Cтепень подражания

Есть принцип, зафиксированный в Священном Писании, который может стать руководством к действию: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6, 12). Так вот, пост — это то, что должно быть полезно, он должен приносить духовную пользу, научить нас чему-то.
Раздел: Взгляд
Cтепень  подражания
Журнал: № 2 (февраль) 2010Автор: протоиерей Александр Дягилев Опубликовано: 18 марта 2013
Те, кто бывал на Святой земле, знают, что монастырь преподобного Саввы Освященного находится на юге Палестины, рядом с Мертвым морем, в очень жарком климате, в самой настоящей пустыне. Монахи сознательно выбирали такие места для совершения аскетичес­ких подвигов. Единственная причина, по которой человек может все-таки жить в той местности, — наличие источника воды. И вот в этом монастыре был создан «Типикон», который мы сейчас используем в практике православной аскезы как монахов, так и мирян. В нем прописано, как нам молиться, какие стихиры на службе петь, как поститься, что нам есть и чего не есть и так далее. 

Побывавшие в этом монастыре помнят, как гиды советовали паломникам, выходя из автобуса, не забыть прихватить с собой бутылочку воды, потому что там необходимо пить каждые 15 минут, иначе наступает обезвоживание. Есть в такую жару не хочется, затраты организма на выработку энергии небольшие. Характерно, что в «Типиконе» никаких ограничений на воду нет.

А у нас, в России, значительное количество калорий от пищи, которую мы едим, идет на выработку энергии для обогрева организма, особенно здесь, в наших северных широтах. Это одна из причин, по которой исполнение «Типикона» во всей полноте в нашем климате можно приравнять к самоубийству, особенно зимой и ранней весной. Кроме того, само слово «типикон» означает «образец», это образец для подражания. Но это не значит, что мы обязаны не­укоснительно следовать всему, что в нем написано. В какой степени подражать этому образцу, нужно решать каждому в конкретной ситуации по-своему. 

Есть принцип, зафиксированный в Священном Писании, который может стать руководством к действию: «Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1Кор. 6, 12). Так вот, пост — это то, что должно быть полезно, он должен приносить духовную пользу, научить нас чему-то. 

Я помню середину 90-х годов в деревне, где сейчас служу как настоятель храма, когда грибы, картошка и яблоки были единственной пищей. В магазине было почти пусто, хлеб привозили один раз в неделю. Сейчас ситуация с продуктами улучшилась, однако доходы сельских жителей до сих пор намного ниже, чем у горожан. Многим в той местности, где я служу, и до сих пор физически уставной пост соблюдать невозможно, люди рады любой еде в любое время года. А дни праздничных послаблений, когда по уставу разрешается вкушение икры, рыбы, — для многих сельских жителей становятся совсем недоступны. Так что тогда? Что Господь послал, то и надо есть, приходится и такой выбор делать. И если я физически не могу поститься так, как написано в «Типиконе», то нужно ли и ставить себе такую цель? Или, может, сделать способом выражения поста что-то другое? Самое главное: мы всегда должны помнить, держать перед собой — для чего мы постимся. 

Я могу назвать два критерия оценки, состоялся или нет пост: субъективный и объективный. Пост в 1-м Послании к Коринфянам апостола Павла (7, 5) назван термином «упражнение». Получается, что пост — это некая тренировка, не более того. А для чего мы тренируемся? Свои мышцы или свою выносливость мы тренируем для того, чтобы потом это можно было использовать в реальной жизни. Пост — духовное упражнение, и Господь не будет нас судить, насколько хорошо мы упражнялись. Как сказал апостол Павел, «кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его» (Рим. 14, 3). Пища не приближает нас к Богу (1 Кор. 8, 8). Как оценивается любая тренировка? Насколько хорошей была нагрузка? Если пост слишком легко дался, то тренировка была не­удачной. Это субъективный критерий. А объективный критерий заключается в следующем. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что во время поста человек ест более простую пищу и меньше тратит денег на еду, а сэкономленные деньги он должен раздать нищим. Не происходит ли у нас все ­наоборот? 

Иерей Александр Дягилев, настоятель храма Преображения Господня в селе Загубье

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Взгляд"