Достучаться до сердец

На VI Пасхальном театральном фестивале, который пройдет с 8 по 29 апреля, будут представлены самые разные коллективы: профессиональные, православные, студенческие, любительские. У каждого из них свой способ диалога со зрителем.
Раздел: КУЛЬТПОХОД
Достучаться до сердец
Журнал: № 4 (апрель) 2012Автор: Мария Сухова Опубликовано: 26 апреля 2012
На VI Пасхальном театральном фестивале, который пройдет с 8 по 29 апреля, будут представлены самые разные коллективы: профессиональные, православные, студенческие, любительские. У каждого из них свой способ диалога со зрителем.

К православным театрам общественность сегодня относится по-разному. Одни радуются возможности оказаться в среде единомышленников, не смешивать христианское творчество и светскую культуру с ее секулярными ценностями. У других словосочетание «православный театр» вызывает сомнение в профессионализме и подозрение о наличии некой закрытой субкультуры. Зачем замыкаться в околоцерковных рамках, когда христианское осмысление всего что угодно можно вынести далеко за их пределы? Насколько вообще однородно понятие «православный театр»?

VI Пасхальный театральный фестиваль открывает участникам главное — возможность проявить себя. Кому-то фестиваль позволит в будущем выйти на профессиональный уровень, кто-то, наоборот, уходит с большой сцены, чтобы раскрыть свой талант в принципиально другой, более подходящей атмосфере. Одни стремятся сочетать христианские ценности и профессиональную школу, другие просто рады поделиться плодами своего труда.

Фестиваль разделен на две части и будет проходить на разных площадках. В рамках «молодежной» части можно будет увидеть студенческие постановки. В рамках «взрослой» будут представлены профессиональные теат-ры, позиционирующие себя как «православные» и представляющие спектакли в соответствующем формате. 

— Фестиваль — это пространство диалога для разных коллективов», — говорит его организатор Андрей Грунтовский. — Нас, прежде всего, интересует не техника, а содержание. Оно должно быть таково, чтоб постановку можно было назвать православной. Как может быть православным государственный театр? Вот, например, Московский государственный драматический театр художественной публицистики привезет нам спектакль «Великий святой земли русский преподобный Серафим Саровский». По сути, спектакль православный. Хотя, конечно, критерии определения «православности» субъективны.

Театр народной драмы, которым руководит Андрей Грунтовский, декларирует себя именно как русский православный и ставит своей целью упрочение национального самосознания зрителя. Для этого актеры, считает руководитель, сами должны быть носителями православной русской культуры, которая, по его мнению, сохранилась в фольклоре и литургической традиции, и потому «классическая профессиональная школа здесь неуместна». На фестивале театр представит свой спектакль «Борис Годунов». «Тема государственных интриг и незаконной власти актуальна во все времена, — замечает Андрей Грунтовский. — Сегодня „народ безмолвствует“, как и прежде». 

Другой подход к творчеству у православного театра «Странник», который работает по классической системе К. С. Станиславского. Театр считает важной задачей выявление христианской сущности в произведениях русской классической и современной литературы. Здесь играют верующие профессионалы. На фестивале театр представит новый спектакль «Профессор держит слово» по сценарию Дмитрия Орехова. Это комедия. Действие происходит в наши дни. Профессор Спартак Иванович Мякишев читает студентам лекции о толерантности и правах человека. Те же политкорректные истины он внушает и членам своей семьи. Час «икс» для Мякишева наступает в тот день, когда его любимую дочь, девушку на выданье, начинает преследовать плутоватый переселенец с юга. И несмотря на то, что «ухажер» ведет себя весьма агрессивно, профессор не желает поступиться принципами своей философии, и жизнь его семейства все больше начинает напоминать фантасмагорию.

— В нашем спектакле мы попытались поднять проблему ложно понятой терпимости (в современной интерпретации — толерантности), которая более походит на попустительство, нежели на христианскую добродетель, — говорит художественный руководитель театра Владимир Уваров.

В программе молодежных коллективов дипломный спектакль «Светлые души» покажет мастерская заслуженного деятеля искусств России Сергея Черкасского Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства. Это новелла о любви в двух действиях, по рассказам В. Шукшина «Степкина любовь», «Беспалый», «Сапожки», «Мой зять украл машину дров». Постановка родилась из учебных работ, которые студенты делали на протяжении нескольких лет. Из 40 рассказов Шукшина было отобрано четыре, сюжеты их переплетены. Перед зрителем предстает мир Шукшина — живой, смешной и грустный одновременно. На сцене не будет икон, однако перед зрителем встанут вечные вопросы о человеческом дос-тоинстве и истинных ценностях. 

— Современной культуры без понимания христианских корней не существует. Нравственный урок Шукшина, который он не оформляет прямыми цитатами из Библии, — все его творчество — подразумевает те же вечные заповеди, поэтому мы решили представить спектакль на фестивале, — говорит Сергей Черкасский.

«После просмотра мы с дочкой обсуждали постановку, — отзывается о спектакле в группе мастерской Сергея Черкасского в социальной сети „ВКонтакте“ зрительница Алена Ершова. — Я спросила ее, почему спектакль назвали так? Мой 14‑летний ребенок сделал такие выводы: для счастья не нужны ни сапожки, ни деньги, ни шубка — нужно, чтобы у тебя была светлая душа, а остальное неважно. Спасибо, что вы это показали!» 

Мария Сухова

Поделиться

Другие статьи из рубрики "КУЛЬТПОХОД"

19 апреля, пятница
rss

№ 4 (апрель) 2012

Обложка

Тема номера:Целомудрие от колыбели до монастыря

Статьи номера

ПРАЗДНИК
7 апреля — Благовещение Пресвятой Богородицы
АКТУАЛЬНО
Православная выставка. Репутация в условиях «свободного рынка»
ПОДРОБНО
/ От редакции / Целомудрие: от колыбели до монастыря
/ Острый угол / Крепость целомудрия
/ Интервью / Личное дело
/ Интервью / Профессор А.А. Алексеев: «Библия нужна для преодоления ужаса ограниченности человеческой жизни»
/ Интервью / От «самоварного» золота к простому хлебу
ПРОПОВЕДЬ
Свидетели Креста. Апостол в праздник Пасхи Христовой
Сокровище покоя. Проповедь на Вход Господень в Иерусалим
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Герцен. Иов XIX века
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Максим Артамонов
/ Дошкольное богословие / Все цвета Пасхи
/ Приход / Храм иконы Божией Матери «Живоносный Источник»
/ Приход / Воскресение «Спаса-на-Крови»
/ Лазарева суббота / Обитель исцеления
КУЛЬТПОХОД
Достучаться до сердец