — говорит он. — Когда еще учились мои сыновья, я 1 сентября служил молебен перед началом учебного года и освящал здание школы.

Протоиерей Андрей Дедюхин-Сицкий — бывший подводник, поэтому очень хорошо понимает военных, легко находит с ними общий язык. Ключарь собора протоиерей Александр Попов написал ряд философских работ под руководством профессора Духовной академии протоиерея Владимира Мустафина и выпустил несколько книг о патриархе Тихоне (Беллавине). Протоиерей Сергий Подставский — в прошлом музыкант, активно интересуется культурной жизнью города и не только. Очень общительный, он надолго остается после службы поговорить с прихожанами.

Ключарь собора протоиерей Александр Попов — известный церковный историк
Ключарь собора протоиерей Александр Попов — известный церковный историк

А помощник настоятеля диакон Игорь Никитин имеет талант хозяйственный. Он говорит, для того чтобы совершалось богослужение, недостаточнодуховенства, хора, алтарников, нужно еще отопление, водоснабжение, водоотведение:

— И даже когда богослужений нет, всё равно нужно следить за чистотой, порядком, осуществлять текущий ремонт, закупать необходимые материалы и оборудование, зимой убирать снег, а осенью листья, — добавляет он.

Во всех этих делах клирикам храма необходима помощь прихожан. Диакон Игорь считает, что участие в жизни собора помогает им чувствовать себя не «захожанами», а народом Божиим, «царственным священством», как оно и предназначено каждому верующему христианину.

Чтец Алексей Гонтарчук каждую неделю проводит катехизаторские беседы с теми, кто готовится принять Таинство Крещения.

— На эти беседы приходят довольно разные люди. В основном те, кто уже крещен, но раньше никогда не ходил в храм. Больше всего желающих покрестить своих детей, — рассказывает он. — Интересно, что если человек хотя бы раз в месяц ходит в храм, он уже знает и понимает намного больше других, его легко «вычислить». Я искренне радуюсь, слыша правильные ответы на мои вопросы.

Не существует жестких правил, сколько именно бесед должен посетить человек, готовящийся к Крещению или к тому, чтобы стать крестным.

— Я должен подготовить их в плане знаний, а готовность сердца определить я не могу, — продолжает Алексей. — Когда я вижу, что человек действительно ищет духовного общения, я отправляю его к кому-нибудь из священников собора.


ШКОЛА В СТЕСНЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Воскресная школа ютится в одном из помещений, прилегающих к офицерскому крыльцу. Руководит школой Вахтанг Пертая, а основы хорового и церковного пения в ней ведет его супруга Юлия Пертая. Кроме регулярных занятий в школепроводятся занятия театрального кружка. В течение двух лет исполненная в жанре театра теней рождественская мистерия школы Феодоровского Государева собора «В ожидании Рождества» была представлена не только в Царском Селе, нои в Петербурге. А до этого спектакль «Курочка Ряба», в котором было задействовано 30 детей, получил первый приз на фестивале Александро-Невской лавры «Ангельские лики» за лучший живой звук. Эту номинацию пришлось создать специально ради этой постановки: дети действительно пели сами, без фонограммы, что оказалось уникальным решением на том фестивале.

 — Самая большая трудность для нас — отсутствие помещения, — делится Юлия. — Раньше мы пытались разместить дошкольников в нижнем храме, а детей школьного и подросткового возраста наверху. Потом всем нам пришлось делить одно помещение. Когда и это стало невозможно, мы стали через воскресенье возить ребят в паломнические поездки по храмам Петербурга и области. Но детям все-таки нужны регулярные занятия «оседлого» образца. В конце концов они разбежались. Сейчас мы работаем с возрастом от 8 до 11 лет. Но мы не унываем, а готовим новый спектакль по Андерсену — «Крылья Дюймовочки», в котором постараемся сказать о христианстве без нравоучений. В духе нашего прихода.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Приход"