Иконостасы, иконы и панно из дерева

Закрыть [X]
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?

Войти как пользователь
  Войти
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:

Для тех, кто понял, что на дне. Храм иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" при наркологической больнице

Прийти за утешением в Церковь — дело обычное, тем более в болезни, но в храм иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» при городской наркологической больнице обращаются не только за этим. Здесь идет комплексная работа по реабилитации от тяжелых хронических недугов.
Журнал: № 5 (май) 2017Страницы: 42-45 Автор: Марина ЛанскаяФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 23 мая 2017

ПЛАН ЕСТЬ, И ОН РАБОТАЕТ

— Я вышла замуж за прекрасного человека. Вадим разносторонний, талантливый, легкий в быту, при этом верующий, что для меня, конечно, важно. Однако было одно «но»: иногда он начинал пить. Два года мы жили в целом хорошо, правда, только от запоя до запоя. Мне казалось, что Господь всё управит, а моя любовь всё покроет, но в какой-то момент и надежда, и силы меня покинули. Ведь пьющий человек переживает такие изменения сознания и поведения, что узнать в заявившемся монстре горячо любимого мужа делается невозможным. Однажды вместо родного человека рядом обнаруживаешь изворотливого манипулятора, движимого только своим пороком. Это страшно. Мне было не под силу это вынести.

Юля не просто ушла от мужа, она сбежала: оборвала все контакты, поменяла квартиру, адрес не сообщала даже друзьям.

— Я счел это предательством, — вспоминает Юлин муж, Вадим. — Ведь я принял решение больше не пить и не мог понять, почему близкие мне не верят. В том, что срыва больше не будет, я был убежден на все сто процентов, ведь последний запой закончился отеком мозга и комой. Наступил катарсис… так казалось. Кроме того, я каждую неделю исповедовался и причащался. Нет, срыв был невозможен, просто невозможен ни при каких обстоятельствах. И все-таки он случился.

— И жена, конечно, не вернулась?

— Вернулась. Да и я в конце концов ушел в ремиссию, но не только благодаря моим «озарениям» или частому причащению.

— А благодаря чему?

— Священник Александр Гаврилов помог. Я хожу в его группы анонимных алкоголиков в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» с тех пор, как лежал на Четвертой (Городская наркологическая больница на 4-й линии Васильевского острова. — Прим. ред.). А Юля ходит на встречи для созависимых (созависимость — патологическое поведение близких людей, подчиненное жизни и действиям другого зависимого человека: алкоголика, игромана или наркомана. — Прим. ред.). Она первая обратилась сюда за поддержкой, а потом и я вслед за ней. Хватило нескольких месяцев работы в группе, чтобы наша семья снова воссоединилась.

— Неужели собственного решения, усилия воли и Таинств недостаточно?

— Нет. Здесь нужна программа, комплекс, что-то вроде плана лечения. Ведь это болезнь.

— А у отца Александра этот план есть?

— Есть, и он работает.


ОКОРМЛЕНИЕ НОН-СТОП

Достаточно заглянуть на сайт храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», чтобы убедиться в том, что приходская жизнь здесь не ограничивается богослужениями. Кроме трех Литургий в неделю, вечерних служб и панихид, молитв с акафистом по соглашению, каждый день собираются группы психологической помощи зависимым людям и их родственникам. В храме почти весь день людно. Когда заканчиваются все запланированные по расписанию дела, прихожане не расходятся.

Одни наводят порядок и чистоту, другие, как, например, было в одно из воскресений, готовят сценку к свадьбе друзей, которую покажут после Венчания, третьи просто остаются поговорить. Настоятель иерей Александр Гаврилов обычно в храме до вечера. К нему идут поплакаться, спросить совета, поделиться радостью или планами, исповедаться. Он вникает во все детали жизненных перипетий своих прихожан, а ведь каждый из них — человек непростой судьбы.

— С одной стороны, тяжело, когда тебя окружают люди с серьезными проблемами, — признается отец Александр. — Ведь это они только выглядят такими оптимистичными, веселыми. Они могут быть хорошо одеты, могут красноречиво говорить, шутить, смеяться, но внутри у каждого такое, что ой-ой-ой. А с другой стороны, мне без них уже скучно. Наверное, это тоже какая-то зависимость (смеется).


СКОРАЯ ДУХОВНАЯ ПОМОЩЬ

— У тех, кого вы здесь видите, часто нет времени для долгого входа в веру. Им нужна «скорая духовная помощь», — рассказал отец Александр. — Три проповеди за Литургию, выданный всем молящимся текст богослужения, частые лекции о вере — и, как результат, наши прихожане уже на пятую-шестую службу приходят, зная её наизусть.

Обычно в наркологическую больницу человек попадает в крайне остром состоянии. Тяжелый стресс переживают и тело, и душа. Нередко бывает, что первым местом, куда может дойти пришедший в чувство, становится храм. Иногда это первое знакомство с Церковью. От того, как оно пройдет, может зависеть дальнейшая судьба человека, а порой и то, будет ли он жить, или безвременно погибнет от снедающей его пагубной привычки.

Немало среди пациентов больницы тех, кто заходит в храм, но не решается подойти к священнику. Чем он поможет? Поймет ли то, что не пережил сам? Для растерянных новичков и скептически настроенных настоящая находка — свечник Константин Николаевич. Вот уже двадцать лет ему помогают не пить группа анонимных алкоголиков и церковная жизнь. С ним точно можно поделиться, а там, глядишь, страх и недоверчивость постепенно уйдут.


А ЕСЛИ ТОЛЬКО ВЕРОЙ?

Полагаться, что Церковь и Таинства чудесным образом избавят человека от зависимости, могут только те, кто не занимался этой темой всерьез. И не каждый священник может дать правильный совет, задать нужный вектор движения. Пару десятков лет назад наркозависимых во многих храмах даже причащали отдельно, а ВИЧ-инфицированным не благословляли венчаться. Сейчас грамотность духовенства значительно повысилась, но для работы с зависимыми нужен комплекс мер, не только Таинства.

— Был у меня период, когда я думал, что справлюсь при помощи одной веры: самодисциплина, молитвенные правила, богослужения, еженедельные Исповедь и Причастие, — вспоминает Вадим. — Ко всем психологическим группам относился скептически, тем более, что уже всё это проходил не раз, а когда помогало, бросал. И вот я всё делаю, как надо. И музыку бросил, и художественную литературу заменил святоотеческой. Кажется, оторвался от прошлого… и вдруг срыв. Не знаю до конца, как это работает, но на своем примере убедился — без психологической поддержки не обойтись.

Отец Александр такую поддержку оказывает профессионально. По второму образованию он психолог, о проблемах своих подопечных осведомлен не понаслышке: с зависимыми работает уже 15 лет. И работает серьезно, глубоко, всесторонне.

В Городской наркологической больнице священник служит четвертый год. Сюда его пригласил главврач Дмитрий Константинов, постоянный прихожанин храма. К этому времени уже все люди «в теме» знали отца Александра и успели удостовериться, что его работа с нарко- и алкозависимыми эффективна и безопасна.

Ничего нового отец Александр не изобрел. Изучил все психологические методики, работающие в этом направлении, и выбрал 12-шаговую программу реабилитации. Это программа известна во всем мире. По числу тех, кто избавился с её помощью от зависимости, она, несомненно, вне конкуренции.

Это сейчас 12-шаговую программу широко применяют и в монастырях, где есть реабилитационные центры, и на приходах, а когда-то её считали чуть ли не сектантской. К переложению американской разработки на православную основу многие относились с подозрением. Ушли годы, если не десятки лет, прежде чем опасения развеялись.


НУЖЕН ЛИ БОГ?

В основе варианта программы «12 шагов», который применяют в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», конечно, лежит православие, хотя во всем мире группы анонимных алкоголиков и наркоманов обходятся и без Церкви, просто верят в «высшие силы».

— На самом деле долгая ремиссия может наступить только в одном случае: если есть подлинная мотивация отказаться от зависимости, а без веры это невозможно. Даже любовь редко становится причиной долговременного отказа от алкоголя и наркотиков. Нужно что-то непреходящее, а это только Бог, — убежден отец Александр.

По мнению священника, зависимость должна рассматриваться, как био-психо-социо-духовная болезнь. С био-составляющей медики справляются хорошо, тело можно восстановить: зубы вставить, печень подлечить, даже при ВИЧ-инфекции, принимая терапию, возможно жить вполне полноценно и долго. С психикой справляется 12-шаговая система, недаром над ней десятки лет работали виднейшие специалисты: американцы уже полвека финансируют эту программу из бюджета, по ней проводятся исследования, защищаются диссертации. Социальные институты тоже есть: всевозможные тренинги, кружки, мастер-классы научат общаться с людьми, писать резюме, помогут открыть свое дело. Всё это дает при грамотном подходе хороший результат. Проблема остается только одна — этот результат удержать. А вот это возможно только с обретением веры в Бога, то есть той самой непреходящей мотивации для изменения своей жизни раз и навсегда.

Конечно, на реабилитацию, пусть даже и православную, люди приходят не ради воцерковления, а ради избавления. Придут ли они к вере, неизвестно. Им помогают в любом случае, а дальше просто ждут, постучит ли Бог в сердце. Обычно Он стучит.

справка

Кроме работы, которая ведется в храме иконы «Неупиваемая Чаша», отец Александр курирует реабилитационный центр «Ручей» в деревне Родовое Псковской области и два петербургских «пространства выздоровления»: на улицах Свеаборгской, дом 17, и Колпинской, дом 27. А в социальных сетях (у отца Александра группы в «ВКонтакте», Facebook и Instagram) почти ежедневно выкладываются мотивирующие ролики, видео проповедей, лекций, бесед.

МЕТИ СВОЮ СТОРОНУ УЛИЦЫ

— Я ровесница Цоя, и круг общения у нас, можно сказать, был один. Например, Свин (Андрей Панов, яркий представитель ленинградской панк-рок культуры. — Прим. ред.) был одноклассником моего мужа. Мы все встречались у одного пивного ларька, — вспоминает Марина. — Я училась в ЛЭТИ и думала, что веду богемный образ жизни. Мы с друзьями пили, но в то же время вели, как нам казалось, философские беседы и обсуждали уравнения Максвелла. Правда, может, нам только казалось, что мы говорим умные вещи? Во всяком случае, когда я прочла свои стихи, написанные в пьяном угаре, оказалось, что это просто бред сивой кобылы. Потом я вышла замуж, родила детей, как-то умудрялась водить их на кружки, работать инженером. В общем, старалась казаться нормальным человеком, но у меня всегда был с собой «малек» (бутылка водки объемом 0,25 литра. — Прим. ред.).

— Значит, вы не достигли того дна, о котором говорят многие?

— Достигла. Оно наступило, когда от меня все ушли. Муж, дети, друзья. Однажды я проснулась в своей трехкомнатной квартире в центре Петербурга совершенно одна. В тот день ко мне пришел электрик и спросил: «Эта квартира нежилая?» А она ведь и правда казалась нежилой, и я сама была жива только наполовину, да и не хотелось мне жить. Думала, как бы поскорее отправиться на тот свет, не налагая на себя руки. На реабилитацию пошла только для того, чтобы меня не уволили с работы, мол, вот я же что-то делаю, борюсь. Но меня всё равно уволили. Зато в реабилитационном центре я познакомилась с отцом Александром и с тех пор следую за ним, куда бы его ни назначили на служение. Благодаря ему я обрела Бога, воцерковилась. В храме работаю в гардеробе. Раньше ужасно раздражалась, а теперь ничего, учусь смирению.

— А дети как? С ними общение наладилось?

— Когда я воцерковилась, мне хотелось, чтобы все сразу поняли: теперь я новый человек. А они никак не понимали, продолжали обижаться. Тогда отец Александр мне дал такой совет: «Мети свою сторону улицы». Я не сразу поняла, что имеется в виду, а теперь знаю, что только так и нужно — менять себя, а остальное само изменится. С детьми у нас сейчас хорошие отношения. Раньше мне не давали внучку, а теперь мы с ней лучшие друзья. И с бывшим мужем возобновилось общение, даже в отпуск ездили вместе, внучку брали с собой.


ПОДНЯЛСЯ САМ — ПОМОГИ ДРУГОМУ

Для прихожан храма иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» исцеление — не конечная остановка. Путь личного спасения христианина невозможен без служения ближним. Здесь это понимается буквально и воплощается в жизнь всеми по мере сил. Главная поддержка, которую верующие оказывают друг другу, состоит в обмене опытом. Каждый, кто прожил в трезвости какое-то время, становится помощником для вновь прибывшего. Такого наставника называют впередиидущим. Подопечный может позвонить ему в любое время, чтобы получить совет, не выдуманный, а рожденный в борьбе. Однажды эти люди выбрали жизнь вместо смерти и стараются хранить верность своему решению. А всё остальное постепенно приходит само. Находится хорошая работа, заключаются счастливые браки, рождаются здоровые дети. Кстати, детей в храме много, у них даже есть игровая зона, а скоро появится воскресная школа. И то, что их малыш окормляется в храме при наркологической больнице, никого из родителей не смущает. Это место стало для них чем-то вроде второй родины, где произошло новое рождение для совершенно другой жизни.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"