Брак или монашество: ложная антиномия

Жениться или уйти в монастырь? С этим вопросом будущие клирики да и молодые миряне пристают к старцам (в кавычках и без них) и просто к более опытным товарищам. Ответ на него ищут в опыте Церкви, в Священном Писании и Предании. Дилемма мучит даже заведших семью и ушедших в монастырь: хочется обосновать превосходство своего служения, или, по крайней мере, правильность собственного выбора. Послушаем, что об этом говорят святоотеческие тексты.
Сошествие во ад. Фрагмент облачения митрополита Казанского и Свияжского Лаврентия. 1660-е годы
Журнал: № 10 (октябрь) 2018 Опубликовано: 23 октября 2018

Брак — подобие Провидения

Нужно сказать, что энергия человека заявляет себя не в уединении и не в жизни одинокой. С каким геройским мужеством сравниться может того мужество, кто в браке, имея детей, заботясь о семействе, состоя господином как над удовольствием, так и над выпадающим на его долю горем, по силе своей любви к Богу, однако же, остается в неразрывном союзе с Ним? Сколько затруднений приходится ему преодолевать при этом; как часто должен он вооружаться против искушений, ему преподносящихся в образе детей, жены, слуг, имущества. Бессемейный же уже вследствие этого самого свободен от множества соблазнов. Так человек, занятый материальным своим домостроительством, хотя и уступает в деле своего спасения человеку, свободному от этих забот, зато превосходит его тем, что по своим заботам об осуществлении истинного учения в реальной жизни 

представляет собою подобие, хотя и слабое, Провидения.

Климент Александрийский. Строматы


Солнце и звезды

Из Писаний, мне кажется, ясно видно, что по появлении девства Слово (Божие) не отвергло совершенно деторож­дения. Если луна больше звезд, то этим не уничтожается свет прочих звезд. — Начнем с книги Бытия, чтобы почтить старейшее Писание. Определение Божие и заповедь о деторождении (Быт. 1, 28), конечно, и доныне исполняется; Создатель еще доселе образует человека. Это совершенно ясно, так как Бог доселе, подобно художнику, образует мир, как и Господь научил, сказав: «Отец Мой доныне делает» (Ин. 5, 17). Вот если бы реки уже окончили свое течение, излившись в морское вместилище, если бы свет был совершенно отделен от тьмы (а теперь он еще отделяется), если бы суша перестала производить плоды с пресмыкающимися и четвероногими животными и предопределенное число людей исполнилось, тогда, конечно, следовало бы воздерживаться и от деторождения. А теперь необходимо, чтобы человек и с своей стороны действовал по образу Божию, так как мир еще стоит и устрояется; «плодитесь, — сказано, — и размножайтесь» (Быт. 1, 28). И не следует гнушаться определением Творца, вследствие которого и мы сами стали существовать. Началом рождения людей служит ввержение семени в недра женской утробы, чтобы кость от костей и плоть от плоти, быв восприняты невидимою силою, снова были образованы в другого человека тем же Художником. Таким образом, нужно думать, исполняется изречение: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт. 2, 23).

Мефодий Патарский. Пир десяти дев


Христос воздает награду обеим

Снег приличен зиме, а цветы — весенней поре, седина — морщинам, а сила — юношеским летам. Однако же и цветы бывают зимой, и снег показывается в весенние дни, и юность производит седины; а случалось видать и бодрую старость, и старика гораздо с большими силами, нежели едва расцветающего юношу. Так, хотя супружество имеет земное начало, а безбрачная жизнь уневещивает Всецарю Христу, однако же бывает, что и девство низлагает на тяжелую землю, и супружеская жизнь приводит к небу. А потому если бы стали винить один супружество, а другой — девство, то оба сказали бы неправду… Судии [сравнивающие достоинства супружества и брака], хотя и привязаны были более к супружеской жизни, однако же венчают главу девства. А Христос, воздающий награду обеим, поставит их подле Себя, одну по правую, другую по левую руку. Но и то — великая слава!

Григорий Богослов. Похвала девству


Одинаковые требования

Ты очень заблуждаешься и обманываешься, если думаешь, что другое требуется от мирянина, а другое от монаха; разность между ними в том, что один вступает в брак, а другой нет, во всем же прочем они подлежат одинаковой ответственности. Так, гневающийся на брата своего напрасно, будет ли он мирянин или монах, одинаково оскорбляет Бога, и взирающий на женщину «ко еже вожделети ея» будет ли он тем или другим, одинаково будет наказан за это прелюбодеяние (Мф. 5, 22, 28). Если же можно прибавить что-либо по соображению, то — мирянин менее извинителен в этой страсти; потому что не все равно, тот ли прельстился красотой женщины, кто имеет жену и пользуется этой утехой, или будет 

уловлен этим грехом тот, кто вовсе не имеет такой помощи (против страсти).

Иоанн Златоуст. К враждующим против тех, которые привлекают к монашеской жизни


Морального превосходства нет

Что же, создается ли безбрачием какое-нибудь новое христианство?.. Я должен ответить отрицательно. Ведь безбрачие не цель, а средство. Это один из путей, а к цели своей христианин может прийти и другим путем. Всякий человек избирает тот путь, по которому ему идти удобнее. А само в себе безбрачие особого морального содержания не имеет… Думаю, не хочет апостол [Павел] сказать, что семейные Господу совсем не угождают и не могут угождать. Он рассуждает практически: чаще всего так бывает, наиболее обычное явление. Можно и безбрачному вовсе Господу не угождать, но при равном желании угождать Богу у безбрачного больше благоприятных условий для осуществления своего доброго желания, нежели у женатого. Но искать в словах апостола учение о моральном превосходстве безбрачия сравнительно с браком, по моему мнению (не моему, впрочем, только), было бы ошибкой.

Священномученик Иларион (Троицкий). Единство идеала Христова


Наша цель — преображение

Брак — это откровение и тайна. Мы видим в нем полное преображение человеческого существа, расширение его личности, новое видение, новое восприятие жизни и через это возрождение в новый мир в истинной полноте. Индивидуализм нашего времени создает в браке особые трудности. И для преодоления их необходимы сознательные усилия обеих сторон, чтобы сделать брак истинным «хождением в присутствии Божием» (только Церковь в состоянии по-настоящему и до конца разрешить эти проблемы). И еще — казалось бы, самое простое, но на деле самое трудное, — твердая решимость отвести в браке каждому свое место: жене смиренно стать на второе место, мужу — подъять тяжесть и ответственность быть главой семьи. Если такая решимость и желание обнаруживаются, Бог всегда поможет на этом трудном и мученическом («Святии мученицы…» — во время хождения вокруг аналоя), — но вместе с тем и блаженном пути. Брак, плотская любовь — величайшее таинство и тайна, так как через него осуществляется нечто наиболее реальное и вместе с тем наиболее таинственное из всех возможных форм человеческого общения. Качественно, брак дает нам возможность подняться над обычными правилами человеческих отношений и войти в сферу чудесного и сверхчеловеческого 
[то есть брак дает супругам ровно то, что дает безбрачие монашествующим].

Священник Александр Ельчанинов. Из записок

Поделиться

Другие статьи из рубрики "ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ"