Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Добрый гений

Масштабная выставка, приуроченная к 200-летию со дня рождения Ивана Айвазовского, откроется в Государственном Русском музее 22 декабря.
Журнал: № 12 (декабрь) 2016Автор: Мария Сухова Опубликовано: 2 декабря 2016

Не стоит думать, что мы увидим ту же юбилейную выставку, которая осенью нынешнего года побила в Москве все рекорды посещаемости за последние десятилетия. Там было лучшее из лучшего. Однако живопись Айвазовского довольно разная. По признанию самого художника, за свою жизнь он написал более 6000 картин. Айвазовский работал очень быстро: без эскизов и этюдов писал сразу большие полотна. Что-то становилось признанным шедевром, что-то — нет. На выставке в Русском музее можно будет увидеть всё многообразие творчества Айвазовского: полюбоваться шедеврами из коллекции Русского музея (33 из которых, кстати, были на выставке в Москве) и увидеть малоизвестные его картины из других музеев Санкт-Петербурга, в том числе — Центрального военно-морского музея и загородных дворцов.Кроме этого, на выставке будут представлены картины из Государственных Третьяковской и Феодосийской картинных галерей. Экспозиция картин великого отечественного мариниста займет всё пространство выставочных залов Корпуса Бенуа.

Имя Айвазовского стало синонимом моря. Буря и обломки кораблей, проигравших сражение в битве со стихией, бушующие волны, по сравнению с которыми человек представляется хрупкой крошечной фигурой и словно нарисован для контраста, — излюбленные сюжеты художника. Его творческие воззрения нашли себя в идеях романтизма, которому он оставался верен всю жизнь. При этом на всех картинах Айвазовского есть знак надежды — радуга или же зарождающийся на горизонте рассвет. Айвазовский знал, что даже после самой страшной ночи восходит солнце, как и на картине «Девятый вал». И это неспроста — Айвазовский был искренним христианином, принадлежал Церкви армянской диаспоры, в его роду были священники, в том числе родной брат. При всей наглядной достоверности картин Айвазовского, стихия, им изображенная, не ужасает, она остается блестящим художественным образом, на который можно вполне безопасно любоваться в музейном зале. В некоторой степени похоже ощущается переживание фильма-катастрофы в формате 3D в кинотеатре.

Море Айвазовский всегда писал по памяти — потому, отчасти, и работал очень быстро: чтобы не растерять увиденное. Есть у него и шторма, и зеркальный штиль с видами приморских городов, и картины на сюжеты знаменательных сражений русского флота. Чтобы верно передать их на полотне, художник принимал участие в морских экспедициях и войнах.

Иван Константинович Айвазовский родился в Феодосии, блестяще окончил Академию художеств в Санкт-Петербурге. Во время традиционной для выпускников четырехлетней стажировки, путешествуя по Европе,успешно участвовал в выставках, продавал свои работы, успел получить несколько высоких наград, в том числе Золотую медаль Парижской Академии художеств, вдобавок к своей отечественной. Стал действительным членом нескольких Академий художеств. По возвращении в Петербург Айвазовский получил придуманную специально для него должность живописца Главного морского штаба России. Кроме того, он был единственным русским художником, который имел чин действительного тайного советника. Слава пришла к Айвазовскому при жизни. Он успешно продавал свои картины, пользовался покровительством императорского двора, Николай I скупал самые большие полотна художника. Однако, презрев все блага блистательной столичной жизни и карьеры, Айвазовский возвратился в родную ему Феодосию, где писал море до конца жизни и умер с кистью в руках в возрасте 83 лет.

Художественные критики Владимир Стасов и позже Александр Бенуа в целом скептически отзывались о живописи Айвазовского. Они обвиняли художника в том, что картины его одна другой тождественны, словнонаписанные по трафарету, однако признавали удавшимися его лучшие работы. Стасов писал, что у Айвазовского есть, несмотря ни на что, «своя действительная поэтическая жила, есть порывы к истинной красоте и правде». Вопреки многочисленной критике, живопись Айвазовского всегда была любима зрителями. В чем же секрет её популярности, кроме притягательного для глаз моря?

Всенародная любовь к художнику кроется и в его личности. Айвазовский — добрый гений. Он прожил долгую счастливую жизнь, имел признание, а свой успех направил во благо жителей родного города. Он подарил Феодосии железную дорогу, водопровод, помог построить крупнейший порт, открыл художественную школу, концертный зал, создал в своем доме картинную галерею и завещал её городу. Кроме этого, он был инициатором плодотворных археологических раскопок в Крыму и, конечно, всегда помогал родной армянской диаспоре. Благодарные жители Феодосии построили ему несколько памятников, один из которых так и называется: «Доброму гению». Гений Айвазовского сопряжен с социальным талантом преображения жизни и потому — всегда радостен.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ"