Дивна Любоевич: я люблю, когда под мое пение укладывают детей спать

Имя Дивны Любоевич хорошо известно в ее родной стране — Сербии и за рубежом. В России у нее тоже много поклонников: почти на всех православных музыкальных сайтах можно послушать записи певицы.
Раздел: По душам
Дивна Любоевич:  я люблю, когда под мое пение укладывают детей спать
Журнал: № 6 (июнь) 2012Автор: Екатерина ЮсуповаФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 13 июня 2012
Имя Дивны Любоевич хорошо известно в ее родной стране — Сербии и за рубежом. В России у нее тоже много поклонников: почти на всех православных музыкальных сайтах можно послушать записи певицы.

В отличие от наших музыкантов, которые ориентируется в основном на пение старообрядцев и исполняют средневековые песнопения в несколько жесткой народной манере, Дивна поет очень красиво. У нее мягкий голос с необычным терпким темб-ром; его хочется слушать без конца, не прерываясь ни на минуту. Но красота в ее пении не является самоцелью — оно очень искреннее, и самые сложные фиоритуры звучат естест-венно, как простая человеческая речь. (Кстати, это является признаком «высшего пилотажа» для любого певца, и достичь такого мастерства очень трудно.)

Другая эстетика чувствуется и во внешнем облике певицы. Дивна — красивая, харизматичная женщина с серьезным и волевым выражением лица. Однако густая копна черных кудрявых волос, на которой любят делать акцент фотографы на рекламных снимках певицы, выдает бесконечную женственность, а искренняя улыбка — обаяние, которому просто невозможно противиться.

На своих концертах Дивна исполняет не только сербские и греческие, но и древнерусские песнопения. Певица очень любит Россию и русскую культуру. Когда ей было 10 лет, она была очень впечатлена красотой русского церковного пения, которое услышала в монастыре Введения во храм Пресвятой Богородицы в Белграде. В этом монастыре пели русские монахини, эмигрировавшие из царской России после революции. Под их руководством Дивна и начала обучаться церковному пению. С тех пор она немного знает русский язык.

Когда Дивна приезжает в Петербург, у нее почти не находится времени на встречи с прессой. На самом деле, певица не очень расположена давать интервью: она глубоко погружена в музыку и больше любит петь, чем говорить. Однако нам все же удалось «поймать» Дивну Любоевич в перерыве между репетициями и побеседовать в небольшой уютной комнате за сценой Большого зала филармонии.

— Считается, что дирижер — это мужская профессия. Легко ли быть женщиной-дирижером?
— Вы знаете, это, в первую очередь, музыкальная профессия. Конечно, раньше, как правило, дирижерами были мужчины, но сейчас я знаю очень многих женщин, которые успешно этим занимаются. Для меня это не сложно.

— Суть профессии дирижера — в том, чтобы навязать коллективу музыкантов свою волю, свое понимание музыкального произведения. Поэтому у многих дирижеров деспотический характер. У Вас тоже?
— Конечно, нет. Наш хор — это коллектив друзей. Мы вместе, потому что мы друзья, нас объединяет любовь к музыке и вера в Бога. Так получилось, что я знаю немного больше, чем другие участники коллектива, и поэтому я передаю им свои знания.

— Я читала, что Вы выросли в верующей семье, с десяти лет учились в школе при монастыре. Церковь и музыка были с Вами с детства. Возникало ли у Вас когда-нибудь желание изменить свою жизнь?
— Это правда, что я выросла в верующей семье — и слава Богу. Я естественным путем пришла к вере в Бога. Правда также, что я училась в школе при монастыре Введения Божией Матери. У меня ни разу не было мысли пойти каким-то другим путем. Все, что я делала, для меня было само собой разумеющимся, очень естественным. Я не желаю себе другой судьбы.

— Вы счастливый человек?
— Я очень счастливый человек. У меня есть дар, который я получила от Бога, и я благодарна ему за этот дар и не хотела бы что-либо изменять в своей жизни. Разве что в мелочах.

— Не мешает ли популярность Вашей личной и духовной жизни?
— (Смеется.) Нет. В основном это интернет-популярность. Да, люди ходят на мои концерты, слушают мои записи в интернете, обсуждают. Я знаю, что на многих телефонах стоят мелодии в моем исполнении, например, у румынского патриарха это «кирие елеисон». А в обычной жизни я своей известности практически не замечаю.

— В вашей стране была война. Как повлияли на Вас эти трагические события?
— Это очень серьезная и глубокая тема, которая требует отдельного разговора. Вы, конечно, знаете, что все эти события произошли не просто так, они готовились заранее. Еще будучи ребенком, я знала, что наступит день, когда моя Родина будет охвачена войной, и вот, однажды, это случилось. И конечно, будучи христианкой, я понимала и понимаю, что все происходит только по воле Божией.

— Наверное, на протяжении своей жизни Вы встретились со многими интересными людьми. Какие встречи Вам особенно запомнились?
— Было много встреч, которые произвели на меня большое впечатление. В основном, это встречи со слушателями. Очень часто это удивительно трогательные истории, которые не могут оставить равнодушным, истории о том, как после знакомства с церковной музыкой, которую я исполняю, у человека что-то поменялось в душе, он обратился к Богу или задумался о смысле жизни. Не все истории можно рассказать, иногда они очень личные. Люди рассказывали, как кто-то вылечился от болезни или депрессии. Самое приятное — когда матери говорят, что под мое пение они укладывают детей спать.

— Что Вы чувствуете, когда выходите на сцену? Вы волнуетесь?
— Я выхожу на сцену с ощущением, что я должна что-то донести до людей. Они воспринимают это, и я чувствую отклик публики.

— Вы относите себя к аутентичным исполнителям?
— Меня многие так воспринимают. Но вот вопрос: могу ли я исполнить аутентично песнопение, которое создано в IX веке? К счастью, я не должна этого делать. Я исполняю ее так, как сама чувствую.

— Вы исполняете иногда очень древнюю музыку. Вы воспринимаете создателей этих песнопений как людей очень далеких от Вас или как современников?
— Отношения человека с Богом за это время не изменились. То, что было важно для людей тогда, важно и сейчас. На самом деле мы все живем в одно время.



Дивна Любоевич родилась в Белграде 7 апреля 1970 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. С десяти лет изучала церковное пение в белградском монастыре Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Затем окончила музыкальную школу «Мокраньяц» в Белграде и Музыкальную академию в городе Нови-Сад. В 1991 году Дивна Любоевич создала церковный хор «Мелоди», названный так по предложению известного певца и филолога Ненада Ристовича в честь святого Романа Сладкопевца (по-сербски Roman Melod). Репертуар хора «Мелоди» составляют православные песнопения: от ранних образцов византийского, сербского, болгарского и русского распевов до произведений современных авторов. Помимо участия в богослужениях, за 17 лет своего существования хор дал более 400 концертов, участвовал во многих международных фестивалях.

Беседовала Екатерина Юсупова

Поделиться

Другие статьи из рубрики "По душам"

19 апреля, пятница
rss

№ 6 (июнь) 2012

Обложка

Тема номера:Священство Христа и священство Церкви

Статьи номера

ПРАЗДНИК
Быть святым здесь и сейчас
АКТУАЛЬНО
Благая часть в политике
Большевикам здесь не место
ПОДРОБНО
/ От редакции / Священство Христа и священство Церкви
/ Острый угол / Батюшки, живущие в сети
/ Острый угол / Я бы в пастыри пошел
/ Интервью / Елена Амбарцумова: Как за каменной стеной
/ Дискуссия / Проблемы подражания
/ Дискуссия / Православные СМИ Петербурга: итоги года и планы на будущее
/ Взгляд / Матушками не рождаются, а становятся
ПРОПОВЕДЬ
Альфа и омега нашей веры. Апостол в Неделю Всех святых
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Так размыкается круг
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Михаил Ковач
/ Аксиос / диакон Алексий Тимохин
/ Ленинградский мартиролог / Священномученик Вениамин Петроградский
/ Камертон / Между двух огней
/ По душам / Живопись как верность себе
/ По душам / Дивна Любоевич: я люблю, когда под мое пение укладывают детей спать
/ Приход / Храм святых равноапостольных Константина и Елены
/ Служение / Лагерь «Чайка» для особенных ребят
/ Служение / Там, где улыбаются монахи
КУЛЬТПОХОД
«Вот приехал наш Кутузов…»
/ День седьмой / Фолк-рок: от бабьего плача к электронике
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Отзыв на материал «Красный регент» («ВЖ» №5, 2012 г.)