Большие вопросы маленького театра

«Наш маленький театр» не прописан по определенному адресу, не имеет своей сцены — и не театр вовсе, а группа увлекающихся актерской игрой товарищей, «проросшая» из православного кружка. Что же в нем такого, что самые разные люди становятся его преданными зрителями?
Журнал: № 11 (ноябрь) 2015Автор: Андрей ГореликовФотограф: Станислав Марченко Опубликовано: 26 ноября 2015

Энтузиазм и профессионализм

Искусство можно попытаться разделить на «серьезное» и любительское. То есть (как правило) — на создаваемое получившими профильное образование профессионалами или, с другой стороны, дилетантами. Применительно к сценическому искусству речь заходит о противопоставлении больших, известных (хотя бы в узких кругах) театров и маленьких трупп, участники которых словно бы развлекаются камерными постановками между делом, для себя и для друзей.

«Наш маленький театр» невозможно сразу определить в одну из этих категорий. Это действительно просто небольшое содружество единомышленников, не имеющее даже собственной сцены, но при этом разделяющее общие принципы и ведомое к определенной цели профессиональным режиссером Алексеем Лебедевым. Как кружок любителей театра превратился в команду, занимающуюся классическим русским драматическим театром, который Алексей и считает истинно православным?

Энтузиасты первоначально собирались под эгидой православного клуба «Чайка». Артисты труппы были также связаны с театром «Странник», но вскоре пути театра и труппы разошлись. «Маленький театр» как отдельный коллектив со своей концепцией появился, когда труппа во главе с Антоном Поповым позвала приглашенным режиссером Алексея Лебедева. Тот должен был проводить тренинги для актеров, а также поставить спектакль «Звездный мальчик» Людмилы Разумовской по мотивам сказки Оскара Уайльда. Постановка так и не была осуществлена. Во-первых, как признает Лебедев, материал был слишком сложен для любителей. Во-вторых, содержание и мотивы пьесы немедленно вызвали жаркие споры в коллективе.

Антон Попов создал свой театр, потому что ему было жалко труда, затрачиваемого на приходские постановки. Ведь их показывают только на праздники — и больше не повторяют
Антон Попов создал свой театр, потому что ему было жалко труда, затрачиваемого на приходские постановки. Ведь их показывают только на праздники — и больше не повторяют
Как рождается спектакль?.. Помогает какое-то впечатление — услышал музыку из окна, когда гулял по улице, или встретил людей, чьи реакции на какие-то вещи как нельзя лучше подходят под конкретный эпизод… Потом начинается работа над сценарием, но на это тратится совсем немного времени — неделя-другая. Затем мы собираемся, обсуждаем, кто какую роль сыграет, корректируются диалоги персонажей в зависимости от характера актера. Дальше составляется смета, находятся деньги, изготавливаются декорации, шьются костюмы и проводятся репетиции. С момента «рождения» спектакля до премьеры проходит 1,5–2 месяца.
Антон Попов. Из интервью журналу «Вода живая» (май, 2008) 

— Однажды при мне два актера начали горячий спор между собой, выясняя, можно ли играть на сцене ангела. Пришлось спрашивать благословения у старшего священника Иоанновского ставропигиального женского монастыря, протоиерея Николая Беляева, — рассказывает Алексей.

Постепенно коллектив покинули те из актеров, кому семейные и профессиональные дела не позволяли уделять театру достаточно времени  — контроль за посещением репетиций стал строже. Актер «Маленького театра» Александр Шипило уточняет: «Если раньше люди приходили и приятно проводили время, теперь нужно было работать. Люди все уже взрослые. Одно дело — учить школьника или студента, другое — поучать выпускника, специалиста. У такого человека уже свой опыт, свои представления о „можно“ и „нельзя“. Сформировавшимся людям очень легко решить, что новый человек делает всё „неправильно“, и уйти».

Лебедев пришел со своим видением того, как нужно работать с пьесами, и своими требованиями к актерам. Как говорит сам режиссер, основная задача — правильно и внимательно изучить исходный текст.

— Сейчас невозможно пойти посмотреть классическую постановку — будет обязательно некий концепт, перформанс, «авторское прочтение». Я же считаю иначе —  намного сложнее прочитать написанное, нежели подчинить себе материал, — комментирует Лебедев.

В сравнении с эпохой при «Страннике», коллектив покинули две трети артистов. Труппа может позволить себе только те постановки, где на сцене задействованы три-четыре человека. У театра нет своего помещения и финансирования, ему приходится переезжать с места на место. Репетиции порой проходят на улице. Несмотря на неуверенность в завтрашнем дне, энтузиазм оставшихся в труппе актеров не угасает. В ближайших планах «Нашего маленького театра» — «Сказка о рыбаке и рыбке» и спектакль «Интервью» Сергея Юрского.

 

Алексей Лебедев
Алексей Лебедев

история

Вначале был театр «Чайка», основанный Антоном Поповым в 2006 г. при одноименном молодежном клубе петроградского района. Театр показывал свои спектакли — изначально это были сказочные пьесы — не только на различных приходах, но и в детских домах и больницах. «Наш маленький театр» как отдельный коллектив со своей концепцией возник в 2010 г., когда в театр-студию пришел режиссер Алексей Лебедев.  


Текст и подтекст

Насколько много смысла в том, чтобы в эпоху, когда театр во всем мире стал «холодным» жанром, пытаться выбить искру силами нескольких любителей, кочующих по подмосткам разных клубов? Тем более, когда кредо театра такое «незатейливое» и непривлекательное для рекламы — следовать за авторским текстом. В «Маленьком театре», однако, верят в открытия, которые можно сделать на этом пути.

— Мы, при всех сложностях, пытаемся исследовать происхождение, энергию слова, — рассказывает режиссер. — Репетиция может длиться несколько часов, когда мы цепляемся за одно слово и начинаем его разбирать. Каждый небольшой актерский прорыв дает понять, что мы занимаемся нужным делом. Бывает, в пьесе есть место, которого ты и актеры «не слышат». Я уже заметил, что это, как правило, ключевые места, где кроется загадка всей пьесы. Режиссерская совесть говорит, что надо бы не спешить, подольше поработать с этим отрывком. И когда начинаешь любить это место, которое прошучивал ранее, роль поворачивается совсем новой гранью.

Главным спектаклем и главным успехом театра на сегодня является постановка пьесы «Дорогая Елена Сергеевна» Людмилы Разумовской. Это известная многим по экранизации Эльдара Рязанова психологическая драма о старшеклассниках, которые шантажируют свою учительницу. На сцене пять человек. Стол, стулья и загородка — пространство второй комнаты. Возможные недочеты игры покрываются тем, как тонко артисты взаимодействуют с этим минималистическим пространством. Для драмы не нужно ни грандиозных декораций, ни спецэффектов.

На заднике виднеются портреты Пушкина, Гоголя, Тургенева; в подтексте пьесы явно угадывается обращение к русской литературной традиции. Один из персонажей много говорит о Достоевском, Боге и природе зла, а другой подхватывает: «Люди выбирают совершать зло, потому что это удовольствие». Эта неестественная декларация приверженности пороку объясняется, видимо, тем, что персонажи-подростки не воплощают зло как таковое, а просто «играют гадов», примеряют маски взрослой жизни. «Хорошие они или плохие — так вопрос вообще не стоял. Это просто люди, которые „проявились“ в связи с определенными обстоятельствами, это и был предмет режиссерского и актерского исследования», — отмечает Алексей.

— Спектакль заканчивается для зрителя загадкой. Были постановки, где Елена Сергеевна вешалась, были — где всех выгоняла. Мы оставляем зрителю возможность задуматься, — говорит Александр Шипило.

Пьеса "Дорогая Елена Сергеевна" Людмилы Разумовской
Пьеса "Дорогая Елена Сергеевна" Людмилы Разумовской

Подход, который Лебедев стремится привить своим артистам, заключается в том, что не бывает однозначно плохих или хороших персонажей. Никакой человек не обладает вечно определяющим его поведение качеством, но поступает как заложник своих обстоятельств и реакций. Александру роль школьного «интеллектуала», который издевается над старой женщиной и перекладывает вину на нее же — ему, таланту, поставила двойку! — далась очень тяжело:

— Алексей поставил задачу сыграть именно не подлеца, а человека, оказавшегося в таких обстоятельствах, когда уйти уже не может. И мы очень по-разному видели героя. Твою девушку по пьесе, на твоих глазах практически насилуют, а ты стоишь и думаешь про Достоевского, — комментирует он.

Вот как оценивает эпизод Алексей Лебедев:

— Есть момент, когда возлюбленная героя уходит с другим человеком — читавшие пьесу поймут, о каком моменте я говорю, — герой при этом не вмешивается. Актер же, который его играл, говорил: «Я бы на его месте набил морду». Я ему объяснял: «В твоей жизни такого, слава Богу, не было, но если подобное произойдет, еще неизвестно, что ты будешь делать. Она же сама к нему пошла. Можно сколько угодно говорить, какой ты герой, но всем морды не набьешь».

Подобное представление о человеческой мотивации, конечно, не является оправданием зла. Скорее, речь о попытке освободить образ человека от раз навсегда наклеенных ярлыков.

Во-первых, эта ориентация на обстоятельства и контекст, высвобождение структуры и внимание к тем «мелочам», которые становятся ключом конфликта, — по нынешним временам, авангардный (как его понимают в самой труппе — классический), а не замшело-провинциальный подход к театру.

Лебедев считает, что хороший драматург оставляет на откуп режиссеру изображение непрописанных связей между героями и событиями. Людмила Разумовская однажды посетила спектакль — и неожиданно для всех расплакалась, глядя на очередную любительскую версию своей многажды поставленной пьесы. «Я этого даже не писала!» — сказала она потом. «А мы это прочли!» — заметила труппа, артисты засыпали драматурга цитатами из её же произведения. Людмила Разумовская  была серьёзно озадачена и уехала задумчивой, но никак не разочарованной.

Во-вторых, в таком понимании мотиваций и поступков героев есть отзвуки христианского знания о том, что человек при жизни никогда не «определен» окончательно. Всякий может пасть и может спастись при всем грузе поступков, совершенных ранее. В том числе и сбросившие маски и испугавшиеся школьники из пьесы, которые в финале постановки, после открытой концовки, встают рядом с Еленой Сергеевной как бы для выпускной фотографии «на вечную память».


Жизнь и ремесло

Лебедев не ставит чисто религиозные спектакли и не притягивает в каждую пьесу религиозную мораль. В этом отношении труппа ушла от принципов околоправославного театрального кружка. Здесь считают, что «проповеди» со сцены не так важны, важнее принципы человеческого поиска истины, реализуемые в драматургии.

Лебедев много говорит о «Золушке» Евгения Шварца, с работы над которой фактически начался путь «Нашего маленького театра». По его мнению, режиссеры по инерции, доставшейся от народной сказки, неверно воспринимают связь между Золушкой и мачехой в пьесе.

— В классической сказке мачеха Золушки — злая женщина, — рассказывает режиссер. — Но если мы внимательно прочитаем замечательного драматурга Шварца, мы увидим, что он-то написал про мать. Та выдает замуж старшую дочь, для которой бал у принца — последний шанс на замужество. Что происходит с матерью, дочь которой может остаться одинокой и несчастной? Конечно, она будет кричать на Золушку, когда та не приготовила платье или еще что-то. Не потому что Золушка плохая, а потому что мать переживает за своих детей, включая и неродную ей девушку. Ольга Братчина, игравшая Золушку, сказала мне тогда, что это очень православный взгляд. Это и стало для меня отправной точкой в спектакле.

Первым спектаклем «Нашего маленького театра» стала «Золушка» по пьесе Е. Шварца. В главной роли - Ольга Братчина
Первым спектаклем «Нашего маленького театра» стала «Золушка» по пьесе Е. Шварца. В главной роли - Ольга Братчина

«Наш маленький театр» — название, которое прижилось случайно, когда нужно было как-то назвать группу «ВКонтакте». Члены коллектива за делами словно и не задумывались, какое имя обозначит их работу. У всех артистов есть профессии, у многих — семьи. Многие ушли, большинству посещать репетиции дважды в неделю тяжело. Остаются те, кто чувствует, что им дает это занятие. В том числе — знание о себе и о других. Когда, работая над ролью, откроешь в себе хорошее,  — а когда и не очень, и станет не по себе.

— Пропустить через себя такие обостренные обстоятельства, каковыми они являются в драматургии, дело трудное, — заключает режиссер. — В наше время человек, наоборот, старается уйти от обострений, закрыться в себе. Как говорил один киноперсонаж: «Мы перестали лазить в окна к любимым женщинам». Действительно, смс написать-то проще. Мы ставим себя в некие рамки, но только потому, что нет шанса узнать, какие мы на самом деле. Но судить себя — это, в общем-то, гордыня. Мы занимаемся поиском. Драматургия бесконечна, как и поиск самого себя.

 

Поделиться

Другие статьи из рубрики "Крупный план"

29 марта, пятница
rss

№ 11 (ноябрь) 2015

Обложка

Статьи номера

ПОДРОБНО
/ Интервью / Ощущение правды
/ Крупный план / Большие вопросы маленького театра
/ Крупный план / День радио митрополии (Часть 3)
/ Крупный план / День радио митрополии (Часть 1)
/ Via Historica / Дома для Мельпомены
ПРОПОВЕДЬ
Деятельная любовь
ОБРАЗЫ И СМЫСЛЫ
/ Имена / Духовная сцена в ожидании зрителя
/ Имена / Иконописец-авангардист
/ Имена / Из Ленинграда в Санкт-Петербург
/ Имена / Слово петербургского пастыря
/ Умный разговор / Грозный, но не святой царь
ЛЮДИ В ЦЕРКВИ
/ Приход / Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 2)
/ Приход / Приход под крылом ЮНЕСКО (Часть 1)
/ Подари журнал / Подари журнал... кому?
/ Проект / Я бы на журфак пошел... пусть меня научат
ИНФОРМАЦИЯ ОТ НАШИХ ПАРТНЕРОВ
«Жизнь человека – это самое дорогое, самое ценное и самое святое»
ЧТО ЧИТАТЬ, СЛУШАТЬ, СМОТРЕТЬ
Младшая сестра блаженной Ксении
Музыка в ноябре
Выставки в ноябре