Что такое лавра?

Основав 300 лет назад на берегах Черной речки монастырь во имя Святой Троицы и благоверного князя Александра Невского, Петр Великий навеки скрепил свое европейское детище с судьбой России, особый, православный путь которой символизирует князь Александр. Сегодня Александро-Невская лавра — городская достопримечательность, мимо которой не пройдет ни один паломник или турист. В том, как жизнь старейшего петербургского монастыря связана с историей города, страны и мира, поможет разобраться наша маленькая «энциклопедия».
Раздел: АКТУАЛЬНО
Что такое лавра?
Журнал: № 4 (апрель) 2013Автор: Владимир Иванов Опубликовано: 6 апреля 2013
Основав 300 лет назад на берегах Черной речки монастырь во имя Святой Троицы и благоверного князя Александра Невского, Петр Великий навеки скрепил свое европейское детище с судьбой России, особый, православный путь которой символизирует князь Александр. Сегодня Александро-Невская лавра — городская достопримечательность, мимо которой не пройдет ни один паломник или турист. В том, как жизнь старейшего петербургского монастыря связана с историей города, страны и мира, поможет разобраться наша маленькая «энциклопедия».

«Виктори»
Этим словом, по-русски означающим «победа», Петр Великий назвал выбранную им для строительства монастыря местность при впадении Черной речки (ныне — Монастырка) в Неву. Согласно легенде, бытовавшей в петровские времена, именно здесь ночью 15 июля 1240 года небольшой отряд новгородцев и ладожцев во главе с князем Александром Ярославичем наголову разбил шведское войско, остановившееся на ночлег на пути к Новгороду. Сейчас археологи утверждают, что легендарная битва состоялась при устье Ижоры (в районе современного Колпино), а при устье Черной речки (то есть близ нынешнего моста Александра Невского), скорее всего, имела место битва 1301 года, после которой новгородцы сумели взять шведскую крепость Ландскрону.

Обращение Петра к памяти Невской битвы не было случайным: император видел живую параллель между Северной войной и войнами, которые вел князь Александр. И Петр, и Александр Невский, оба отстаивали северные русские земли и защищали здесь православие. Оба они столк-нулись с гигантскими историческими вызовами, и каждый сумел дать ответ: Александр — отстояв независимость Новгородских земель; Петр — сделав единственную православную державу Европы передовым государством.

Начало монастырской жизни было положено совершением первой Литургии в деревянной Благовещенской церкви 25 марта (7 апреля по н. ст., в самый день Благовещения) 1713 года. С основанием обители Александр Невский стал небесным покровителем града Петрова: святого князя отныне поминают как молитвенного предстателя за приневские земли. На иконах его надлежало изображать не в монашеском лике, а «писать тот святой образ в одеждах великокняжеских». То есть Александр Невский прославлялся не как монах, а как православный воин. Стоит помнить, что орден имени святого князя, защитника русских земель, — единственный из царских орденов, который продолжил существование в СССР, а потом и в современной России.

Лавра
Хотя слово λαύρα буквально переводится как «людное место» или «городской квартал», именно его византийские писатели использовали для обозначения монастырей полуотшельнического типа, состоявших из центрального храма и окружавших его отшельнических скитов. Так выглядели монастырские постройки в Палестине в конце V века: постоянная угроза со стороны кочевников заставляла монахов огораживать обители стенами, и древнейшие православные лавры, например монастырь Саввы Освященного в Кедронской долине (основан в 484 г.), напоминают неприступную крепость — своеобразный городской квартал.

На Руси с конца XVI века титул «лавры» стали присваивать крупным монастырям, имея в виду особую важность обители: сначала лаврой стал Киево‑Печерский монастырь (1688), потом Троице-Сергиев (1744). До революции этот статус означал непосредственное подчинение монастыря патриарху, а с упразднением патриаршества — Священному Синоду. Лавры имели особые права, число монахов в них не ограничивалось.

Александро-Невская лавра стала третьей по счету в России: соответствующий именной указ был подписан императором Павлом I в 1797 году. Священному Синоду надлежало Александро-Невский монастырь «переименовать Лаврою со штатом наравне с Киево‑Печерскою и Троицкою Сергиевскою».

Академия
Так называлось учебное заведение, основанное Платоном близ Афин в местности Ἀκάδημος. В России «академиями» называли высшие духовные школы, где наряду с богословием преподавались науки, которые сегодня мы без сомнений назвали бы светскими.

История духовной академии при Александро-Невском монастыре началась еще со времен Петра: в 1721 году здесь была создана Славянская школа. Переустраивая Православную Церковь, Петр стремился превратить ее в инструмент идеологического обеспечения новой политической линии «прорубания окна в Европу». Церковь должна была стать современной, а в среде духовенства необходимо было воспитать прослойку людей, сведущих в богословии по-европейски: таких, что могли бы заниматься им как точной наукой, на манер монахов‑иезуитов или протестантских пасторов.

При Петре в православных храмах столицы появляются кафедры, с них стали зачитывать проповеди. Это же умение культивируется и среди монахов Александро-Невского монастыря, для которых сочинение проповедей становится особым послушанием. В 1797 году, когда монастырь превращается в лавру, на базе Славянской школы (которая стала к этому времени Главной семинарией) учреждается духовная академия. Наряду с Московской, Киевской и Казанской академиями Санкт-Петербургская академия сыграла выдающуюся роль в истории Церкви. К слову, из шести патриархов Русской Церкви, избранных после восстановления патриаршества в 1917 году, четверо были ее выпускниками.

Рака
Слово происходит от латинского arca «ящик, гроб, ковчег», им обозначают большой, богато украшенный ларец для хранения мощей святых, по форме напоминающий архитектурное сооружение. Находившаяся в Троицком соборе рака святого Александра Невского когда-то была одной из «жемчужин» лавры: о ней, как о памятнике елизаветинского рококо, упоминали все путеводители по дореволюционному Петербургу.

Необходимость в раке возникла после того, как Петр, вслед за триумфальным завершением Северной войны, в 1724 году с небывалыми почестями перенес мощи святого князя из Рождественского монастыря во Владимире в Петербург. Изготовлением раки занялась дочь Петра — императрица Елизавета. По эскизам придворного портретиста Георга Грота и библиотекаря великого князя Петра Федоровича Якоба Штелина был изготовлен ковчег в форме пятиступенчатой пирамиды. На лицевой его стороне — барельефы со сценами из жизни Александра Невского: Невская битва и Ледовое побоище, а также вступление в Псков. 

Знаменитую раку сейчас можно увидеть в Концертном зале Зимнего дворца: в 1922 году она была экспроприирована у Церкви и передана на хранение в Государственный Эрмитаж.

Архимандрит
На современный русский язык греческое слово архимандрит (ἀρχιμανδρίτης) можно перевести как «заведующий овчарней». Речь, конечно, об овцах Христовых — монахах. В первые века Церкви архимандритами называли лиц, которых епископ назначал для надзора за всеми монастырями епархии, затем — настоятелей крупных монастырей. На Руси титул архимандрита применялся к игумену важного монастыря и до советского времени служил обозначением должности. В настоящее время архимандрит — это, прежде всего, сан, высший для монашествующих пресвитеров.

Священноархимандритом Александро-Невской лавры сегодня является митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, а наместником — епископ Кронштадтский Назарий.

Киновия
Так в древности назывались общежительные монастыри (от греческих слов κοινός «общий» и βίος «жизнь»), которые возникли в начале IV века вслед за отшельническими монастырями. В России киновиями называли монастыри, в которых ни монахи, ни настоятели не могли располагать никакой собственностью и состояли на полном обеспечении монастыря.

Киновия при Александро-Невской лавре была основана в 1820 году в районе деревни Клочки (нынешняя Октябрьская набережная между Финляндским и Володарским мостами), где в петровское время находился кирпичный завод, принадлежавший монастырю, она была предназначена для больных и престарелых монахов, находившихся на попечении монастыря. В 2002 году главный храм киновии — собор Святой Живоначальной Троицы — был заново освящен.

На современные карты нашего города слово «киновия» попало благодаря Киновиевскому кладбищу близ монастыря, где, наряду с захоронениями XIX века, есть и могилы блокадного времени.

Некрополь
«Городами мертвых» принято называть кладбища с гробницами знатных, уважаемых людей, оставивших след в истории своего Отечества.

Александро-Невская лавра — это не только духовный центр Санкт-Петербурга, но и место погребения почетных его граждан. Традиция захоронения здесь знатных особ восходит к петровской эпохе: в 1714 году в Лазаревской церкви была погребена сестра Петра Наталья Алексеевна. До восшествия на престол императора Павла I в монастыре покоился прах его отца Петра III.

Самым известным из лаврских захоронений является, пожалуй, могила Суворова в Благовещенской церкви: каждый помнит лаконичность эпитафии «Здесь лежит Суворов». По преданию, эти слова принадлежат Державину. Рассказывают, что во время похорон фельдмаршала катафалк никак не проходил в дверь, и кто-то из солдат воскликнул: «Вперед, ребята! Суворов везде проходил!» — и, действительно, гроб прошел в двери.

Каждый петербуржец знает о Некрополе мастеров искусств и Некрополе XVIII века — бывших Тихоновском и Лазаревском кладбищах, ставших частью Государственного музея городской скульптуры. Куда меньше известно о бывшем Казачьем кладбище, которое теперь называется «Коммунистическая площадка». Это некрополь напротив входа в Троицкий собор. Здесь покоятся начальник Дороги жизни капитан I ранга Михаил Нефедов и начальник строительства ленинградского метро, а затем руководитель Дороги Победы, проложенной на узком участке берега Ладожского озера сразу после прорыва блокады, Иван Зубков. На надгробиях обоих — надпись «Погиб на боевом посту». 

Подготовил Владимир Иванов

Поделиться

Другие статьи из рубрики "АКТУАЛЬНО"

19 марта, вторник
rss

№ 4 (апрель) 2013

Обложка

Тема номера:Храмы в больницах

Статьи номера

ПРАЗДНИК
28 апреля — Вход Господень в Иерусалим. Неделя ваий
14 апреля — день памяти преподобного Варсонофия Оптинского (†1913)
АКТУАЛЬНО
Роддом для вечности
Александр Сокуров: «Что в основе? Заповеди»
Что такое лавра?
ПОДРОБНО
/ От редакции / Зачем Церкви больница?
/ Взгляд / «Помолитесь обо мне»
/ Взгляд / Жизнь ради другого
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Lingua Sacra / Неизвестный пророк
/ Имена / Великой странствующей душе
/ Умный разговор / «Мой перевод звучит как набат»
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Аксиос / диакон Георгий Якимов
/ Ленинградский мартиролог / Протоиерей Алексий Кибардин
/ Дошкольное богословие / В ожидании Чуда
/ По душам / Анастасия Мельникова: «Меня питают Церковь и Маня»
/ Приход / ХРАМ Благовещения Пресвятой Богородицы на Пискаревке
/ Служение / Храм на «Логосе»
/ Служение / «Слово» на телевидении
/ Из окна в Европу / Гостеприимная Болгария
/ Из окна в Европу / Болгарская мозаика
/ Место жительства - Петербург / За цельностью – к звездам
КУЛЬТПОХОД
/ День седьмой / Священник, композитор, дирижер
/ День седьмой / Великопостные концерты: премьеры и открытия апреля
ГЛОБУС ЕПАРХИИ
"Домик Романовых" в Феодоровском соборе
Это все-таки наша жизнь
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
Календарь с сюрпризами