Девичье лицо Церкви

В святоотеческой традиции толкования Песни Песней утвердилось мнение, что главная героиня этой книги — отдельная человеческая душа или вся Церковь. Менее распространено мнение, что Песнь Песней — мистический рассказ о Боговоплощении, о взаимоотношениях Христа и Богородицы. Если забыть об этом «любовном» аспекте мариологии, и наше представление о Церкви окажется неполным. Предлагаем вашему вниманию подборку богословских текстов, раскрывающих тайну небесного брака.
Раздел: ПОДРОБНО
Девичье лицо Церкви
Обретение пояса Пресвятой Богородицы апостолом Фомой. Сербия, Дечаны. XIV век
Журнал: № 11 (ноябрь) 2019Автор: Тимур Щукин Опубликовано: 15 ноября 2019

БОГОРОДИЦА — МИРОНОСИЦА

И когда немножко [невеста, которую автор отождествляет с Богородицей и с той Марией, что первой увидела воскресшего Христа] отдалилась я от них [то есть от других мироносиц]… встретился с нею Спаситель. Тогда исполнилось сказанное: «вот, когда я отдалилась немножко, нашла того, кого полюбила душа моя… и не отпущу его». Ибо тогда она держит крепко, обняв ноги, а Он, вопия, говорит: «Не прикасайся ко мне, ибо Я еще не возшел к Отцу Моему». Она же схватилась и говорила: «Не отпущу Тебя, пока не введу в дом матери моей и в сокровищницы той, которая зачала меня». Так как любовь Христа собрана у нее в утробе, она не хочет отстать… О, блаженная женщина, которая ухватилась за ноги Его, чтобы быть ­­
в состоянии возлететь на воздух… [Мироносицы говорят Христу]: Взойди к Отцу и принеси новую жертву! Принеси в жертву Еву, которая уже не совратилась, а ухватилась рукою страстно за древо жизни… Пей, как вино! Возьми, доставь вверх на небо затем новый растворенный напиток, за которым желает она последовать, а не совращаться. Не ужалена в пяту, и не прикасалась к древу знания. Но побежденный смертью
на древе здесь, отселе приими Еву, чтобы она не рож­дала со стоном, ибо болезни, стоны и горести прогнаны… Уже не листья смоковницы облачением у нее,
а одета она Святым Духом, ибо она оделась в добрую одежду, испортить которую нет возможности.

Свт. Ипполит Римский. Толкование на Песнь Песней


ВРАТА ДЛЯ ХРИСТА

О Блаженная Дева, чистая Голубица, Небесная Невеста Мария, Ты есть Небо и Храм и Престол Божества, и в Тебе пребывает Христос — сияющее Солнце —
на Небесах и на земле, Ты есть Облако Светлое, принесшее в мир Христа как всеблистающую Молнию. Ты — Облако Небесное, сокрывшее в себе гром Духа Святого и пославшее Его на землю. Ты принесла бурный ливень Святого Духа по всей земле, дабы возрос на ней плод веры. Радуйся, Благодатная, Врата Небесные… Об этих вратах и в Песни Песней явственно глаголет пророк: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4, 12). Пребыла Девой Святая и Смиренная Дщерь Мария, Светлое Облако, содержащее в себе Божественное Слово… Ты — Храм, в котором Небесный Камень — Христос, Грозовое Облако, в чреве своем носящее молнию, о чем согласно со словом моим гласит и Святое Писание: «Чрево твое — ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песн. 7, 3). Ты есть Несеянная Нива, принявшая Слово как пшеничное семя и родившая целый сноп. Ты — Мысленная Печь, хранящая
в себе Огонь и Хлеб жизни, сиречь Христа.

Свт. Епифаний Кипрский (310(20)–403). Слово похвальное Пресвятой Богородице


ЧАША ПРЕМУДРОСТИ

Как прекрасно то, что под образом Церкви предречено о Марии; конечно, если только ты будешь обращать внимание не на телесные члены, а на таинства Его рождения. Вот что говорится относительно нее: «Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой — круглая чаша, в которой
не истощается ароматное вино; чрево твое — ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песн. 7, 2–3). Это значит, что происхождение Христово от Девы, простирающееся на всех, облегчило наше ярмо и увенчало шеи верных знаками добродетелей наподобие того, как победители на мирских сражениях обыкновенно украшают шеи деятельных мужей пожалованными (им) ожерельями. Да и на самом деле чрево этой Марии — круглая чаша, в которой Премудрость растворила вино свое, споспешествуя полнотою Божества своего неоскудевающей благодати божественного ведения. В этом девственном чреве вместе с тем был
и ворох пшеницы, а равно произрастал и прекрасный цвет лилии, и действительно (Мария) родила зерно пшеницы и лилию… По свидетельству божественных изречений, в этом зерне находится также и лилия; ибо написано: «Аз цвет польный и крин удольный. Якоже крин в тернии» (Песн. 2, 1–2). Христос был именно лилией между тернами, когда находился среди иудеев.

Свт. Амвросий Медиоланский (340–397). О воспитании девы и приснодевстве святой Марии к Евсевию


ТЕБЯ ВИДЕЛИ ДОЧЕРИ ИЕРУСАЛИМА

О, чудеса, подлинно божественные! О, таинства, которые превыше природы и разумения! О, слава девства, которая превосходит естество человеческое! Что это за великое о Тебе таинство, священная Матерь
и Дева? Благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего (Лк. 1, 42). Блаженна Ты в роды родов, единственная достойная считаться блаженной. Ибо вот, ублажают Тебя все роды, как Ты предрекла (Лк. 1, 48). Тебя видели дочери Иерусалима, — разумею Церкви, — и ублажили царицы, то есть души праведных, и будут восхвалять тебя во веки (Песн. 6, 9).

Прп. Иоанн Дамаскин (675–753). Первое похвальное слово на Успение Богородицы


ОРУЖИЕ СИЛЬНЫХ

Созерцая умом своим возбранную нашу Воеводу, во все оружия облеченную, вооруженную щитом и броней, вспомню здесь слова Святого Духа, сказанные о Ней: «Шея Твоя, как столп Давидов, тысяча щитов висит на нем и все стрелы сильных»; по другому переводу: «и оружия сильных» (Песн. 4, 4). По древнему обычаю, на высоких столпах, то есть вежах или башнях, стоявших на городской стене, слагалось и хранилось все оружие, приготовленное для брани. Так, царь Давид, по свидетельству святого Амвросия, устроил в Иерусалиме высокий столп на городской стене для защиты, а вместе и для украшения города. Для защиты — чтобы можно было издали усмотреть приближающиеся к городу вражеские полки и прогнать их, а для украшения же потому, что столп тот превосходил своей высотой не только средние, но и самые высокие здания Иерусалима.

Свт. Димитрий Ростовский (1651–1709). Поучение
на празднество Пресвятой Богородицы Донской


КЕМ НАЗЫВАЮТ ДЕВУ

Премудрый Соломон пророчески именовал Пресвятую Деву затворенным садом, источником, запечатанным Святым Духом, и Невестой с Ливана, каплющей благовонное миро — Христа. Пресвятая Отчая Невеста,
по Соломонову, украшена золотыми монистами приснодевства и благодати. Пречистый Жених нашел Её, как розу среди терновника, как чистый цветок в долинах жизни. Дух же Святой говорит Богоневесте устами Соломона: «Приди, Моя ближняя», указывая на Её материнское дерзновение пред Богом, красоту непорочности и божественное избрание Её в Матерь Сыну Божию. В Книге Песнь Песней Пресвятая Дева называется еще восходящей от пустыни и одром, на котором опочил воплощенный Бог. Одр окружают, по Соломону, шестьдесят сильных, то есть слова Божественного Писания. Возглашение Святого Духа: «Кто Эта, ныне восходящая от пустыни», относится к славному восхождению
Пресвятой Богородицы на небо после Успения.

Еп. Вениамин (Милов; 1887–1955). Чтения по литургическому богословию


В ЧЕМ ЖЕ ТАЙНА?

Как в Песни Песней, так и в других текстах Ветхого Завета, выражающих, по мнению святых отцов, единение Христа с Церковью в образе союза по плоти, Невеста всегда представлена как личность: она — лицо, любимое Женихом, в свою очередь любящее Его. Мы неизбежно должны спросить себя — какова же эта другая личность, личность Церкви, отличная от личности своего Главы?.. Церковь в собственном своем бытии как Невеста Христова представляет множество тварных ипостасей. Именно личность, или, вернее, человеческие личности и суть ипостаси единой природы Церкви. Поэтому отцы в своих толкованиях на Песнь Песней видят в Невесте одновременно и Церковь и каждую личность, соединяющуюся с Богом… Она принадлежит будущему веку, в котором Церковь достигнет своего совершенства в Духе Святом, а человеческие личности соединят в себе свою тварную природу с нетварной полнотой и станут человеческими ипостасями, обоженными вокруг Христа — Божественной Ипостаси воплощенной. Отсюда могло бы, кажется, следовать, что до свершения веков, до воскресения из мертвых и Страшного суда у Церкви нет собственной ипостаси, ипостаси тварной, так как ни одна человеческая личность не достигла еще совершенного соединения с Богом. Но сказать это значило бы отвергать само сердце Церкви, одну из её наиболее сокровенных тайн, её мистическое средоточие, её совершенство, уже осуществившееся в одной человеческой личности, полностью соединенной с Богом и
не подлежащей ни воскресению, ни суду. Эта лич­­­ность — Дева Мария, Матерь Божия, Та, что дала Свое человечество Слову и родила Бога, ставшего человеком. Та, что добровольно стала возможностью, средством
к воплощению, осуществленному в Её природе, очищенной Духом Святым.

Владимир Лосский (1903–1958). Очерк мистического богословия Восточной Церкви

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ПОДРОБНО"