Cамое западное православие

Местность, которую петербуржцы проезжают, отправляясь в ближайшую европейскую страну. Территория, где не-финские названия только у мест, переименованных русскими. Где лютеранские церкви так же привычны, как и православные. Самая западная из областных епархий Санкт-Петербургской митрополии — Выборгская — сегодня ищет свой «культурный код» и находит его в своей истории.
Журнал: № 5 (май) 2015Страницы: 30-33 Автор: Евгений ПереваловФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 26 мая 2015
* СПРАВКАВыборгская епархия образована в 1892 году, в 1921-м была преобразована в Финляндскую Автономную Православную Церковь, а в 1923-м отошла под юрисдикцию Константинополя. После Великой Отечественной войны, когда Карельский перешеек стал территорией СССР, приходы вошли в состав Ленинградской епархии.

Видеть издалека

О том, чем сегодня живет епархия и что видит своим будущим, мы поговорили с епископом Выборгским и Приозерским Игнатием.

Игнатий, епископ Выборгский и Приозерский

Епископ Выборгский и Приозерский Игнатий (Пунин)

родился в 1973 году в Брянске. Окончил Смоленское межъепархиальное духовное училище, работал в должности референта председателя ОВЦС МП. Неоднократно входил в состав официальных зарубежных делегаций.
В 1998 году пострижен в иночество, в 1999 году рукоположен во пресвитера. В 1999-м хиротонисан во епископа Вяземского, викария Смоленской и Калининградской епархии. В 2009-м назначен епископом Бронницким, викарием Патриарха Московского и всея Руси.
В 2013 году возглавил Выборгскую епархию. Священноархимандрит Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря. Председатель Синодального отдела по делам молодежи. Член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.


— Владыка, два года назад, заступив на Выборгскую кафедру, вы рассказали нашему журналу, что будете стремиться к популяризации истории епархии.

— У Выборгской епархии действительно интересная история. Здесь наследие нескольких культур, эпох. Нас, конечно, интересует, прежде всего, история православия на этой земле. Уже удалось собрать прекрасные выставочные материалы о становлении нашей веры на Карельском перешейке, и мы планируем в дальнейшем создать экспозицию. Администрация передала в дар епархии бывший особняк генерал-губернаторов, сейчас там идет ремонт, а потом разместится епархиальное управление и выставка.

29 июля мы будем праздновать день святого Олафа, последнего общего святого Западной и Восточной Церквей. В честь норвежского короля Олафа, крестителя Скандинавии, наречена башня Выборгского замка. То есть для нас Олаф — особо родной святой. Я считаю, что его имя необходимо всячески популяризировать: в будущем мы планируем открыть в замке часовню в его честь. Кстати, на Руси раньше были храмы святого Олафа: в Новгороде и Старой Ладоге.

Олаф II

Олаф II

Олаф II — король Норвегии с 1015 по 1028 год, представитель династии Хорфагеров. Он принял христианство еще до восшествия на трон. Будучи королем, активно распространял веру в Норвегии, чем настроил против себя часть местной знати. В 1028 году, потерпев поражение от датчан, бежал на Русь к Ярославу Мудрому. В 1030-м попытался вернуть себе норвежскую корону, но был убит в битве при Стикластадире. В 1031 году был причислен к лику святых, стал почитаться как покровитель Норвегии. Жители Выборга, — и шведы, и финны, и русские, — тоже всегда считали его своим заступником.


— Карельский перешеек до середины XX века был по преимуществу лютеранской землей. Православных святынь здесь было не так много. Куда сегодня может пойти православный паломник в вашей епархии?

— Во-первых, православных было здесь не так уж и мало. Не забывайте, что Финляндия долгое время входила в состав Российской империи. В одном только Выборге существовало 34 православных прихода. Сколько церквей было в целом по епархии, сейчас не могу ответить, но уже хотя бы тот факт, что святитель Тихон Задонский одно время был епископом Кексгольмским и Ладожским, подтверждает, что православие на этой земле не менее исторично, чем протестантизм. А Коневский Рождество-Богородичный монастырь? Это очень старая обитель. Как раз туда паломнику и стоит съездить в первую очередь.

Кафедральный Спасо-Преображенский собор на данный момент является одним из двух действующих храмов города Выборга
Кафедральный Спасо-Преображенский собор на данный момент является одним из двух действующих храмов города Выборга

— В Смоленской епархии вам удалось успешно реализовать проект по устройству в семьи детей-сирот. Станет ли социальная работа и здесь одним из основных направлений деятельности епархии?

— Нет, я категорически против того, чтобы выделять какое-то одно направление. Социальная работа очень важна, но не стоит забывать и о других. Например, у нас в Выборгском и Приозерском районах более ста воинских соединений. А молодежь? Так что выделять «социалку» в ущерб другим направлениям не стоит. Но и игнорировать, конечно, тоже. У нас есть реабилитационный центр «Обитель исцеления» (см. «ВЖ» № 4, 2015), в поселке «Озерки» построена богадельня, где очень хорошие условия для проживания. В сентябре в том же поселке откроется православная гимназия.

— Кстати, как у вас обстоит дело с изучением «Основ православной культуры»?

— У нас 85 % школьников изучают ОПК.

— Как удалось достичь такого результата?

— Поделюсь опытом. Главное — это развеять страхи самих директоров школ. Я подумал, почему бы не пригласить всех директоров на какое-нибудь общее собрание? Так и сделали, собрали всех на совещание в Токсово. Директора друг с другом познакомились, пообщались. После епархия организовала им поездку в Коневский монастырь. Они посмотрели обитель, погуляли по острову. А потом выступили с ответной инициативой — провести брейн-ринг среди директоров. Победителям мы оплатили билеты до Троице-­Сергиевой лавры, на день празднования памяти преподобного Сергия Радонежского. Считаю, что примерно так можно работать и в других регионах. Не стоит идти напролом, нужно действовать с любовью, знакомя людей с православной культурой, чтобы они понимали, что мы совсем «не страшные».

— Вы поддерживаете отношения с фин­скими православными приходами?

— Поддерживаем, и не только с православными, но и с лютеранскими. Я был у них в гостях, они тоже приезжали к нам с визитом. Мы и с местными лютеранами поддерживаем отношения. У нас даже есть совместные проекты. Во время рождественских каникул в выборгском лютеранском соборе святых Петра и Павла проходит певческий хоровой фестиваль, и православные в нем принимают участие вместе с протестантами.

Выборгский замок

Выборгский замок

Выборгский замок — главная достопримечательность Выборга — основан шведами в 1293 году. Долгое время замок считался неприступным: много раз русские князья и цари пытались его отвоевать, но безуспешно. Сегодня Выборгский замок — единственный в России памятник западно-европейского оборонного зодчества. До настоящего времени сохранились многие сооружения замкового комплекса — башни, бастионы, стены. В наши дни они оборудованы под музейные нужды.


— В Выборге во время войны было разрушено много православных храмов. Восстановить их — задача общекультурная. Должна ли Церковь поднимать этот вопрос перед государством?

— Воссоздание разрушенных храмов — вопрос сложный. Хотя бы потому, что на их месте может стоять уже другое здание. А вот строительство новых идет полным ходом. Сейчас в епархии строится 33 новых церкви. На днях я посетил Токсовское благочиние, побывал на восьми новых приходах, поговорил с участниками инициативных групп. Я очень воодушевился поездкой: сколько в людях желания созидать! В самом Выборге возводится целый православный комплекс. Центральный храм Успения Божией Матери пока еще не начат, а вот церковь святого Игнатия Богоносца уже почти завершена. Место для комплекса выбрали замечательное, — возвышенность, он будет виден издалека…

Новые Ристимяки

Сто лет назад в Выборге было несколько десятков церквей, но революции и войны сделали свое дело. На сегодняшний день в городе с 80 тысячами населения всего два православных храма. Чтобы изменить ситуацию, епархия решила возвести целый храмовый комплекс.

Выборгский храм священномученика Игнатия Богоносца пока единственный в Санкт-Петербургской митрополии с подобным посвящением
Выборгский храм священномученика Игнатия Богоносца пока единственный в Санкт-Петербургской митрополии с подобным посвящением

Красивый холм с типичным для Выборга гранитным срезом, неожиданно яркое голубое небо. Совсем такое же, как на эффектном баннере с проектом Успенского храма, растянутом на строительном заборе. Вокруг — стандартный спальный район, обычная советская застройка. Здесь, на самой вершине холма, вырастет Успенский храм. Церковь Игнатия Богоносца уже красуется на склоне — работы почти окончены, осталось завершить внут­реннюю отделку. Неподалеку разместится архиерейское подворье с конференц-залами, классами, социальной службой.

Это место называется Ристимяки — «крестовая гора». В старину финны и карелы называли так возвышенности, помогающие мореходам найти путь в безопасную гавань: на вершинах этих холмов устанавливались кресты. Но выборгская гора Ристимяки получила название, скорее всего, из-за крестов надгробных: раньше здесь было кладбище, практически уничтоженное в боях во время Советско-финской войны. Тут были похоронены православные, лютеране, русские, финны, немцы, шведы, мусульмане, иудеи. Но храм на погосте был именно православным — Всех Святых. На «крестовом холме» стояла церковь, увенчанная крестом…

У Всехсвятского храма многострадальная судьба. Он появился на самом возвышенном участке Ристимяки в 1868 году, но в 1917-м был уничтожен пожаром. Остатки сгоревшей церкви не успели еще остыть, как начался сбор средств на строительство новой. В 1936 году новый храм был освящен. Простоять долго не суждено было и ему: во время Зимней войны храм уничтожил артиллерийский снаряд.

Сегодня кладбище являет собой печальное зрелище. С первого взгляда даже догадаться сложно, что под слоем земли покоятся усопшие. Лишь иногда заглянувший сюда любопытный прохожий может споткнуться о поваленный крест. Чаще под ноги попадаются разбитые бутылки: тут настоящая помойка. От храма остался лишь фундамент. Православные надеются, что когда-нибудь храм будет воссоздан, но пока в это верится с трудом. Проще оказалось построить рядом новую церковь. Так родилась идея создания Успенского комплекса и храма. Он станет преемником разрушенного Всехсвятского храма: в июле 2013 года на фундаменте разрушенной Всехсвятской кладбищенской церкви была отслужена первая за многие десятилетия Литургия, а после верующие крестным ходом прошли к месту закладки нового храма.

Невольно обращаешь внимание на это совпадение: разрушенный храм стоял на горе, новый тоже будет воздвигнут на горе. Новая Крестовая гора. Новые Ристимяки. Уже сейчас этот огромный гранитный валун с полным правом может называться именно так: на его вершине, там, где в скором времени будет красоваться Успенский храм, установлен поклонный крест.

Там, где в скором времени будет красоваться Успенский храм, установлен поклонный крест
Там, где в скором времени будет красоваться Успенский храм, установлен поклонный крест

И возможно, совсем скоро мы прочитаем в местных газетах заметку, похожую на эту, опубликованную в 1937 году в майском номере русскоязычной финской газеты города Сортавала:

«Много раз уже бывала служба в новом нашем храме в Ристимяки… И кажется мне, что в каком бы уголке земного шара ни воздвигался бы храм, как бы мало ни было кругом него христианское население, всюду найдутся люди, которые с искреннею радостью будут приветствовать этот храм. Ведь только то, что способно доставить чистую духовную радость, хотя бы малой горсточке людей, и есть самое важное, самое нужное в жизни».

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Из окна в Европу"

18 апреля, четверг
rss

№ 5 (май) 2015

Обложка