Cовершивший невозможное

Пожалуй, самый яркий иерарх Русской Церкви второй половины XX века, владыка Никодим (Ротов, 1929–1978) с 1963 по 1978 годы управлял Ленинградской и Новгородской митрополией. Судьбы митрополита Никодима и Александро-Невской Лавры неразделимы. Возложив на себя обязанности настоятеля Свято-Троицкого собора в 1967 году, он тем самым обеспечил законную возможность восстановления должности наместника. И хотя именоваться открыто священноархимандритом Лавры он не мог ввиду отсутствия монастыря, наличие наместника в те советские годы явно намекало на бывший и, возможно, будущий статус собора как лаврского храма. Предлагаем вашему вниманию подборку мнений о различных гранях этой выдающейся личности.
Раздел: Взгляд
Cовершивший  невозможное
Журнал: № 4A (Специальный выпуск №2, апрель) 2013 Опубликовано: 21 июня 2013

Пожалуй, самый яркий иерарх Русской Церкви второй половины XX века, владыка Никодим (Ротов, 1929–1978) с 1963 по 1978 годы управлял Ленинградской и Новгородской митрополией. Судьбы митрополита Никодима и Александро-Невской Лавры неразделимы. Возложив на себя обязанности настоятеля Свято-Троицкого собора в 1967 году, он тем самым обеспечил законную возможность восстановления должности наместника. И хотя именоваться открыто священноархимандритом Лавры он не мог ввиду отсутствия монастыря, наличие наместника в те советские годы явно намекало на бывший и, возможно, будущий статус собора как лаврского храма. Предлагаем вашему вниманию подборку мнений о различных гранях этой выдающейся личности.

Митрополит Ленинградский и Новгородский

Митрополит Никодим отдавал себе отчет в том, что полная свобода и независимость Церкви в его эпоху остаются прекрасным идеалом. В этих условиях сделаться ответственным, самостоятельным и рачительным управляющим уже было великим дерзновением, в котором столь нуждалась дискриминируемая Церковь. Такой была историческая роль Владыки Никодима в его сложное время. Он был, возможно, первым из иерархов послереволюционной Русской Православной Церкви, кто сумел выйти за пределы того подобия социальной резервации, в которой государство определило пребывать православию, и сделать шаг навстречу обществу и властям, дабы постараться включить их в некую систему отношений диалога и партнерства с Церковью. По тем временам подобный замысел мог восприниматься не иначе как утопия или даже авантюра. Однако ныне, с высоты опыта минувших с тех пор двух десятилетий, мы можем определенно утверждать: воистину, он сумел с помощью Божией совершить невозможное, утверждая идею самостоятельности Церкви в условиях, враждебных не только подобным действиям, но и самим намерениям их совершить.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата

Он далеко видел и многое понимал лучше других. Митрополит Никодим устраивал много приемов, встреч, пытаясь заручиться поддержкой и пониманием у как можно большего круга людей. Был он очень деловой, талантливый, и если бы не он, то от Церкви бы осталось, наверное, совсем немного. Он сумел многое сохранить. Владыка искал тогда опору в каком-то сильном институте — таком, как Ватикан. Надеялся, что они помогут. Он туда и ездил, его там принимали, в конце концов, он там и скончался. И он охотнее контактировал с католиками, нежели с протестантами, так как католики все-таки ближе, и эта близость глубже. Он видел там благодать Святого Духа. Был, думаю, еще один существенный момент: Владыка был монах, и в этой связи ему импонировал целибат священства, принятый в Католической Церкви.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир

Разумеется, экуменическая практика владыки ни в коем случае не предусматривала ни уступки, ни компромисса, ни некоего усреднения между различными конфессиями и учениями. Она диктовалась живым ощущением Единого Христа, во имя Которого крещены все христиане. Именно это было для владыки Никодима тем энергетическим источником, который придавал внутренний импульс его интенсивной экуменической деятельности. Подчеркиваю, это был именно внутренний импульс, ощущение эсхатологического единства во Христе, несмотря на все неизбежные в настоящее время перегородки, которые разделяют христиан. Разумеется, существовал еще и внешний импульс экуменической деятельности, о котором тоже немало говорилось, то есть импульс, диктуемый политической конъюнктурой. Но это внешнее было лишь средой, в которой выявлял себя внутренний импульс деятельности владыки Никодима, человека глубокой веры.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

Священнослужитель

Богослужение было для митрополита Никодима важнейшим делом жизни. Он нередко говорил, что в болезни или чрезвычайном утомлении от трудов всегда получал укрепление через молитву. Когда пришел серьезный недуг, он ежедневно причащался Святых Христовых Таин. Те, кто были свидетелями того, как служил Владыка, — а многие из них теперь архипастыри и маститые протоиереи, — помнят, насколько величественно и молитвенно он это делал. Любил Устав, церковное благолепие, но не ради них самих, ибо видел главный смысл богослужения в провозвестии Евангелия и приобщении людей к спасительной миссии Церкви.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий

По прибытии в Ленинград владыка сразу полюбил Троицкий собор Александро-Невской Лавры. Во время службы он имел обыкновение садиться в стасидию — специально приготовленное для него седалище наподобие тех, что с древних пор очень распространены в греческих монастырях. Оно располагалось, что примечательно, не в алтаре, а в основной части храма, на виду у всех молящихся, напротив солеи слева, если смотреть на алтарь, — так, что он мог видеть происходившее на богослужении глазами простых мирян.

Протоиерей Александр Сорокин

Мы все, духовенство, выходили к нему туда, располагались рядом и пели. Я задавал тон, так как у владыки со слухом было туговато, а он регентовал, делая это с огромным удовольствием. Он вообще очень любил петь. И певчих очень любил. Если у него был день Ангела, или наступал какой-нибудь великий праздник, или подходил какой-нибудь особый торжественный случай, он требовал обязательного участия хора. И этим хором были мы, ленинградское духовенство. Пели и церковные песнопения, и светские.

Архидиакон Андрей Мазур

Гимнограф

Владыка прекрасно знал и ценил церковно-славянский язык за его красоту и выразительность. Свидетельством тому — его собственные литургические труды: те церковные службы святым, которые составлены им на славянском языке. Но он также хорошо знал, что для многих рядовых верующих этот язык мало понятен. Поэтому, для большей внятности и назидательности богослужения, он стремился переложить на более понятный язык некоторые богослужебные тексты. В течение ряда лет он работал над текстом Великого канона преподобного Андрея Критского. На первой седмице Великого поста, когда читается этот канон, Владыку часто можно было видеть за этой работой. В перерывах между утренними и вечерними службами он сидел, обложившись книгами, и занимался сличением греческого, русского и славянского текстов канона.

Протоиерей Василий Стойков

Мне приходит на память воспоминание близкого помощника митрополита: «Однажды в Серебряном Бору, — рассказывал тот, — владыка буквально разрывался между бумагами и телефонными звонками. Присев у края стола, он быстро набросал несколько строк, а затем вырвал листки, но неудачно — часть текста осталась в блокноте на обрывках. Со словами „приведи все в порядок, мне некогда“, он передал мне это „хозяйство“, а сам снова занялся „текучкой“. Осторожно извлекши обрывки из блокнота, я соединил их с основным текстом, а затем склеил. Это были кондак, тропарь и величание одному из святых. Именно этот текст вскоре и был утвержден на заседании Синода».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир

Основатель хора духовенства

Началось все с того, что однажды к нам в гости приехал хор из Финляндии, хор этот пел во время службы в Смоленской церкви. Всем нам очень понравилось их пение, и я сказал: «Владыка, а мы-то тоже можем создать хор. Силы у нас есть. Благословите!» Владыка благословил. И мы вместе с отцом Павлом Герасимовым стали собирать поющее духовенство. Поддержка со стороны владыки была огромная. И потом: надо было решать вопрос с Григорием Семеновичем (Жариновым, уполномоченным Совета по делам религий. — Ред.), что было непросто. Ведь его принцип по отношению к Церкви был «чем хуже, тем лучше». Владыка взял это на себя.

Протоиерей Борис Глебов

Я хорошо помню наше первое выступление — в связи с приездом королевы Нидерландов. Была служба в Никольском кафедральном соборе, после которой состоялся торжественный прием в актовом зале Духовной академии. Высокие гости обедали, а наш хор пел. А уже после этого мы регулярно пели и в великие праздники, на Пасху и Рождество — в Лавре или в Никольском соборе, а также и по другим случаям, на различных приемах и торжествах. Если это было богослужение, то, конечно, пел и местный смешанный хор, но приоритет все равно отдавался в таких случаях хору духовенства.

Протоиерей Богдан Сойко

Покровитель студенчества

К православному студенчеству владыка испытывал особенную сердечную привязанность. Те, кто тогда учился в Духовных школах, помнят частые личные беседы с владыкой. Он нередко выступал в Духовной академии, говоря о необходимости связи богословия с жизнью, «которая удерживает мысль от удаления в бесполезную для дела спасения область отвлеченных рассуждений». Пример подлинного богословия виделся ему в богословии святых отцов, которое развивалось в непрерывной связи с апостольским Преданием, основывалось на Божественном откровении и соответствовало запросам жизни.

Епископ Петергофский Маркелл

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Взгляд"

28 марта, четверг
Обложка

Тема номера:300 лет Александро-Невской Лавре

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Взгляд / Cовершивший невозможное
/ Взгляд / Игумен Викторин (Алёшин). Начальник Свято-Андреевского скита Александро-Невской лавры
/ Взгляд / "В Лавре всегда людно...". Насельник Александро-Невской лавры игумен Стефан (Садо) рассказывает о монашеской жизни в обители
/ Крупный план / Архиерейские богослужения
/ Крупный план / Больше, чем монастырь
/ Информация / Александро-Невское братство
/ Via Historica / 300 лет Лавре. Образцовая обитель
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ По душам / Лента памяти
/ По душам / Матушка Рафаила: «Всегда хотела быть в храме»
/ По душам / Валентина Фёдоровна Кирюшина: «Тут одно, а там – другое»
/ Служение / С детства — в Лавре
/ Служение / Стежок к стежку, игла рисует…
/ Служение / Драгоценная работа во славу Божию
/ Служение / Cпасти икону
/ Служение / Александро-Невское братство. История и современность
/ Служение / Хор как Собор
/ Служение / Не картина, а «окно»
КУЛЬТПОХОД
/ Книжная полка / Библиотека Лавры