Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Добролюди из "Добродомика"

Петербуржцы Евгений Гершевич и Александра Синяк кормят людей. Это их работа, ведь они владельцы кафе на Васильевском острове. Но это также и служение — потому что каждый будний день с 12:00 до 16:00 любой пенсионер может пообедать у них совершенно бесплатно. Предприниматели строят далеко идущие планы: они планируют открыть такие благотворительные заведения в каждом районе города. А для нас подобная инициатива — повод задуматься о том, как еда может сближать людей. 
Раздел: ПОДРОБНО
Добролюди из "Добродомика"
Журнал: № 12 (декабрь) 2018Автор: Евгений Перевалов Опубликовано: 14 декабря 2018

ПЕРВЫЙ ДЕДУШКА

Начиналось всё весьма прозаично. Первое свое дело супруги Евгений и Александра решили открыть исключительно из соображений заработка. Как рассказывает Александра, семья остро нуждалась в деньгах, которых им на прежних местах работы явно не хватало — она, например, работала администратором и арт-директором. Взяв в аренду убыточное кафе на 16-й линии, они сумели сделать его прибыльным и, вероятно, на том бы и остановились, если бы не случай, который произошел в ноябре прошлого года.

— Один раз к нам в заведение зашел пожилой мужчина, — вспоминает Александра. — За прилавком стоял мой супруг, он пожалел его. Бизнес-ланч стоил тогда 200 рублей, и Женя накормил им дедушку просто так. А чтобы не ронятьдостоинство пожилого человека — почему только ему бесплатно, — мы придумали легенду, что у нас все пенсионеры могут питаться за наш счет.

Дедушка стал первым постоянным посетителем. Он приходил каждый день, и каждый день обедал за счет заведения. Каждый раз он клал на стол две сторублевые купюры, и каждый раз слышал ответ: у нас пенсионерам бесплатно. Так продолжалось три недели.

— В тот день нас обоих не было на месте, работала новая официантка, которую мы просто забыли предупредить о нашем необычном посетителе. Деньги она с него взяла. Больше он не приходил, — вспоминает Александра, — а мы все думали: «А вдруг он решил, что мы специально так подстроили, чтобы от него отвязаться?»

Что делать? Как вернуть доверие постоянного посетителя? «А давай повесим на окно афишу с объявлением о бесплатных обедах, — решили супруги, — чтобы дедушка, проходя мимо, прочитал его и понял, что произошла просто досадная ошибка».

В первый день пришли два пенсионера. Во второй — четыре. В третий — восемь. Число обедающих росло в геометрической прогрессии, и скоро «Чешский домик» с залом на восемь столов уже с трудом справлялся с наплывом посетителей. Рекорд — 257 человек в день.

— Мы, конечно, не рассчитывали на такую популярность, — говорит Александра. — Прокормить 20 человек любому заведению под силу, но желающих оказалось намного больше. Но дело не только в этом — нам просто стало не хватать места. И если летом бабушек и дедушек приходило меньше: все разъехались по дачам, то осенью ожидался настоящий наплыв. Я с ужасом представляла, как выстроится очередь.

Решено было расширяться — снять новое помещение неподалеку, на Детской улице. В октябре кафе, которое решено было назвать «Добродомик», открыло двери.


ВСТРЕЧИ У КАМИНА

Мы пришли в «Добродомик» лишь на четвертый день работы кафе, и уже тогда пожилых посетителей было немало. Валентина Николаевна Лазарева узнала о благотворительных обедах от своей дочери, которая вычитала об акции Александры и Евгения в интернете.

— Она мне говорит: мама, чтобы не готовить лишний раз, сходи в кафе, — вспоминает Валентина Николаевна, — вдруг понравится.

И действительно, понравилось. Кормили вкусно: суп, второе, салат. Хозяева кафе старались, как могли, разнообразить меню, чтобы не повторяться. Договорились с компанией X5 Retail Group (магазины «Карусель», «Пятерочка», «Перекресток») о регулярных закупках продуктов с большой скидкой.

— Каждый мой день начинается с поездки в «Карусель», — рассказывает Александра, — покупаю продукты, на которые магазин сбавляет цены. Так что повара в нашем кафе утром и сами не знают, чем именно будут сегодня кормить бабушек и дедушек. Однажды мне продали мраморную говядину — так некоторые наши посетители пробовали её первый раз в жизни!

Когда постоянная посетительница кафе Валентина Николаевна узнала, что кафе перебирается на новое место, она не расстроилась — нужно проехать всего несколько остановок на троллейбусе, чтобы до него добраться. Так же поступил и другой завсегдатай кафе Владимир Владимирович Степанов.

— Как-то раз я проходил мимо «Чешского домика», а всё чешское я люблю, вот и решил зайти, — вспоминает он. — Какой там был камин! А мне и предлагают пообедать. Ну разве я мог отказаться?!

Владимир Владимирович берет два обеда. Сам трапезничает здесь же, в кафе, а вторую порцию уносит домой, супруге, у которой после дачного сезона разболелись ноги.


ДОБРОСТРОИТЕЛИ

Когда Александра Синяк и Евгений Гершевич задумали давать благотворительные обеды, почти никто не верил в успех этого дела. Говорили: «Да вы чокнутые», «Да у вас ничего не выйдет», «Долгов наберете, а рассчитаться не сможете». Однако супруги твердо решили не отступать и продолжали бесплатно кормить пенсионеров. Благотворительной инициативой заинтересовались журналисты, в прессе появились первые заметки о «Чешском домике», а за ними стали приходить и люди, желающие поучаствовать в добром деле. Кто-то покупал продукты, кто-то помогал на кухне, кто-то мыл посуду. Когда же пришла пора открывать на Детской улице «Добродомик» и встал вопрос, как привести в нужное состояниепомещение, где не было ничего, кроме голых стен, на помощь снова пришли добровольцы. За 50 дней ремонт в кафе был полностью завершен. Стоило только кинуть клич в интернете, как потянулись волонтеры, «добростроители», как называет их Александра: сантехники, электрики, штукатуры. Платы за труды никто не взял.

Вместе с популярностью к «Добродомику» пришли и искушения: несколько раз страницы предпринимателей в соцсетях пытались взломать неизвестные, недоброжелатели обвиняли Александру и Евгения в нечестности, писали жалобы — например, на то, что кафе якобы не заключило договор на вывоз мусора.

— Но тут они не угадали. С самого первого дня мы заключили договор со «Спецтрансом» и платим шесть тысяч рублей в месяц за вывоз мусора, — говорит Александра Синяк. — То ли зависть черная у людей (хотя чему тут завидовать?), то ли злятся на что-то.

Иногда мы узнаем из новостей о том, что какая-то фирма совершает что-то совершенно нелогичное. Забывая об азах экономической науки (задача фирмы — максимизация прибыли), предприятие начинает кому-то помогать, жертвовать, фактически уменьшая свою прибыль! Что за этим стоит? Иногда в таких случаях мы имеем дело с умелой пиар-компанией, а иногда — с чем-то бóльшим. В Библии имеется немало пассажей, где содержится резкая критика существовавших в те времена экономических порядков. Обогащение одних ценой счастья, достоинства и будущего других — это то, что однозначно ненавидит Бог. Однако при этом едва ли можно сказать, что Библия выступает за кровавый передел собственности, Писание не учит методам ведения классовой борьбы. Мысль Библии тоньше и эффективнее. На земле должны быть предприниматели и предприятия, стремление которых к достойной жизни и к развитию своего дела — вполне законные и совместимые с верой вещи. Но для того, чтобы все эти материи работали на общее благо, необходимо, чтобы жесткие зубцы шестеренок капиталистической системы обильно смазывались тем, что называется в Библии «милость» и «милосердие». Надеюсь, что та милость и служение слабым, которые описаны в статье, приведут к процветанию само предприятие, а также помогут сделать наш город в большей степени добрым и христианским градом.

Иерей Алексий Волчков


«ДОБРОДОМИК» В КАЖДОМ РАЙОНЕ

Ежедневные рассказы о своей работе предприниматели выкладывают «ВКонтакте», в группе «Бесплатные обеды пенсионерам». Там же публикуются и отчеты о средствах, которые переводят кафе жертвователи. Сейчас на счет «Добродомика» ежедневно поступает в среднем 20 тысяч рублей, но такие суммы стали приходить совсем недавно, после того как о благотворительных обедах рассказали в газетах и по телевидению.

— В первых числах ноября мы открылись для платных посетителей, — говорит Александра. — Когда работали в «Чешском домике», часть вечерней выручки мы тратили на обеды пенсионеров. Надеюсь, здесь мы тоже сможем выйти в прибыль.

В планах Александры и Евгения — открыть благотворительные кафе для пожилых в каждом районе города. Супруги говорят, что второй «Добродомик» появится уже после Нового года, но где именно, пока неизвестно.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"