Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Дверь, открытая для праведных

Проповедь митрополита Варсонофия на Вознесение Господне
Раздел: ПРОПОВЕДЬ
Дверь, открытая для праведных
Вознесение Господне. Монастырь святой Екатерины, Синай. VIII-IX века
Журнал: № 5 (май) 2018Страницы: 2-3 Автор: митрополит Варсонофий Опубликовано: 17 мая 2018

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

На протяжении сорока дней, дорогие братья и сестры, мы наслаждались пасхальным богослужением, вспоминая сорокадневное пребывание Господа со Своими учениками после Воскресения. А сегодня мы празднуем день, когда Господь вознесся от нас на небо.

Это событие описано в книге Деяний апостолов. Апостол Лука повествует, как апостолы были собраны все вместе на горе Елеон и Господь обратился к ним с повелением: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примите силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1, 4–11).

Так совершилось Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. После уничижения от людей, после смерти на Кресте Господь принял подобающую Ему славу: воссел одесную Отца. Под звуки ангельских труб Сын Божий был встречен у Престола Отца, как написал об этом пророк и царь Давид: «Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном» ­(Пс. 46, 6). О Своем восшествии на небо Сам Христос неоднократно говорил во время Своей жизни на земле: «Увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде» (Ин. 6, 62); «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3, 13). Из Библии нам известно, что пророки Илия и Енох были взяты на небо. Пророк Илия не своей силой вознесся, а на огненной колеснице. Ему оказали помощь ангелы, по воле Отца. Но Спасителю не нужна была колесница, не нужны были ангелы, ибо Он Сам Творец, Своей Божественной Силой возвратился туда, откуда пришел на землю.

Вслед за Христом пошли на небо избавленные Им из ада души праведных: Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Даниила, — всех, о ком мы знаем из Библии как об угодниках Божиих. После за ними взошли на небо апостолы, святители, мученики и исповедники. И до сего дня восходят туда достойные и праведные люди, следующие за Христом. Этот путь, дорогие братья и сестры, известен и нам, и только от нас зависит, встать на него или идти другим путем.

Преподобный авва Исаия говорит: «Невозможно душе вступить в покой Сына Божия, если она не имеет образа Его… Душа, не запечатленная образом великого Царя, Иисуса Христа, не принимается ангелами в общение с ними. Они отвергают её, говоря: „Как тебе войти сюда, когда ты не имеешь на себе Царского образа?“»

Из житий святых мы знаем, как по смерти ангелы возносили души праведников. Перед смертью аввы Сисоя, когда сидели около него отцы, лицо его просия­ло, как солнце. И он сказал: «Вот пришел авва Антоний». Немного после опять говорит: «Вот пришел лик пророков». И лицо его просияло еще светлее. Потом он сказал: «Вижу лик апостолов». Свет лица его стал вдвое сильнее, и он с кем-то разговаривал. Тогда старцы стали спрашивать его: «С кем ты, отец, беседуешь?» Он ответил: «Пришли ангелы взять меня, а я прошу, чтобы на несколько времени оставили меня для покаяния». Старцы сказали ему: «Ты, отец, не имеешь нужды в покаянии». Он ответил им: «Нет, я уверен, что еще и не начинал покаяния». А все знали, что он вел святой образ жизни. Вдруг опять лицо его засверкало, как солнце. Все пришли в ужас, а он сказал: «Смотрите, вот Господь… Он говорит: „Несите ко Мне избранный сосуд пустыни“».

Так возносятся к Богу души праведников, — и возносятся потому, что они не ходили по путям плоти. Еще при жизни на земле они созерцали Бога, а по смерти праведность — это самые быстрые крылья, возносящие от земли на небо. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Дверь рая сама открывается для праведных, как только они приближаются к ней; с честью встретит их стерегущий её Херувим, ударяя в струны цевницы. Они узрят Жениха, Который с победоносной песней придет от Востока».

Праведность достигается различными путями. Или человек с самого детства избирается как сосуд Божий, как, например, преподобные Сергий и Серафим, или достигает её при помощи покаяния.

Все мы с вами согрешали, согрешаем и до настоя­щего дня. Это великая беда для нас, но еще не окончательная, не крайняя. Крайняя беда — если кто-то не хочет подвизаться, чтобы воспринять благодать Господа нашего Иисуса Христа. Потому что это значит самому обречь себя на грех, а через грех и на вечную гибель. Ибо лукавят те, кто говорят, что, не имея общения с Господом, не находятся во грехе. Так не бывает. Само пребывание вне благодати Божией уже есть дерзость и неблагоговение в отношении священного и Божественного. Это признак несмиренного мудрования и тщеславия.

Что от нас Господь требует? Прежде всего чтобы мы сознавали, что погибаем без Него, чтобы видели и осознавали свои грехи, в смирении каялись в них и молились о помиловании. Ведь и дня не проходит, чтобы мы, волею или неволею, в ведении или не в ведении, словом, делом или помышлением, не совершили бы малый или даже большой грех.

Слишком глубоко наше падение и очень обширны наши раны, чтобы скоро нам приподняться и излечиться. Еле теплится лампада нашей души, да и то благодаря Промышлению Божию о нас. Земное, мирское и чувственное забирает у нас много сил и времени, и как часто мы не в состоянии даже поднять свою голову от земли к небу. Потому и бытует у некоторых поговорка: «Как ни приду в храм — поют „Христос воскресе“». И как часто такие люди ходят в храм? Да раз в году, на Пасху! Некоторые два-три раза в год. Внешне вроде бы исполнили долг, причастились, вспомнили своих родителей и довольны. А что при этом делается в душе? Заботы о ней никакой, не говоря уже о борьбе с помыслами или о творении Иисусовой молитвы! Горожане весь вечер могут просидеть у телевизора, а сельские жители дотемна заняты хозяйством, домашними животными, кулинарными хлопотами. И так ежедневно, с утра и до вечера. Некогда подумать ни о себе, ни о Боге. И покоя нет ни минуты — потому что ум не стоит перед Богом, так же и сердце. К чему только не прилепляются, но только не думают о горнем, о едином на потребу.

А если бы наш ум навык в сердце молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», тогда и весь наш земной труд приобрел бы характер религиозного служения. Ничто внешнее, случайное уже не отвлекало бы нас от Господа. Чтобы иметь часть со Христом, пребывать с Ним на небе, нужно постоянно творить Его волю, угождать Ему и служить Ему. Без помощи Божией мы ничего доброго сделать не сможем.

Поэтому, дорогие братья и сестры, будем просить Вознесшегося Спасителя, чтобы Он нам послал очищающую благодать Свою и попалил все терния прегрешений наших, дал нам силы следовать Его заповедям и сподобил нас пребывания в Его Небесном Царствии. Аминь.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПРОПОВЕДЬ"