Через "дерево" к звездам

Здесь мамы разговаривают так задушевно-просто, что чужие дети жмутся к ним, как к своим. Здесь папы сначала несколько смущены кажущейся «нелепостью момента», но вскоре дурачатся с посторонними тетями и дядями без оглядки на возраст и прочие анкетные данные. Здесь можно всё, что нельзя, но давно хотелось: покачаться на стуле, стукнуть кого-то (мягкой подушкой), пообниматься, без смущения услышать «ну что ты как ребенок». Просто потому, что в Семейной Мягкой Школе все — как дети.
Матушка Ольга Киселёва (слева) — инструктор Семейной Мягкой Школы
Журнал: № 3 (март) 2019Автор: Анна ЕршоваФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 29 марта 2019

ТЕПЛАЯ ПЕЧКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

— Мама, она мне врезала!

— А она меня дурой обозвала, ааааа!

— А ты сама меня пихнула в лифте и специально наступила на ногу, ааааа!

«Может, это обвал? Или слон танцевал?» Нет, это две мои милые девочки возвращаются из школы и кружков. Они устали и хотят есть. Они орут в лифте и на лестничной площадке так, что мне стыдно перед соседями. Хочется их хорошенько наказать за дверью квартиры, чтобы они наконец пришли в себя! Но я делаю совершенно иное.

— Та-ак, давайте играть в печку, идите-ка сюда.

Я сажусь прямо на пол в коридоре и начинаю «месить тесто»: жать и мять по очереди каждую девочку, и каждая довольно похихикивает и подставляет мне разные бока. Потом они уходят «в печку» — ко мне в крепкие объятия, в которых будут сидеть, пока не «испекутся», а когда «испекутся», зашипят тихонько: «шшшш». Младшая «печется» довольно быстро — и бежит переодеваться. Старшая сидит «в печи» гораздо дольше, я даже начинаю уже думать, что сама хочу есть и надо было поставить разогреваться суп, но молчу и жду. Наконец «испеклась» и она. Дети наполнились маминой любовью, насытились телесным контактом — и заметно присмирели, будто обмякли. Ругаться дальше стало уже неохота.

— Биография —

Элла Глушкова — создатель методики Семейная Мягкая Школа, дефектолог по образованию, автор книг и публикаций о детском развитии и воспитании, участник учебных семинаров и конференций, организатор российских и международных развивающих, реабилитационных и интеграционных лагерей.

УПРАЖНЕНИЕ «ПИРОЖОК»

Малыш лежит на спине, мама делает массаж — как будто готовит пирог: «насыпает муку», «наливает воду», «месит тесто», «выкладывает начинку», «заворачивает пирожок» (складывает ручки, ножки) и «ставит в печку», крепко обнимая и закрывая всего малыша руками, прижимая к себе, чтобы ему было тепло-тепло. Это символизирует возврат в лоно матери. Как только малыш напитался любовью мамы и «жаром печки», он шипит: «шшшш», сообщая о том, что «пирожок готов». Дети расслабляются, нагреваются, набираются материнского тепла и доверия к взрослым.

В чем «изюминка» Семейной Мягкой Школы? Я пытаюсь разобраться, понимая, впрочем, что тут лучше один раз поучаствовать, чем сто раз услышать. Основатель Школы Элла Глушкова подчеркивает, что воздействие СМШ на личность человека идет на трех уровнях: физическом, личностном, социальном.

1. Физический — это построение так называемой схемы тела, когда мы чувствуем, ощущаем каждую нашу часть. Тренировка ловкости, выносливости. Нагревание, набирание тепла ребенком от взрослого. Выстраивание очень разнообразного двигательного опыта, который потом может пригодиться в разных неожиданных местах. Например, если на занятиях учишься мягко (ведь Школа — Мягкая!) падать, то когда падаешь с велосипеда или самоката — тело «вспоминает» эти уроки.

2. Личностное развитие. Как бы родители ни пытались «правильно» воспитывать детей — всё равно дети просто будут повторять нас, наши реакции, слова. Поэтому Мягкая Школа — Семейная: здесь маленькие видят и впитывают реакцию и поведение взрослых, которые занимаются рядом, и учатся всему вместе с ними.

3. Социальное развитие. Семья занимается не обособленно, а в группе, она контактирует с другими семьями и детьми, которые учатся давать обратную связь: здесь слишком тесно, так ты меня взял слишком жестко, а тут я хочу, чтобы ты меня прижал покрепче. Ребенок, да и взрослый, учится взаимодействовать с социумом доверительно и спокойно.

Как это выглядит на деле? Мамы или папы с детьми или целые семьи приходят на занятие и под руководством инструктора выполняют различные физические упражнения, разминки, общаясь и «меняясь» детьми, чутко реагируя по ситуации: как поступить, где подхватить, в чем похвалить. Психология, дефектология, основы мягких стилей воинских искусств — всё сплелось в авторской методике Эллы Глушковой, которая считает СМШ делом своей жизни и развивает её уже более 20 лет.

— У нас в Мягкой Школе можно играть и с детьми с ДЦП, и без зрения и слуха, и с аутизмом, — говорит Элла Глушкова. — У нас нет слова «нельзя», нет запретов. Но это не значит, что «всё можно», мы просто предоставляем выбор. Не «нельзя толкать малыша» — а «малыша можно погладить, а толкать — папу, если он согласится». Не «нельзя хватать нож за лезвие» — а «можно взять нож за ручку и вместе с мамой порезать салат». И можно ничего не запрещать!

«Побочный» эффект такого приема — дети внезапно начинают слушать и слышать родителей. Вас дети, вообще, слышат? Меня — не очень, я как-то проверяла. «Иди музыкой позанимайся» — тишина. «Убери из гостиной свои чашки!» — в ответ молчание. «Давай шоколадку без них съедим» — мужу, тихонько. О чудо! Слышат!

В чем тут проблема? Когда мы детей всё время строим, строжим — они по умолчанию чувствуют себя плохими. И все их усилия уходят на то, чтобы понять: я плохой или все-таки хороший, меня любят или не любят? От этого возникает такая знакомая современным мамам и учителям легкая заторможенность, рассеянность, витание в облаках. В Семейной Мягкой Школе родитель учится доверять ребенку, ребенок — родителю, и становится ясно: нет необходимости ругать, заставлять что-то делать или наказывать.

Вот как объясняет это Элла Глушкова:

— Просто начинают работать причинно-следственные связи. «О, замечание в дневнике, что ты крутился на уроке! Да, сложно выдержать 45 минут без движения. А как шевелиться незаметно для учителя?» И вот мы получаем уже не проблему, от которой опускаются руки, а интересную задачку, которую можно решить, — как мы решаем задачки в нашей Мягкой Школе. И вот уже ребенок приходит после уроков радостный: «Мама, мама! А я придумал, как можно тихонько ерзать на стуле попой, и Ольга Дмитриевна не заметила!» — «О, здорово!» И так далее. Не помыл тарелку — «Тебе в эту тарелку наливать? Или ты её успеешь помыть сейчас до обеда?» Бегут и моют, проверено. Вот и всё. Ни наказывать, ни ругать никого не нужно.

«Мне занятия в радость», — говорит священник Димитрий Киселёв
«Мне занятия в радость», — говорит священник Димитрий Киселёв


ПЕРЕД ИСПОВЕДЬЮ — В МЯГКУЮ ШКОЛУ

Интересно, что одним из первых Семейную Мягкую Школу в Петербурге заметил и «приютил» православный приход. Священник Димитрий Киселёв попробовал организовать такой своеобразный и полезный досуг при храме в Лесколово, где он тогда служил (см. «ВЖ» № 10, 2014), а его супруга Ольга Киселёва получила сертификат инструктора СМШ.

— Сейчас почти в каждом храме есть воскресная школа и для взрослых, и для детей, патриотические клубы, театральные кружки, много чего другого. Но как найти то, что соединяет и больших, и маленьких? — задался вопросом отец Димитрий.— Так, чтобы и взрослые знакомились друг с другом в приходе, и дети участвовали бы в этом процессе? Такой методикой, на мой взгляд, является СМШ, где семьи выполняют различные упражнения, играя и взаимодействуя друг с другом. Мы попробовали проводить такие занятия с участием прихожан при храме в деревне Лесколово, где я тогда служил настоятелем, и считаю, они дали положительный результат.

Отец Димитрий рассказывает, что сам, когда пришел впервые на занятия, немного чуждался, стеснялся, стоял в стороне: «вдруг сделаю что не так». Новичкам в СМШ обычно дают время освоиться — столько, сколько им нужно. «Застенчивость прошла довольно быстро, — говорит отец Димитрий, — и занятия стали в радость. Причем в Мягкой Школе родители не только со своими детьми возятся, они могут взаимодействовать со всеми. Так происходит адаптация детей к социуму, формируется их доверие к окружающему миру, к другим взрослым».


ИГРА «МУРАВЬИНЫЙ ПЕНЕК»

Через это упражнение, как и через другие «ловушки», важно сначала пройти родителю под присмотром опытного инструктора СМШ. Так взрослый прочувствует игру на себе, покажет ребенку пример действий и эмоциональной реакции.

Взрослые встают на колени близко друг ко другу, образуя большой круг — ловушку, куда дети могут заползать и искать выход обратно. Для ребенка тут много вызовов: его готовность протиснуться между взрослыми, отношение к темноте и замкнутому пространству. Кто-то бросается с радостью и готовностью выполнить новое задание, кто-то сразу убегает. Таких детей не трогают, не заставляют, не уговаривают, не принуждают. Они просто смотрят. Но со временем все втягиваются в игру и совершенно меняются. Когда малыш прикладывает усилия, чтобы найти выход из ловушки, которую устраивают взрослые, специально зажимая его или преграждая путь, и выползает, наконец, наружу — его хвалят, и это подкрепляет и повышает самооценку. А в будущем поможет спокойно относиться к трудностям и принимать решения для их преодоления.

Элементы СМШ можно внедрять и дома, между делом. Элла Глушкова приводила пример: стоит мама на кухне, готовит, а малыш не знает, чем заняться, вертится под ногами. Отгонять его, ругать за то, что не может сам поиграть? Нет, зачем. Можно сделать ногами «ловушку», защемить его тихонько — и пусть выкарабкивается, вылезает, чувствуя мамино тепло и интерес.

Мне сразу вспомнилось, как примерно так же играл с нами папа. Он, лежа на диване с газетой, как полагалось всем мужчинам в советские времена, зажимал нас, детей, ногами, делая вид, что продолжает увлеченно читать, и мы, под собственные визги и писки, старались вывернуться и удрать в свою комнату. Это было очень весело и запомнилось на всю жизнь. Сейчас я тоже иногда повторяю такой трюк, когда отдыхаю вечером после работы. Вот приходит ко мне младшая дочка, и я сдерживаю порыв отослать её в свою комнату «чем-то, наконец, заняться» и начинаю возиться с ней: делаю кольцо из рук или какие-то другие ловушки, а она с хохотом выкручивается. Особенно это полезно тем детям, которым нужен постоянный телесный контакт, обнимашки-целовашки (зачастую родитель уже выдохся, а им всё мало). Эта продуманная возня убивает сразу двух зайцев.

Священник Димитрий Киселёв отмечает и другое воздействие методики СМШ на семьи. Она помогает, когда мы… каемся в одних и тех же грехах:

— Если мы всё время кричим на детей или дети всё время грубят родителям — конечно, и те, и другие каются, приходят на исповедь и говорят об этом. Но всё повторяется снова и снова. А что мы сделали, чтобы что-то реально изменить в отношениях внутри семьи? Какие-то усилия должны быть и между исповедями. Нам во многом помогли принципы Семейной Мягкой Школы. Например, направлять ребенка не строгими окриками и командами «нельзя», а предложением альтернативы. Показывать ему любовь и принятие, и в ответ получать то же. В том, что ребенок или родитель делают постоянно то, что мешает жить, вводит в конфликтное состояние, есть более глубокие причины. А любовь меняет всех. И я заметил, что Мягкая Школа со своей философией умного поощрения и принятия помогает скорректировать определенные греховные привычки.

СЕМЕЙНАЯ МЯГКАЯ ШКОЛА (SOFTSCHOOL.RU) -

это авторская методика Эллы Глушковой, методика целостного развития в виде системы игровых упражнений для семей с детьми любого возраста и любых особенностей, разработанная на основе мягких стилей воинских искусств и направленная на последовательное раскрытие в человеке врожденной способности быть гибким, смелым, чутким, уметь адекватно реагировать на любую сложную ситуацию. СМШ рассматривает человека как неделимое целое. Суть методики — три «Т»: Тисканья: сначала полюби, потом учи, телесная похвала, формирование схемы тела, восстановление и развитие нейронных связей, направленных на здоровое развитие; Творчество: индивидуальный подход, ситуативное реагирование, чуткость ко всем и каждому, постоянное придумывание новых задач и их решение; Трудности: идем туда, где сложно, и делаем себе приятно, учимся решать любые задачи с интересом и радостью.


В АТМОСФЕРЕ ПОСТОЯННОГО СТРЕССА

Да, действительно, почему мы всё время срываемся на близких, сожалеем об этом на исповеди, а потом повторяем снова и снова? Психологи говорят, что если у человека не удовлетворены базовые потребности — в еде, сне, отдыхе — его стрессоустойчивость гораздо ниже. То есть, проще говоря, когда мама постоянно недосыпает, ест урывками между заботами о детях, давно забыла о «культурном досуге» с мужем, неудивительно, что она ведет себя раздражительно и даже агрессивно. Примерно то же происходит и с детьми, задерганными школой и многочисленными кружками.

— Когда у людей накапливаются тревоги, нагрузки, недосып, то от стресса происходит своего рода «потеря» тела для мозга, — объясняет Элла Глушкова. — Мы перестаем его чувствовать — полностью или по частям. Что такое гиперактивные дети — это дети, у которых в голове не все мышцы «прописаны», и поэтому у них возникает волнение и тревога: где моя ручка, где моя ножка. И когда он ею шевелит, он как бы проверяет, что она на месте, он «находит» её. На таких детей направленынаши упражнения, позволяющие вылезать из разных ловушек и зажимов. Например, «Мишка по лесу ходил, Васю за руку схватил». Взрослый хватает ребенка за руку, ребенок с усилием, но мягко её освобождает — «Ты справился, вытащил!» И у ребенка эта ручка в голове зафиксировалась, «прописалась», плюс его похвалили за успех. Так накапливается значимость, связь со своим телом — и детям потом легче дается учеба. У нас был один мальчик с аутизмом, он сначала всё время выбегал из зала, но постепенно мы стали и его тискать, «греть». Мы помогали ему «найти» свое тело. И когда он его «нашел» — он стал разговаривать! Просто у него мозг освободился от различного рода тревог, и он смог развиваться дальше.

У взрослых — то же самое. От постоянного стресса, недосыпа, невнимания к своим физическим потребностям происходит «провал» и в психике, и в мыслительной деятельности. Мы нервничаем, ощущаем, что не можем сфокусироваться, «тормозим». Недаром многие программы вывода из неврозов основываются на физическом воздействии — массажах, различного рода аппаратных сдавливаниях, определенных физических упражнениях. Примерно так же воздействует и Мягкая Школа: когда взрослые бегают и выполняют разные задания вместе с детьми, они «вспоминают» свое тело, происходит активное двигательное расслабление, которое, кстати, приносит психике гораздо больше пользы, чем расслабление пассивное (полежать на диване).

Еще одна важная задача Мягкой Школы — она работает на профилактику выученной беспомощности. Этот термин означает состояние человека, который привык, что за него всё делается другими, и теперь не может справиться даже с маленькой задачей. Тоже очень знакомая ситуация для родителей современных школьников.

— Наша цель — не избегать и не бояться трудностей, а научиться выходить из них, — рассказывает Элла Глушкова. — Привыкнуть относиться к любой задаче не как к «концу света» — дескать, что делать, сяду и буду плакать, — а с интересом. А принцип тут прост: ставить посильные задачи, добиваться, чтобы ребенок их выполнял полностью самостоятельно, и хвалить за то, что получилось.


УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО»

Родитель превращается в «дерево» — становится, чуть присев, в удобную крепкую позу и воздевает вверх руки. Высота и сложность «дерева» зависят от роста и возможностей ребенка. Задача ребенка — вскарабкаться на это «дерево». Нагрузку можно регулировать, но главное для родителя — дать ребенку возможность самому залезть и спуститься. Ведь если ребенок упал и мы его поднимаем — он не учится подниматься. Если он залез и мы его спускаем — он не учится спускаться. Так и формируется та самая выученная беспомощность. В этом упражнении главное — целеполагание: ребенок ставит цель и её добивается своими силами. Здесь формируются координация, сила и ловкость. (Упражнение лучше выполнять в зале с мягкими матами.)

Дети хотят развиваться — это заложено в них природой. И если мы сохраним в них это с малых лет и свяжем процесс развития с радостью и удовольствием — потом любая ситуация в жизни покажется им преодолимой. Возможный инструмент для такого воспитания — Семейная Мягкая Школа. Ведь её основные цели — научить радоваться жизни, развитию, новым задачам.

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ЛЮДИ В ЦЕРКВИ"